Нормативные акты по туризму в Московской области

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.12.1997 N 67/97-ОЗ
(ред. от 06.11.2003)
"О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят решением Мособлдумы от 26.11.1997 N 6/154)


11декабря1997года N67/97-ОЗ




Принят
решением
Московской областной Думы
от 26 ноября 1997 года
N 6/154



ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов МО от 23.12.1998 N 62/98-ОЗ,
от 06.11.2003 N 141/2003-ОЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

Закон Московской области "О туристской деятельности в Московской области" (далее - Закон) определяет принципы государственной областной политики в сфере туризма и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также устанавливает порядок рационального использования туристских ресурсов в Московской области.

Статья 2. Законодательство Московской области о туристской деятельности

Правовую основу туристской деятельности составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Московской области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Московской области.

Статья 3. Основные понятия и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- туризм - временные выезды (путешествия) граждан с места жительства (места пребывания) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
- турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
- туристские ресурсы - памятники истории и культуры, народные художественные промыслы, природные, социально-культурные объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
- туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
- туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;
- тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
- туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор);
- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
- туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
- туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
- субъект туристской деятельности - туроператор, турагент, организация (индивидуальный предприниматель) туристской индустрии;
- реестр объектов туристской индустрии - перечень (опись) объектов, расположенных на определенной территории и представляющих интерес с социально-экономических, исторических, культурных, познавательных, оздоровительных и иных позиций;
- кадастр туристских ресурсов - систематизированный свод качественных и количественных сведений и оценок, составляемых периодически или непрерывно и касающихся земельных, ландшафтных и рекреативных ресурсов, используемых туристами и рекреантами или резервируемых для последующего освоения.

Статья 4. Принципы и цели государственного регулирования туристской деятельности в Московской области

Признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Московской области, органы государственной власти Московской области исходят из принципов:
- определения и поддержки приоритетных направлений туристской деятельности;
- содействия туристской деятельности и создания благоприятных условий для ее развития, в особенности деятельности субъектов туристской индустрии, ориентированных на прием туристов в Московской области;
- оказания содействия в повышении роли туризма по формированию доходной части областного и местных бюджетов, в создании новых рабочих мест;
- содействия инвестированию средств в развитие туристской индустрии на территории Московской области;
- обеспечения охраны окружающей природной среды, сохранения исторического и культурного наследия.
Целями регулирования органами государственной власти Московской области туристской деятельности являются:
- определение прав и обязанностей юридических и физических лиц в сфере туристской деятельности;
- сохранение туристских ресурсов;
- разработка и утверждение государственных программ Московской области по развитию туризма;
- создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- поддержка и развитие международного сотрудничества Московской области в сфере туристской деятельности.

Глава II. Компетенция органов государственной власти
Московской области и органов местного самоуправления
в сфере туристской деятельности

Статья 5. Компетенция органов государственной власти Московской области в сфере туристской деятельности

Органы государственной власти Московской области самостоятельно и в полном объеме регулируют туристскую деятельность и содействуют развитию туристской индустрии на территории Московской области по всем вопросам, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в Московской области в сфере туристской деятельности

Органы местного самоуправления регулируют туристскую деятельность на территории соответствующих муниципальных образований в соответствии со своими полномочиями.
Органы местного самоуправления в установленном действующим законодательством порядке могут быть наделены отдельными государственными полномочиями органов исполнительной государственной власти Московской области в сфере туристской деятельности.

Глава III. Финансовое и организационное обеспечение
туристской деятельности в Московской области

Статья 7. Источники финансирования туристской деятельности

Финансирование туристской деятельности в Московской области может осуществляться за счет:
- собственных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
- кредитов банков и иных кредитных учреждений;
- средств внебюджетных фондов;
- добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
- других, не противоречащих законодательству, доходов и поступлений.
Туристские объединения и организации, граждане имеют право самостоятельно, в том числе на договорной основе, создавать фонды для финансирования туристской деятельности. Организация и деятельность указанных фондов осуществляются в соответствии с их уставами на основании действующего законодательства. В качестве учредителей (соучредителей) указанных фондов могут выступать органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления в Московской области.
Право туристских организаций и индивидуальных предпринимателей на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.

Статья 8. Налоговые льготы

Туристские организации независимо от формы собственности и индивидуальные предприниматели в сфере туристской деятельности в Московской области пользуются льготами по налогам в соответствии с федеральным законодательством.
Московская областная Дума и органы местного самоуправления в Московской области вправе устанавливать дополнительные льготы по налогам, зачисляемым в областной и соответствующие местные бюджеты, для туристских организаций, а также индивидуальных предпринимателей в сфере туристской деятельности.

Статья 9. Страхование при осуществлении туристской деятельности

Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев производится субъектами туристской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхование иных рисков, связанных с совершением путешествия, является добровольным и осуществляется туристами самостоятельно или по их поручению субъектами туристской деятельности.

Статья 10. Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта

(в ред. Закона МО от 06.11.2003 N 141/2003-ОЗ)

Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Подготовка и переподготовка кадров для туристской деятельности

Подготовка и переподготовка кадров для туристской деятельности осуществляются в образовательных учреждениях профессионального образования, реализующих образовательные программы, ориентированные на туристскую деятельность, при наличии у указанных образовательных учреждений лицензии, государственной аттестации и аккредитации.

Глава IV. Туристская деятельность в Московской области

Статья 12. Туристские ресурсы в Московской области

Классификация и оценка туристских ресурсов в Московской области, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов в Московской области и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов в Московской области с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определяются законодательством Российской Федерации и Московской области.
К объектам туристских ресурсов, в отношении которых осуществляются защита и поддержка органами государственной власти Российской Федерации и (или) Московской области, органами местного самоуправления, обеспечивается доступ туристов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Порядок доступа к объектам туристских ресурсов разрабатывается собственником объекта или организацией, в ведении которой он находится, с учетом принятых ограничительных мер, по согласованию с центральным органом исполнительной государственной власти Московской области в сфере туризма.

Статья 13. Права субъектов туристской деятельности

Субъекты туристской деятельности на территории Московской области обладают правами:
- выбора одного, нескольких или всей совокупности видов туристской деятельности;
- использования туристских ресурсов Московской области в пределах установленных нормативов;
- создания объединений туроператоров и турагентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Законом МО от 06.11.2003 N 141/2003-ОЗ)

Статья 14. Обязанности субъектов туристской деятельности

Субъекты туристской деятельности, зарегистрированные на территории Московской области, обязаны:
- согласовывать свою деятельность с центральным органом государственной исполнительной власти Московской области в сфере туризма по вопросам, находящимся в его ведении;
- обеспечивать соблюдение установленных норм и правил, исключающих повреждение или уничтожение туристских ресурсов;
- обеспечивать исполнение правил обслуживания туристов самостоятельно или с привлечением уполномоченных на то органов и (или) организаций;
- вести документальный учет обслуживания туристов в установленном действующим законодательством порядке;
- обеспечивать безопасность туристов, подготовку безопасных условий для туристской работы, обучение туристов правилам безопасности, оказание оперативной помощи туристам специализированными службами;
- нести ответственность за ущерб, причиненный туристами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- предусматривать приспособленность туристских объектов для использования их лицами с ограниченными возможностями (инвалидами, детьми, пенсионерами).
Субъекты туристской деятельности, зарегистрированные не в Московской области, предоставляющие туристские услуги на ее территории, обязаны выполнять части 2, 3, 4, 6, 7 настоящей статьи.

Глава V. Права и обязанности туристов в Московской области

Статья 15. Права туристов

Туристы в местах транзита и временного пребывания на территории Московской области пользуются правами:
- на получение сведений о наличии лицензии и сертификатов соответствия у субъекта туристской деятельности;
- на получение в полном объеме услуг и соблюдение всех условий, указанных в туристских путевках и программах обслуживания, на получение точной, объективной и исчерпывающей информации об условиях и возможностях тура;
- на обеспечение личной безопасности, сохранности имущества, на защиту потребительских прав, на страхование рисков, связанных с совершением путешествия;
- на беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- содействие органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
- иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 16. Обязанности туристов

Туристы в местах транзита и временного пребывания на территории Московской области обязаны:
- соблюдать законодательство Российской Федерации и Московской области;
- соблюдать правила и нормы пользования туристскими ресурсами, гарантирующими их сохранность;
- выполнять условия тура, согласованные с принимающей стороной.

Статья 17. Льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов

Дополнительные права и льготы социального характера могут предоставляться отдельным категориям туристов, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Объединения в туристской деятельности

На территории Московской области могут создаваться общественные объединения туристов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Целями деятельности общественных объединений туристов могут являться развитие форм и видов сотрудничества, координация действий в сфере туризма, выработка предложений по вопросам туризма для органов государственной власти и местного самоуправления, защита прав и законных интересов туристов, иные задачи.

Глава VI. Международное сотрудничество в сфере туризма

Статья 19. Международная деятельность Московской области в сфере туризма

Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации и Московской области, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" и нормативными правовыми актами Московской области.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Московской области о туристской деятельности

Нарушение законодательства Московской области о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 21. Порядок возмещения вреда, нанесенного туристским ресурсам Московской области

(в ред. Закона МО от 23.12.98 N 62/98-ОЗ)

Юридические и физические лица, причинившие вред туристским ресурсам Московской области, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для определения ущерба, причиненного туристским ресурсам, находящимся в собственности Московской области, и подготовки необходимых материалов в каждом отдельном случае создается комиссия, образуемая центральным органом исполнительной государственной власти Московской области в сфере туризма.
Ущерб определяется указанной комиссией в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке.

Губернатор Московской области
А.С. Тяжлов
11 декабря 1997 года
N 67/97-ОЗ