Нормативные акты по развитию туризма в РФ

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 14.05.1998 N 2442-II ГД
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 1998 г. N 2442-II ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Б.Г. Кибиревым, К.С. Савельевым, А.Э. Янковским.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по туризму и спорту до 14 июня 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по туризму и спорту доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Правовая ситуация

Действующая в настоящее время в России система регулирования рынка туристских услуг регулируется ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года.
Указанный Федеральный закон, а также другие законодательные акты, определяющие общие условия экономической деятельности на территории России, до настоящего времени не предусматривают использование каких-либо механизмов, направленных на упорядочение и выравнивание конкурентных условий деятельности на внутреннем российском рынке туристских услуг, в том числе, при необходимости и в зависимости от складывающейся реальной экономической ситуации, в форме введения ограничений доступа иностранных поставщиков туруслуг.
В то же время представленный ниже практический, экономический и, соответственно, правовой опыт российской туристской индустрии свидетельствует о потребности в законодательном оформлении таких механизмов, в том числе с учетом имеющегося опыта зарубежных стран.

2. Ситуация на рынке туристских услуг России

Развитие рынка туруслуг России характеризуется значительным ростом объема оказанных услуг, и прежде всего в сфере международного выездного туризма, а также ростом числа компаний, занятых в этом секторе.
Число зарегистрированных в России компаний, занятых предоставлением туруслуг, возросло за последние три года с 2,6 до 8,2 тысяч, в том числе созданных с участием иностранного капитала, включая полностью контролируемые иностранным капиталом, с 141 до 301.
Услугами этих компаний в 1996 году воспользовалось 12,3 млн. россиян, выезжавших в турпоездки за рубеж, и 5,5 млн. иностранных граждан, посетивших Россию (данные 1996 года).
8,8 млн. россиян воспользовались услугами компаний по туризму в пределах России.
Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России, составил 4,9 млрд. ам. долларов. Объем услуг, предоставленных российским туристам за границей, составил 8 млрд. ам. долларов.
На долю туруслуг приходится более 58 процентов всех импортируемых услуг.
С другой стороны, международный туризм способствовал стабилизации экономической ситуации во всех связанных отраслях национальной экономики, включая транспорт (прежде всего авиаперевозки), телекоммуникации и пр.
Международный туризм серьезно способствовал реализации прав и свобод российских граждан, дальнейшему развитию реформ, а также решению стоящих социальных и экономических проблем. Так, число занятых в сфере услуг международного туризма постоянно растет. Туристский сектор обеспечивает работой около 10% всего трудоспособного населения страны, в том числе 1,5 млн. непосредственно занятых на объектах туристской отрасли.
Вместе с тем, развитие конкурентной ситуации на российском рынке услуг международного туризма имеет четко негативную направленность для будущего российских компаний.
Так, например, свободное учреждение и деятельность на этом емком рынке иностранных компаний ведет к постепенному вытеснению российских фирм.
При равном, а в ряде случаев лучшем у российских компаний качестве турпродукта, иностранные компании в России, обладающие мощным финансовым потенциалом и десятилетиями складывающейся собственной инфраструктурой проводят все более агрессивную политику, которая может привести к полному прекращению деятельности собственно российских фирм, заложивших основу такого рынка.
Деятельность иностранных компаний, ориентирующихся на своих перевозчиков и вступающих с ними в картельные соглашения, может привести к снижению загрузки инфраструктурных секторов и перераспределению пассажироперевозок.
Возросло число иностранных фирм - "однодневок". Такие фирмы создаются, как правило, иностранными гражданами, на период туристского сезона. Они специализируются на предоставлении весьма дешевых услуг низкого качества, часто не выполняя своих обязательств перед потребителем этих услуг. Так как такие нарушения прав потребителей происходят, как правило, за рубежом, привлечение таких компаний к ответственности по окончании туристского сезона крайне затруднено и мало эффективно.
Иностранные компании, действующие в России, в отличие от российских фирм практически, не инвестируют прибыль в развитие туристской инфраструктуры в России. Система взаимоотношений с материнскими зарубежными компаниями позволяет им сводить до минимума налогообложение в России, а зачастую и вовсе уходить от уплаты российских налогов.
Кроме того, они активно пользуются поддержкой правительств своих стран, выражающейся в первоочередном предоставлении въездных виз, являющихся одним из существенных барьеров в области международного туризма, российским компаниям с участием иностранного капитала, а также применяют другие аналогичные методы, которые не могут расцениваться как соответствующие нормальной коммерческой практике.
Растет число иностранных граждан, предлагающих в России услуги экскурсоводов. Они не только не платят налоги, создают напряженную ситуацию на рынке труда в этой сфере для российских граждан, но и, предоставляя такие услуги неквалифицированно, наносят ущерб имиджу России, как страны с богатым историческим и культурным наследием, привлекательной для отдыха иностранных туристов. Это только усугубляет проблемы развития внутрироссийской инфраструктуры.

З. Использование международного опыта и практики при разработке предлагаемых изменений и дополнений

С точки зрения международного торгового права, российская туристская отрасль может рассматриваться как "зарождающийся сектор экономики" (infant industry).
Поэтому Россия, как минимум, вправе рассчитывать на согласие своих торговых партнеров с введением ограничений доступа на российский рынок туристских услуг, прежде всего с целью выравнивания на нем конкурентной ситуации.
Подавляющее большинство стран мира, включая развитые, применяют различные ограничения для деятельности иностранных туристских компаний.
Кроме того, международный выездной туризм существенно улучшил положение крупных туристических центров мира. Практически российские граждане финансируют деятельность этих центров, способствуя решению инфраструктурных, социальных и иных проблем.
Учитывая, что доля туристских компаний (туроператора или турагента) в стоимости услуги (турпутевки) не превышает 3 - 5 процентов, основная масса денежных средств остается в принимающих туристов странах и у перевозчиков (25 - 30 процентов). К этим суммам следует прибавить дополнительные личные расходы, осуществляемые российскими туристами на отдыхе (покупки, музеи и пр.), которые, по некоторым оценкам составляют, как минимум, 55 долларов США на человека в день.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что Россия, финансируя экономику других стран, имеет как минимум моральное право обеспечить нормальное развитие национальных компаний, занятых в отрасли.
В то же время, предлагаемый законопроект вовсе не изолирует иностранные компании от деятельности на российском рынке. Он предлагает лишь те меры, которые в том или ином объеме используются подавляющим большинством других стран для регулирования деятельности в области туризма и защиты прав потребителей.

4. Суть предложений

Проект предусматривает принятие следующих мер по упорядочению условий доступа на российский рынок туристских услуг иностранных туроператоров, турагентов и экскурсоводов.
- Предоставления услуг туроператора только через коммерческое присутствие, то есть через компанию, учрежденную в России в соответствии с действующим законодательством. Доля иностранного инвестора в капитале компании не может превышать 49 процентов. Такая компания может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества.
Иностранным участником в такой российской компании может быть только юридическое лицо, занимающееся оказанием аналогичных услуг в стране своего местонахождения в течение не менее 10 лет и известное там в этом качестве.
- Предоставление услуг без коммерческого присутствия на территории Российской Федерации не разрешается.
- Деятельность турагента или туроператора подлежит лицензированию.
Выдача лицензии обусловлена выполнением ряда профессиональных критериев.
Лицензия на осуществление турагентской деятельности компании с участием иностранного капитала не выдается.
Условием выдачи лицензии на осуществление коммерческой деятельности туроператора с участием иностранного инвестора является проведение теста на экономическую целесообразность.
Должностные лица и специалисты (так называемый "ключевой персонал" по международной терминологии) туроператора с участием иностранного инвестора должен формироваться только из лиц, имеющих гражданство Российской Федерации. Не менее 51 процента состава Совета директоров (Наблюдательного совета) компании, осуществляющей туроператорскую деятельность, должны составлять лица, имеющие гражданство Российской Федерации.
Введение указанных ограничений полностью соответствует мировой практике регулирования доступа на рынки туруслуг. Предлагаемые меры создали бы необходимые условия для консолидации национальной части рынка, защиты прав потребителей, установления более равноправных и справедливых условий конкуренции, а также для передачи российским компаниям знаний, передовых технологий и ноу - хау в области организации турбизнеса. Они также способствовали бы решению насущных проблем занятости, уплаты и сбора налогов.






Проект

Вносится депутатами
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
КИБИРЕВЫМ Б.Г.,
САВЕЛЬЕВЫМ К.С.,
ЯНКОВСКИМ А.Э.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 1:
абзац 15 изложить в следующей редакции:
"туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом (далее - туроператор);"
абзац 17 изложить в следующей редакции:
"экскурсионная деятельность - деятельность туроператора по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, предусматривающего право на тур, продолжительность которого не превышает 24 часа и не предусматривает предоставление услуг по размещению (ночевки) туристов;"
абзац 18 изложить в следующей редакции:
"предоставление услуги экскурсовода (гида, гида - переводчика) - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туриста с туристскими ресурсами в стране (месте) его временного пребывания;"
после 20 абзаца включить следующие абзацы:
"- должностные лица и специалисты (ключевой персонал) туроператора или турагента;
- лица, занимающие руководящие (старшие) должности и управляющие организацией, осуществляющей туроператорскую или турагентскую деятельность, включая управление филиалом, представительством или дочерним обществом такой организации, находящиеся под общим контролем или получающие указания, главным образом, от Совета директоров, или акционеров, или другого органа управления этой организации, включая:
- руководителя организации, отдела или сектора организации, осуществляющей туроператорскую или турагентскую деятельность,
- лицо, осуществляющее руководство и контроль за деятельностью других руководителей, работников профессионального (специалистов) или управленческого звена,
- лицо, имеющее полномочия лично осуществлять прием на работу и увольнение, или давать рекомендации по вопросам приема на работу, увольнения или другим кадровым вопросам;
- лица, работающие в организации, осуществляющей туроператорскую или турагентскую деятельность и обладающие знаниями и навыками, имеющими существенное значение в отношении обеспечения деятельности организации, управления, обслуживания оборудования и техники;
- лица, работающие в порядке внутрифирменного перевода - физические лица, работающие в иностранной организации - юридическом лице, являющимся учредителем (участником) на территории Российской Федерации организации, осуществляющей туроператорскую деятельность, и временно переводимые в Россию для работы в организации, осуществляющей туроператорскую деятельность на территории Российской Федерации."
2. Дополнить статьей 4.1 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 4.1. Условия осуществления туристской деятельности на территории Российской Федерации

"Туроператорскую деятельность в сфере въездного и выездного туризма на территории Российской Федерации может осуществлять только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Туроператорскую деятельность в сфере внутреннего туризма на территории Российской Федерации может осуществлять только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации без участия иностранных инвесторов и иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по законодательству иностранного государства.
Участие иностранных инвесторов в коммерческих организациях, осуществляющих туроператорскую деятельность (за исключением экскурсионной деятельности) в сфере въездного и выездного туризма на территории Российской Федерации, допускается только при условии, что такая организация создается в форме общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества, и доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации в совокупности не превышает 49 процентов. Не менее 51% доли участия в уставном капитале такой организации в совокупности должно принадлежать лицам, имеющим гражданство Российской Федерации и постоянно проживающим на территории Российской Федерации, и/или организациям, не являющимися дочерними или зависимыми обществами организаций с участием иностранных инвесторов и/или иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по законодательству иностранного государства.
Не менее 51 процента состава Совета директоров (Наблюдательного совета) и (или) коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция) общества, осуществляющего туроператорскую деятельность, должны составлять лица, имеющие гражданство Российской Федерации и постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
В случае когда законодательством Российской Федерации и соответствующими уставными документами общества, осуществляющего туроператорскую деятельность, предусматривается руководство текущей деятельностью общества только единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором), то таким единоличным исполнительным органом может быть только лицо, имеющее гражданство Российской Федерации и постоянно проживающее на территории Российской Федерации.
При этом иностранным инвестором может быть только иностранное юридическое лицо, занимающееся в стране своего места нахождения туроператорской деятельностью не менее 10 лет и известное там в этом качестве.
Турагентскую деятельность на территории Российской Федерации может осуществлять юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, без участия иностранных инвесторов и/или иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по законодательству иностранного государства, или индивидуальный предприниматель, имеющий гражданство Российской Федерации и постоянно проживающий на территории Российской Федерации.
Экскурсионную деятельность на территории Российской Федерации может осуществлять только юридическое лицо без участия иностранных инвесторов и/или иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по законодательству иностранного государства, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и с местом нахождения на территории Российской Федерации.
Предоставление услуги экскурсовода на территории Российской Федерации может осуществляться только лицом, имеющим гражданство Российской Федерации.
Должностные лица и специалисты (ключевой персонал) организации, осуществляющей туроператорскую и турагентскую деятельность, должны являться только лицами, имеющими российское гражданство и постоянно проживающими на территории Российской Федерации.".

3. В статье 5:
абзац 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"В целях защиты прав и интересов туристов осуществляется лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, предоставления услуги экскурсовода, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.
Туроператорская и турагентская деятельность на территории Российской Федерации может осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование туристской деятельности, совместно с объединениями туроператоров и турагентов.
Лицензия определяет порядок и условия открытия филиалов организацией, осуществляющей туроператорскую и турагентскую деятельность, а также число филиалов и представительств, которые она может иметь на территории Российской Федерации.
Предоставление услуги экскурсовода индивидуальным предпринимателем на территории Российской Федерации может осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование туристской деятельности, совместно с объединениями туроператоров и турагентов, если иное не установлено Федеральным законом.
Предоставление услуги экскурсовода штатным сотрудником организации, осуществляющей туроператорскую деятельность, на территории Российской Федерации может осуществляться при условии получения таким сотрудником соответствующего профессионального сертификата, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование туристской деятельности, совместно с объединениями туроператоров и турагентов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Срок действия лицензии ограничен, но не может быть менее трех лет. На срок менее трех лет лицензия выдается только по заявлению соискателя лицензии. Продление срока действия или переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
В случае приобретения иностранным инвестором или организацией с участием иностранных инвесторов акций (долей, паев) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, осуществляющей туроператорскую деятельность в сфере въездного и выездного туризма лицензия на осуществление туроператорской деятельности в сфере въездного или выездного туризма коммерческой организацией, акции (доли, паи) которой приобретаются иностранным инвестором или организацией с участием иностранных инвесторов, должна быть досрочно переоформлена. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Запрещается осуществление туроператорской деятельности в сфере въездного и выездного туризма коммерческой организацией, акции (доли, паи) которой приобретены иностанным инвестором или организацией с участием иностранных инвесторов, без переоформления лицензии после совершения сделки. Обязанность переоформления лицензии лежит на коммерческой организации, осуществляющей туроператорскую деятельность в сфере въездного и выездного туризма, акции (доли, паи) которой приобретены иностранным инвестором или организацией с участием иностранных инвесторов.
Передача лицензии другим юридическим и физическим лицам не допускается.
Выданные лицензии действительны на всей территории Российской Федерации.
Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туроператорской, турагентской деятельности и предоставление услуги экскурсовода, устанавливается Правительством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов."

Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон ввести в действие со дня его официального опубликования.
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на туроператоров и турагентов, осуществляющих на момент вступления настоящего Федерального закона в силу деятельность на территории Российской Федерации на основании полученной в установленном законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации порядке лицензии на осуществление туроператорской и (или) турагентской деятельности на весь период действия такой лицензии.

Президент
Российской Федерации






ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Не требуется.






СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".






ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНЯТИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности а Российской Федерации"

Не требуется.