Нормативные акты по развитию туризма в РФ

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 23.09.1999 N КАС99-244
<ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.08.1999 N ГКПИ99-540, КОТОРЫМ ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПИСЬМА МИНФИНА РФ N 04-03-07, ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ N ВЗ-4-03/58Н, ГКФТ РФ N СШ-01/449 ОТ 25.09.1996 "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ">




ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 1999 года



Дело N КАС99-244

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Корягиной Л.Л.

рассмотрела в судебном заседании от 23 сентября 1999 года дело по заявлению ЗАО "Финист - Трэвел" о признании недействительным письма Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года по кассационной жалобе ЗАО "Финист - Трэвел" на решение Верховного Суда РФ от 10 августа 1999 года, которым в удовлетворении заявления ЗАО "Финист - Трэвел" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Министерства РФ по налогам и сборам Кулагина А.Б. и Никулиной Л.М., Министерства финансов РФ - Чехариной З.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Корягиной Л.Л., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Письмом "О налоге на добавленную стоимость", утвержденным 25 сентября 1996 года Государственной налоговой службой РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму, разъяснено, что в соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость лишь тех туристско - экскурсионных путевок, которые утверждены Министерством финансов РФ как бланки строгой отчетности и зарегистрированы Министерством юстиции РФ в установленном порядке, и туристических ваучеров, выдаваемых иностранным туристам.
Закрытое акционерное общество "Финист - Трэвел" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой на данный нормативный правовой акт, сославшись на то, что содержащееся в акте положение о применении налоговой льготы лишь в случае оформления туристических путевок на бланках строгой отчетности противоречит требованиям Федерального закона, не содержащего такого ограничения относительно формы путевок.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения и удовлетворении заявленного требования, сославшись на ошибочность выводов суда, сделанных при разрешении спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия считает вынесенное судом решение законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно сослался на то, что утверждение оспоренным актом форм туристических путевок как документов строгой отчетности произведено заинтересованными органами (федеральными министерством и ведомствами) на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 года, которым во исполнение Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента РФ от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" утверждено согласованное с Верховным Советом РФ "Положение по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Данным правительственным Постановлением Министерству финансов РФ поручено разработать и утвердить по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе путевок), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
Формы туристических путевок утверждены письмом Министерства финансов РФ от 16 июня 1994 года и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Лишь после регистрации форм туристических путевок как документов строгой отчетности Министерство юстиции РФ зарегистрировало и оспоренное заявителем письмо (нормативный правовой акт).
При таких обстоятельствах Кассационная коллегия считает правильным вывод суда о том, что туристическая путевка является документом строгой отчетности и лишь в таком качестве согласно приведенному Постановлению Совета Министров - Правительства РФ может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, а следовательно, от налога на добавленную стоимость должна освобождаться стоимость не любых туристско - экскурсионных путевок, а лишь тех, которые утверждены Минфином РФ как бланки строгой отчетности.
Довод в кассационной жалобе о том, что в подпункте "у" пункта 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не оговорена определенная форма туристических и экскурсионных путевок, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость, не свидетельствует о несоответствии оспоренного акта этому Закону, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции в своем решении, согласно ст. 1 Закона РФ "Об основах туристической деятельности в РФ" туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Вопрос же о форме этого (и других аналогичных документов) и разрешен приведенным выше Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 года во исполнение Федерального закона "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента РФ от 16 февраля 1993 года.
Само правительственное Постановление заявителем в суде не оспаривалось.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что оспоренный акт исключает возможность пользоваться предоставленной законом льготой по налогообложению при реализации путевок юридическим лицам и при безналичных расчетах за путевки, производимых юридическими лицами.
Однако этот довод нельзя признать обоснованным, так как в соответствии со ст. 1 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристическая путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, являющегося правом на тур, предназначенный для реализации туристу.
Коме того, согласно пункту 3 ст. 6 Закона РФ "О бухгалтерском учете" формы документов первичного учета (к таковым относится и туристская путевка) могут быть утверждены приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета в организации только в том случае, если для них не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Следовательно, и по безналичным расчетам при продаже путевок организациям должны использоваться лишь путевки утвержденных Минфином РФ форм, с тем чтобы и на этой стадии реализации действовала предусмотренная пп. "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" налоговая льгота, поскольку и при такой стадии реализации путевок предназначение ее туристу (физическому лицу) сохраняется.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда РФ от 10 августа 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Финист - Трэвел" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
В.И.НЕЧАЕВ
Н.П.ПЕЛЕВИН