Нормативные акты по туризму в Московской области

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

РЕШЕНИЕ Совета депутатов Люберецкого муниципального района МО от 28.06.2006 N 83/12
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА ДО 2010 ГОДА"




СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2006 г. N 83/12

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
СПОРТА И ТУРИЗМА ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА ДО 2010 ГОДА



В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 29 Устава муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области Совет депутатов муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области решил:
1. Утвердить Программу развития физической культуры, спорта и туризма Люберецкого района до 2010 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам и молодежной политике Мурашкина А.П.

Глава района
В.П. Ружицкий





Утверждена
решением Совета депутатов
Люберецкого муниципального района
Московской области
от 28 июня 2006 г. N 83/12

ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА ДО 2010 ГОДА"

Паспорт Программы

Наименование Развитие физической культуры, спорта
Программы и туризма Люберецкого района до 2010 года

Заказчик Администрация Люберецкого района
Программы

Заказчик- Администрация Люберецкого района
координатор
Программы

Основной МУ "Комитет по ФКСиТ" Люберецкого района
разработчик
Программы

Цель Программы - регулирование отношений в сфере физической
культуры и спорта на территории района;
- определение основных целей, задач
и принципов политики, а также направления
организационного, правового и экономического
регулирования отношений в области физической
культуры и спорта;
- создание условий для укрепления здоровья
населения путем развития инфраструктуры
спорта, популяризации массового спорта,
спорта высших достижений и приобщения
различных слоев населения к регулярным
занятиям физической культурой и спортом;
- профилактика заболеваний, вредных привычек
и правонарушений

Задачи - повышение интереса населения Люберецкого
Программы района к занятиям физической культурой
и спортом;
- развитие инфраструктуры для занятий
физической культурой и спортом, в том числе
по месту жительства;
- поддержка и создание благоприятных условий
для развития физкультурно-оздоровительной
и спортивной работы, укрепления здоровья,
подготовки высококвалифицированных
спортсменов - кандидатов в сборные команды
района, Московской области, РФ;
- пропаганда здорового образа жизни
средствами физической культуры и спорта;
- внедрение и реализация программы для детей
"Спорт - альтернатива вредным привычкам";
- создание благоприятных условий
для физической реабилитации и адаптации
людей с отклонениями в развитии и инвалидов
средствами физической культуры и спорта

Важнейшие - процент населения Люберецкого района,
целевые систематически занимающегося физической
индикаторы культурой и спортом;
и показатели - количество зарегистрированных
Программы физкультурно-спортивных организаций
и центров для занятий спортом;
- количество квалифицированных тренеров,
тренеров-преподавателей и инструкторов
физкультурно-спортивных организаций,
работающих по специальности;
- количество спортсменов Люберецкого района,
вошедших в сборные команды Московской
области и РФ;
- количество инвалидов, занимающихся
физической культурой и спортом

Срок 2006-2010 годы
реализации
Программы

Этапы 1 этап (2006-2008 гг.);
реализации 2 этап (2008-2010 гг.)
Программы

Объем
и источники
финансирования
Программы

Ожидаемые В результате реализации Программы
конечные к 2010 году предполагается:
результаты - увеличить процент населения Люберецкого
реализации района, систематически занимающегося
Программы физической культурой и спортом,
до 30 процентов от общего числа
населения Люберецкого района;
- увеличить количество физкультурно-
оздоровительных и спортивных организаций;
- увеличить показатель обеспеченности
спортивными сооружениями;
- увеличить количество квалифицированных
тренеров, тренеров-преподавателей
и инструкторов физкультурно-спортивных
организаций, работающих по специальности

1. Характеристика проблемы

Основополагающей задачей муниципальной политики является создание условий для роста благосостояния населения Люберецкого района, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих регионов показывает, что такая задача может быть решена при реализации комплексной программы.
Кроме того, роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на областных, российских и международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы населения, а также ее военной и политической мощи.
За последние годы в Московской области и в Люберецком районе в частности обострились проблемы с состоянием здоровья населения, значительно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем, пристрастившихся к курению. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы. Реальный объем двигательной активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Основными причинами, негативно влияющими на состояние здоровья населения района, следует считать снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения района.
Следует констатировать, что с внедрением рыночных отношений в сферу физической культуры и спорта повышение стоимости оздоровительных услуг сделали их труднодоступными для многих жителей Люберецкого района.
Имеющаяся материально-техническая база физической культуры мало приспособлена для массовых физкультурно-оздоровительных занятий населения, является отсталой в техническом оснащении.
Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности как спорта высших достижений, так и развитие физической культуры. Для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, пока не созданы соответствующие условия. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 6% от количества проживающих в районе, что на 3% ниже среднего областного уровня (по России средняя цифра 17%).
В настоящее время в Люберецком районе регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 11% населения.
К факторам, сдерживающим развитие физической культуры и спорта, в настоящее время относится ряд проблем, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их моральный и физический износ, задачам развития массового спорта в районе;
- ликвидация должностей организаторов физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства;
- недостаточное количество профессиональных физкультурных кадров.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
- комплексный подход к решению проблемы;
- распределение полномочий и ответственности;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Основные программные мероприятия:
- развитие физической культуры и спорта по месту жительства;
- организация пропаганды физической культуры и спорта;
- увеличение количества спортивных сооружений;
- развитие и модернизация физкультурно-спортивной инфраструктуры;
- осуществление мониторинга оценки населением проводимых мероприятий по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом и динамики процента населения Люберецкого района, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- возможность адаптации мероприятий Программы к потребностям граждан и, при необходимости, их корректировки.

2. Основная цель и задача Программы, срок и этапы
ее реализации, целевые индикаторы и показатели

Целью Программы является регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта на территории района, определение основных целей, задач и принципов политики, а также направления организационного, правового и экономического регулирования отношений в области физической культуры, спорта. Создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и спорта высших достижений, приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
- повышение интереса различных категорий населения Люберецкого района к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, в том числе и по месту жительства;
- создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;
- снижение криминогенной напряженности в молодежной среде за счет развития технических видов спорта, совершенствования и сохранения детско-юношеского спорта, привлечения молодежи к физкультурно-спортивной деятельности, последовательного развития материально-технического обеспечения физической культуры и спорта для детей и юношества района;
- укрепление и развитие материально-технической базы;
- физическая реабилитация и адаптация людей с отклонениями в развитии и инвалидов средствами физической культуры и спорта;
- создание льготных условий для занятий детей, инвалидов и ветеранов;
- разработка и выполнение календарного плана физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и туристских мероприятий, в том числе организация и проведение районных, областных, всероссийских и международных соревнований;
- установление согласования порядка выдачи разрешений на допуск лиц к профессиональной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- оборудование городского стенда "Физическая культура и спорт в жизни люберчан";
- организация выпуска информационного сборника (вестника) "Люберцы спортивные" (ежегодно по итогам года);
- выделение стипендий главы района перспективным спортсменам и тренерам.
Основными задачами Программы являются:
- повышение интереса различных категорий населения Люберецкого района к занятиям физической культурой и спортом посредством;
- разработка физкультурно-оздоровительных программ для различных слоев населения;
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися (обучающимися, воспитанниками и студентами), пенсионерами, инвалидами;
- организация пропаганды физической культуры и спорта, включающей в себя распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, освещение соревнований и открытия спортивных центров, информационная поддержка Программы в сети Интернет;
- обеспечение высокого качества спортивных услуг путем внедрения системы добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом по месту жительства;
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства.
Для оценки промежуточных и конечных результатов реализации Программы будут использоваться следующие целевые индикаторы и показатели:
- процент населения Люберецкого района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в том числе учащихся (обучающихся, воспитанников и студентов), женщин, инвалидов (предполагается увеличить этот показатель с 11% в 2004 году до 20 процентов в 2010 году, то есть ежегодный прирост составит 1,5-2 процента);
- количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, официально зарегистрированных (предполагается увеличить этот показатель до 30 спортивных объектов на 100 тыс. жителей в 2010 году с учетом всех специализированных физкультурно-спортивных учреждений);
- количество квалифицированных тренеров, тренеров-преподавателей и инструкторов физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, что соответствует социальным нормативам обеспеченности и требованиям рынка (предполагаемый рост на 30% работников с учетом задействованных в коммерческом секторе);
- уровень обеспеченности бассейнами, залами и плоскостными сооружениями на 10 тыс. человек (ожидается ежегодный рост этого показателя на 2 процента).
Реализация Программы рассчитана на 4 года, будет проводиться в два этапа.
Мероприятия первого этапа (2006-2008 годы) включают в себя:
- изучение потребности в занятиях физической культурой и спортом различных категорий граждан на территории района;
- инвентаризацию спортивных объектов независимо от форм собственности, согласование места строительства новых спортивных объектов на территории Люберецкого района;
- начало строительства спортивных объектов по месту жительства;
- организацию пропаганды занятий физической культурой и спортом;
- начало разработки соответствующих современным требованиям методик занятий физической культурой и спортом среди молодежи.
В течение первого этапа предполагается увеличение процента систематически занимающихся физкультурой и спортом до 13 процентов.
Мероприятия 2 этапа (2008-2010 годы) включают в себя:
- продолжение строительства и постепенный ввод в эксплуатацию спортивных объектов по месту жительства;
- осуществление мероприятий по организации пропаганды занятий физической культурой и спортом;
- разработку и внедрение физкультурно-оздоровительных программ и технологий и их адаптацию в спортивных учреждениях с учетом особенностей развития детей и подростков;
- продолжение осуществления мероприятий по реконструкции и модернизации спортивной инфраструктуры в Люберецком районе.
В течение второго этапа предполагается увеличение процента населения Люберецкого района, систематически занимающегося физкультурой и спортом, до 20 процентов.

3. Программные мероприятия

Ежегодная система проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий среди всех возрастных групп и категорий населения Люберецкого района и участие в областных, российских и международных спортивных мероприятиях.
Укрепление материально-технической базы и инфраструктуры физической культуры и спорта:
- реконструкция стадиона "Торпедо" со стрелковым тиром, ремонт запасного поля и его ограждения, реконструкция беговых дорожек и трибун;
- оборудование мототрассы в овраге у стадиона "Торпедо" для занятий молодежи района техническими видами спорта, открытие спортивного клуба по техническим видам;
- строительство спортивного комплекса единоборств;
- строительство и оборудование комбинированных спортивных площадок в г. Люберцы и в поселках;
- реконструкция спортивно-оздоровительного лагеря "Старт" и его круглогодичная работа;
- реконструкция спортивно-оздоровительного лагеря "Спартаковец".
Ежегодная подготовка и проведение летней оздоровительной кампании:
- "Старт" - 250 человек;
- "Спартаковец" - 100 человек + 200 человек в другие спортивно-оздоровительные лагеря.
Разрешение на заключение трехстороннего соглашения на безвозмездной основе о пользовании спортивными залами общеобразовательных школ сроком на 5 лет с правом пролонгации.
Создание согласительной комиссии для разрешения и контроля вопросов деятельности в области физической культуры и спорта на территории Люберецкого района.
Организация училища олимпийского резерва по греко-римской борьбе на базе общеобразовательных школ N 1, 44.
Принятие комплексной программы для внедрения и реализации в общеобразовательных школах района "Спорт - альтернатива вредным привычкам" ("Спортивная юность").
Внедрение и реализация программы для детей МГАФК "Спорт - альтернатива вредным привычкам". В результате пятилетней апробации на территории Московской области эта программа показала свою высокую эффективность, теоретическую и практическую значимость. В этой программе физическая культура выступает как составная часть совокупной культуры общества, как компонент социального образа жизни. При этом на передний план выдвигается результат, а не процесс (приложение N 2).
Проведение смотров-конкурсов:
- на лучшее спортивное сооружение района;
- на лучшую постановку массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на спортивных сооружениях, в коллективах физической культуры:
на лучшую спортивную школу;
на лучший клуб по месту жительства.
Укрепление материально-технической базы спортивно-оздоровительного клуба инвалидов.
Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни включают в себя производство и размещение рекламы, проведение периодических опросов населения с целью выявления удовлетворенности организацией занятий физической культурой и спортом.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счет местного бюджета, а также внебюджетных средств.
При финансировании мероприятий Программы соотношение объема средств местного бюджета, а также внебюджетных средств определяется в зависимости от выбора механизма реализации мероприятия с учетом уровня социально-экономического развития.

5. Механизм реализации Программы

До начала реализации Программы заказчик-координатор утверждает:
- порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы (план мероприятий) (приложение N 1);
- механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
- порядок обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей.
Заказчик-координатор Программы определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, доводит информацию о реализации Программы, совместно с исполнителями мероприятий Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств местного бюджета, а также за несвоевременное представление отчетности.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы заказчик-координатор Программы постоянно обращает внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, на привлечение средств внебюджетных источников финансирования, на достижение промежуточных и конечных результатов реализации.
Руководитель Комитета по физической культуре, спорту и туризму является руководителем Программы и несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется администрацией Люберецкого района.
Распределение функций по контролю и надзору за производством строительно-монтажных работ на объектах инфраструктуры физической культуры и спорта, приемке объектов на баланс, финансированию и вводу в эксплуатацию объектов, строительство которых осуществлено в рамках Программы, определяется соглашениями, заключаемыми администрацией Люберецкого района.
Администрация Люберецкого района, действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет следующие функции:
- организация проектирования различных типовых вариантов строительства, объектов спортивной инфраструктуры по месту жительства;
- организация проведения маркетинговых исследований с целью выявления предпочтений конечных пользователей объектов спортивной инфраструктуры;
- организация общего контроля над ходом строительства;
- организация и контроль над процессом привлечения и использования внебюджетных средств;
- приемка объектов и передача их в эксплуатацию;
- проведение выборочных проверок соблюдения условий соглашения о передаче объекта в части предоставления доступа к спортивной инфраструктуре малообеспеченным категориям граждан.
Основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей, об объеме затраченных финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются администрацией Люберецкого района в средствах массовой информации не реже 2 раз в год и представляются в сети Интернет.
Финансирование деятельности Программы осуществляется в установленном порядке по смете, утверждаемой администрацией Люберецкого района, Советом депутатов за счет средств местного бюджета.
Для обеспечения мониторинга и независимой оценки хода реализации Программы создается Координационный совет Программы, который формируется из представителей государственных органов власти (законодательной и исполнительной), в области физической культуры и спорта и спортсменов.
Председателем Координационного совета Программы является глава Люберецкого района. Регламент работы Координационного совета Программы и его состав утверждаются главой Люберецкого района.
Основными задачами Координационного совета Программы являются:
- рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
- выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.

6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы

Основные целевые индикаторы и показатели Программы, по которым будет оцениваться эффективность ее реализации:
- повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости;
- выраженная тенденция к снижению среднего числа дней временной нетрудоспособности от всех причин будет свидетельствовать об эффективности реализации программных мероприятий;
- мероприятия Программы направлены на рост числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, что приведет к увеличению расходов на физическую культуру и спорт как за счет роста расходов местного бюджета, так и за счет увеличения расходов граждан на физическую культуру и спорт (приобретение абонементов в спортивные клубы и секции);
- рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Основной экономический эффект от реализации Программы выразится в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности.





Приложение N 1
к Программе

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ,
НАМЕЧАЕМЫЕ К РЕАЛИЗАЦИИ В 2006-2010 ГОДАХ ПО ОТРАСЛИ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

N п/пСодержание мероприятий Ответственный исполнитель Срок исполненияИсточник финансирования2006 2007 2008 2009 20101. Реконструкция спортивного комплекса "Торпедо" Администрация Люберецкого района2006-2008 140000460000 100000 - 2. Реконструкция спортивно- оздоровительных лагерей "Старт", "Спартаковец" 3. Строительство и оборудование трех комплексных спортивных площадок с искусственным покрытием в г. Люберцы и четырех в поселках Администрация Люберецкого района2007-2010 - 600 600 9004. Создание муниципального спортивно-технического клуба Комитет по ФКСиТ 2007 1480 1628 17765. Создание муниципального футбольного клуба Комитет по ФКСиТ 2008 1342 14646. Создание муниципального спортивного военно-патриотического клуба Комитет по ФКСиТ 2009 14647. Создание спортивного клуба ветеранов Комитет по ФКСиТ 2010 11008. Приобретение спортивного инвентаря и оборудования для спортивных школ и спортивныхклубов Комитет по ФКСиТ 2007-2010 1205,91326,514479. Аренда спортивных сооружений для проведения учебно-тренировочных занятий Комитет по ФКСиТ 2007 700 770 84010.Проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов Комитет по ФКСиТ 2007-2010 7350 10008 1323011.Выделение стипендий главы районаталантливым спортсменам, тренерам, работникам физической культуры и спорта (20) Администрация Люберецкого района2007-2010 720 840 96012.Пропаганда физической культуры и спорта Комитет по ФКСиТ 2006-2010 500 600 70013.Строительство спортивного комплекса единоборств 14.Строительство бассейна ИТОГО 140000472556 117115 227811100




Приложение N 2
к Программе

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "СПОРТИВНАЯ ЮНОСТЬ"

Комплексная программа физического и духовного воспитания школьников "Спорт - альтернатива вредным привычкам" ("Спортивная юность").

Основные задачи Программы

- приобщение к ценностям физической культуры и спорта;
- укрепление здоровья и физической подготовленности средствами физической культуры и спорта;
- внедрение основных элементов здорового образа жизни, профилактика правонарушений;
- подготовка юношей к защите Отечества;
- патриотическое воспитание;
- представление возможности самоутверждения и воспитания воли в достижении поставленной цели;
- развитие коллективизма;
- освоение основных принципов спортивной тренировки, организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, самоконтроля;
- привлечение к систематическим занятиям по интересам в спортивных секциях.

Разделы и содержание Программы

1. Спортивные соревнования:
- мониторинг физической подготовленности школьников 5-11 классов (соревнования по школьному спортивному многоборью - "Физическое совершенство");
- баскетбол;
- волейбол;
- мини-футбол;
- школьное спортивное троеборье.
2. Конкурсы:
- "Спорт для всех" (телевизионная версия);
- "Все за одного! Один за всех!";
- "Знаю и умею!" (6 + 1).
3. Военно-патриотическое воспитание:
- спортивные соревнования;
- легкоатлетическая эстафета;
- преодоление военизированной полосы препятствий;
- стрельба из и/к винтовки;
- викторины и конкурсы "Они защищали Родину":
по истории Великой Отечественной войны;
рисунков;
очерков.
4. Специальная образовательная подготовка:
- олимпийское образование;
- чтение лекций "О пагубных последствиях курения, употребления алкогольных напитков".