Техническое регулирование - Аккредитация

Список нормативных документов по этой тематике сформирован с помощью справочно-правовой системы Консультант плюс.

"ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНУ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ПОРЯДОК ЕГО АККРЕДИТАЦИИ"
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 16)
(рег. номер РОСС RU 0001.010003 (РС 0003-94))


Утверждены
Постановлением
Госстандарта России
от 21 сентября 1994 г. N 16

Зарегистрировано
в Государственном реестре
27 сентября 1994 г.
Рег. номер POCC RU 0001.010003 (PC 0003-94)

Дата введения
1 декабря 1994 года



ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНУ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И
ПОРЯДОК ЕГО АККРЕДИТАЦИИ



Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должен соответствовать орган по сертификации продукции, чтобы быть признанным в качестве компетентного органа системы сертификации, и порядок его аккредитации.
Требования документа предназначены для применения при:
- создании, аккредитации и функционировании органов по сертификации;
- взаимодействии органов по сертификации с национальным органом и другими органами по сертификации, с испытательными лабораториями;
- проведении инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации.
В настоящем документе учтены положения Руководств ИСО/МЭК 27, 28, 40, Европейского стандарта - EN 45011.
Основные термины и определения приведены в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации".

1. Общие требования к органу по сертификации
и его функции

1.1. Аккредитация органа по сертификации является официальным признанием способности (компетентности и независимости) органа выполнять сертификацию однородной продукции, номенклатура которой указана в области аккредитации.
Область аккредитации определяется номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, на соответствие которым проводится сертификация.
Аккредитацию организует и проводит Госстандарт России или другой уполномоченный орган <*> (далее - аккредитующий орган).
--------------------------------
<*> При сертификации продукции в законодательно регулируемой сфере (при обязательной сертификации) - другие федеральные органы исполнительной власти (в ранее принятых законодательных актах - государственные органы управления), на которые законодательными актами Российской федерации возложена организация работ по обязательной сертификации (в том числе аккредитация органов по сертификации).

1.2. В качестве органов по сертификации могут быть аккредитованы зарегистрированные организации (объединения, союзы) любых форм собственности: частные, государственные, муниципальные и другие. Орган по сертификации, входящий в состав организации, должен быть организационно оформлен соответствующим распорядительным документом.
Для проведения работ по обязательной сертификации (в законодательно регулируемой сфере) в качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - организации), имущество которых в соответствии с законодательством является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.
В качестве органов по проведению обязательной сертификации не аккредитуются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.
По решению Госстандарта России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, на которые законодательными актами возложены организация и проведение работ по обязательной сертификации и аккредитации, могут быть аккредитованы в качестве сертификационных центров, выполняющих функции испытательных лабораторий и органов по сертификации, акционерные общества, созданные на базе ведущих научно - исследовательских организаций, располагающих необходимой испытательной базой, высококвалифицированными кадрами и профессионально работающих в соответствующей области.
1.3. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации продукции, должна отвечать следующим требованиям:
- быть независимой от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя настолько, чтобы его административная подчиненность и финансовое положение исключали возможность административного, коммерческого или иного влияния на результаты сертификации с их стороны (т.е. она должна являться третьей стороной);
- обладать компетентностью, позволяющей проводить сертификацию в заявленной области. Для этого она должна иметь:
- необходимые средства и документированные процедуры;
- квалифицированный и прошедший специальную подготовку персонал;
- актуализированный фонд нормативных документов на эту продукцию и методы испытаний;
- структуру, юридические и экономические возможности (условия) для обеспечения проведения работ по сертификации, в том числе для организации испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
- испытательную лабораторию (как правило), удовлетворяющую установленным требованиям. Испытательная лаборатория должна быть аккредитована по соответствующим правилам аккредитации;
- организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок сертификации однородной продукции, в том числе правила рассмотрения апелляций временного приостановления или отмены действия сертификатов, знаков соответствия.
1.4. Функции каждого органа по сертификации однородной продукции конкретизируются в "Положении об органе по сертификации".
Орган по сертификации выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает распределение функций, ответственности, взаимодействие персонала при реализации всех функций органа;
- разрабатывает организационно-методические документы по функционированию органа с обоснованными процедурами и схемами сертификации;
- формирует (комплектует) и актуализирует фонд нормативных документов, используемый для сертификации в соответствии с областью аккредитации;
- сертифицирует продукцию, выдает сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия (или сам применяет знак) в отношении сертифицируемой продукции;
- регистрирует сертификаты соответствия;
- осуществляет анализ и учет зарубежных сертификатов, протоколов испытаний и иных свидетельств соответствия продукции установленным требованиям;
- проводит инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (по схемам сертификации);
- отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов, принимает участие в разработке корректирующих мероприятий, контролирует их выполнение;
- обеспечивает расстановку персонала и повышение квалификации;
- взаимодействует с испытательными лабораториями, другими органами по сертификации (в том числе и других стран), национальным органом по сертификации;
- взаимодействует с изготовителями (продавцами) продукции, с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, с потребителями и общественными организациями;
- осуществляет внутреннюю проверку и обеспечение своего соответствия требованиям настоящего документа и требованиям, установленным в системах сертификации однородной продукции;
- ведет документацию по всем вопросам своей деятельности;
- обеспечивает доступность к этой документации органов, проводящих инспекционный контроль его деятельности;
- обеспечивает информацией о результатах сертификации, в том числе о продукции, не прошедшей сертификацию, или о выявленных нарушениях и несоответствии продукции установленным требованиям, заинтересованные стороны.
1.5. Орган по сертификации должен обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера.
1.6. Основанием для проведения работ по сертификации продукции в законодательно регулируемой сфере является аккредитация органа по сертификации в соответствии с требованиями настоящего документа и разрешение уполномоченного органа, указанного в п. 1.1 (наличие зарегистрированного аттестата аккредитации и лицензии на проведение работ по сертификации продукции).
1.7. Орган по сертификации обязан:
- проводить сертификацию продукции по правилам системы сертификации в пределах области аккредитации. Выдавать сертификаты соответствия установленного образца;
- выдавать лицензии на применение знака соответствия держателю сертификата;
- приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в случае приостановки действия (отмены) аттестата аккредитации и (или) приостановки действия (аннулирования) лицензии, указанной в п. 1.6;
- создавать необходимые условия для проведения аккредитующим органом инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, в том числе доступ лиц, уполномоченных на проведение инспекционного контроля, представление им необходимой документации, ознакомление их с результатами проверок деятельности, проведенных самим органом по сертификации, участие персонала органа в инспекционном контроле, оплата инспекционного контроля в соответствии с установленным порядком;
- представлять в аккредитующий орган информацию о деятельности органа по сертификации;
- своевременно извещать аккредитующий орган о связанных с деятельностью по сертификации структурных и качественных изменениях, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов;
- не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну изготовителя (продавца, исполнителя).

2. Требования к компетентности органа по сертификации

2.1. Орган по сертификации должен иметь достаточную для объективной оценки продукции компетентность (опыт работ) в области испытаний и оценки качества продукции, работ с нормативными документами. Он должен иметь возможность постоянно поддерживать компетентность в области аккредитации.
Для соблюдения этого требования предпочтительным является создание органов по сертификации на базе организаций, осуществляющих испытания, исследования, экспертизу, иную работу в отношении продукции, включенной в область аккредитации.
2.2. Средства и документированные процедуры должны быть достаточными, чтобы обеспечить выполнение всего комплекса работ по сертификации продукции в соответствии с правилами сертификации, Положением об органе по сертификации, Руководством по качеству и другими.

3. Требования к персоналу органа по сертификации

3.1. Орган по сертификации должен иметь постоянный персонал, условия работы которого исключают оказание на него воздействия со стороны изготовителя (продавца) и потребителя. Руководитель органа по сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом.
3.2. Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей. Орган по сертификации должен вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого специалиста. Сведения о профессиональном опыте и подготовке специалистов должны постоянно обновляться.
3.3. Каждый специалист органа по сертификации должен знать свои функции и ответственность, должен изучать новые эффективные методы и процедуры их выполнения, своевременно предлагать обновление применяемых методов и процедур, внесение их в должностную инструкцию и другие организационно-методические документы органа.
Специалисты, осуществляющие работы по сертификации, испытаниям и инспекционному контролю за сертифицированной продукцией, должны быть экспертами Системы сертификации в заявленной области (области аккредитации).

4. Требования к фонду нормативных документов

4.1. Орган по сертификации должен иметь полный комплект нормативных документов, устанавливающих требования к продукции, методы их контроля и испытаний, в соответствии с областью аккредитации.
4.2. Орган по сертификации должен обладать соответствующей структурой и процедурами, необходимыми для актуализации фонда нормативных документов.
4.3. При актуализации фонда нормативных документов проводится работа по внесению изменений, разработка предложений по уточнению номенклатуры установленных в нормативных документах требований, подтверждаемых при сертификации, и методов испытаний, по разработке новых нормативных документов на продукцию в случае их отсутствия.

5. Требования к структуре органа по сертификации

5.1. Орган по сертификации должен иметь структуру, обеспечивающую возможность выполнения всех возложенных на него функций по сертификации продукции в соответствии с областью аккредитации.
5.2. Взаимодействие с испытательными лабораториями должно осуществляться, как правило, на основе постоянных (устойчивых) взаимосвязей с аккредитованными испытательными лабораториями.
5.3. В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации продукции испытательная лаборатория должна соответствовать установленным требованиям и быть аккредитованной по соответствующим правилам.

6. Требования к документации органа по сертификации

6.1. Орган по сертификации должен иметь комплект организационно-методических документов: "Положение об органе по сертификации" (Приложение 1), документ, устанавливающий порядок сертификации данной однородной продукции (Приложение 2) <*>, "Перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации" (Приложение 3) и другие, составляющие "Руководство по качеству".
--------------------------------
<*> Орган по сертификации не разрабатывает "Порядок сертификации", если предусматривается применять действующий документ, устанавливающий порядок проведения сертификации продукции (общий или применительно к однородной продукции).

"Руководство по качеству" должно содержать:
- заявление о политике в области качества;
- краткое описание юридического статуса органа по сертификации;
- сведения об организации деятельности органа по сертификации, включая подробные данные о его юридическом статусе, полномочиях и правилах процедуры;
- фамилии, квалификацию, практический опыт работы и полномочия персонала органа по сертификации (как штатного, так и нештатного), в том числе наличие аттестованных экспертов и регистрационные номера подтверждающих документов. Объем работ, выполняемый нештатным персоналом, не должен превышать 10% объема работ по сертификации конкретной продукции;
- подробные сведения о поддержании и повышении квалификации персонала, занятого в области сертификации;
- организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
- сведения о процедуре оценки результатов первичных и последующих испытаний продукции;
- сведения об используемых средствах испытаний;
- сведения о порядке инспекционного контроля;
- перечень субподрядчиков и подробные сведения о процедурах оценки и проверки их компетентности;
- должностные инструкции персонала, указывающие его служебные обязанности и ответственность;
- подробные сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций;
- порядок внутренней проверки деятельности органа по сертификации;
- порядок ведения архивов;
- сроки хранения документов.

6.2. Для комплектации "Руководства по качеству" и включения в него других необходимых сведений могут быть использованы документы испытательных лабораторий, должностные инструкции, программы обучения и т.д. или их подробные перечни и описания. Заявление о политике в области качества включается в Руководство в виде отдельного документа.
6.3. Орган по сертификации должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура сертификации, включая отчеты об испытаниях и инспекционном контроле за сертифицированной продукцией. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя, если это не противоречит действующему законодательству.
6.4. Орган по сертификации должен устанавливать порядок контроля за документацией и обеспечивать:
- наличие на рабочих местах действующих в настоящее время документов;
- внесение изменений или поправок в документы на основе соответствующего разрешения;
- изъятие устаревшей документации как в самом органе по сертификации, так и в организациях, работающих под его руководством;
- заблаговременное оповещение изготовителей и других пользователей о внесении изменений и поправок в документацию.

7. Аккредитация органа по сертификации

7.1. Аккредитация органов по сертификации предусматривает следующие основные этапы:
- представление заявки и комплекта документов на аккредитацию;
- экспертиза документов;
- аттестация (проверка) органа по сертификации;
- принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и аттестации;
- оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации;
- инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации.
Порядок инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации в течение срока действия аттестата аккредитации определяется при аккредитации.
7.2. Представление и экспертиза документов.
7.2.1. Организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации, должна направить заявку в аккредитующий орган (Приложение 4), приложив к ней следующие документы:
- справку о деятельности, содержащую сведения, достаточные для оценки компетентности организации в заявленной области аккредитации;
- анкету - вопросник с ответами (Приложение 5);
- проект "Положения об органе по сертификации";
- проект "Порядка сертификации";
- проект "Руководства по качеству";
- проект приказа о функционировании органа по сертификации;
- сведения об экспертах;
- перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;
- проект договора на проведение аккредитации;
- копию устава организации.
7.2.2. Экспертизу документов проводят эксперты по аккредитации. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия органа по сертификации требованиям, установленным настоящим документом.
7.3. Аттестация (проверка) органа по сертификации.
7.3.1. Аттестация органа по сертификации осуществляется комиссией, формируемой из представителей аккредитующего органа, экспертов по соответствующему виду деятельности. В комиссию могут входить представители изготовителей, обществ потребителей, научно-исследовательских организаций, союза независимых испытательных центров и территориальных органов Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти.
7.3.2. При аттестации проверяется соответствие фактического состояния органа по сертификации представленным документам и его способность выполнять заявленные функции. С этой целью орган в присутствии комиссии проводит опытную сертификацию конкретной продукции.
По результатам аттестации составляется акт, который доводится до сведения заявителя.
7.4. Решение об аккредитации органа по сертификации принимается после рассмотрения всей полученной информации о его состоянии и его готовности к аккредитации. При положительном решении органу по сертификации выдается аттестат аккредитации.
7.5. При соответствии органа по сертификации всем предъявленным к нему требованиям проводится:
- утверждение "Положения об органе по сертификации", "Порядка сертификации";
- оформление и выдача заявителю аттестата аккредитации (Приложение 6), утверждение области аккредитации по сертификации (Приложение 7). Срок действия аттестата аккредитации не должен превышать 5 лет.
Орган по сертификации регистрируется в Государственном реестре.
Примечание. Право на проведение работ по сертификации в законодательно регулируемой сфере предоставляется лицензией. Форма лицензии приведена в справочном Приложении 8.

7.6. Аккредитация в дополнительной области (по однородной продукции, по которой орган был аккредитован ранее).
7.6.1. Аккредитованный орган по сертификации, претендующий на расширение своей области аккредитации, направляет заявку на аккредитацию в дополнительной области (по форме Приложения 4).
К заявке прилагаются:
- сведения о дополнительной области аккредитации;
- сведения об организациях, взаимодействующих с органом по сертификации;
- проект новой редакции "Положения об органе по сертификации" (при необходимости).
7.6.2. Доаккредитация может проводиться либо по полной, либо по сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливается в каждом конкретном случае аккредитующим органом (в том числе с учетом минимизации затрат).
7.7. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованного органа по сертификации.
7.7.1. В период действия аттестата аккредитации аккредитующий орган осуществляет инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации.
К участию в инспекционном контроле может быть привлечен территориальный орган Госстандарта России, другой орган, осуществляющий государственный контроль и надзор за продукцией. Условия и содержание инспекционного контроля могут устанавливаться в договоре, заключаемом с органом по сертификации.
7.7.2. Инспекционный контроль может быть периодический и внеплановый. Периодический контроль осуществляется не реже одного раза в год в течение срока действия аттестата аккредитации.
Внеплановый контроль проводится по решению аккредитующего органа в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности органа по сертификации.
7.7.3. Деятельность по инспекционному контролю оплачивается органом по сертификации на условиях, установленных в договоре.
7.7.4. При инспекционном контроле за деятельностью органа по сертификации, как правило, проверяется:
- соблюдение функций и обязанностей, установленных в п. п. 1.4 и 1.7;
- своевременность актуализации и правильность ведения фонда нормативных документов на продукцию и методы испытаний, указанных в области аккредитации, в том числе внесение изменений в нормативные документы и их пересмотр с точки зрения актуализации номенклатуры характеристик (показателей) продукции, подтверждаемых при сертификации, а также их учет и хранение;
- квалификация штатного состава сотрудников, наличие должностных инструкций, знание сотрудниками своих прав и обязанностей, нормативных документов на продукцию и методы ее контроля, формы повышения квалификации сотрудников, применяемая система их аттестации;
- соблюдение правил приема и рассмотрения заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;
- правильность организации и проведения испытаний и проверки производства;
- правильность оформления и своевременность выдачи сертификатов соответствия, их регистрации в Государственном реестре;
- соблюдение порядка проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
- деятельность по принятию мер по результатам инспекционного контроля, в том числе отмена или приостановление действия выданных сертификатов соответствия и принятие оперативных мер по информации о нарушении сертифицированных требований;
- деятельность органа по сертификации, направленная на поддержание соответствия органа по сертификации установленным требованиям, в том числе проведение внутренних проверок выполнения процедур сертификации, систем регистрации и хранения документации, конфиденциальности информации и т.д.
7.7.5. При нарушении условий аккредитации аккредитующий орган принимает решение о приостановлении действия или отмене аттестата аккредитации.
Орган по сертификации извещается об этом не позднее 10 дней после принятия решения. Он может подать в связи с этим апелляцию в Комиссию по апелляциям при аккредитующем органе.
7.7.6. По истечении срока действия аккредитации ее продление может быть осуществлено без процедуры переаккредитации. Такое решение принимается аккредитующим органом на основании результатов инспекционного контроля за деятельностью аккредитованного органа по сертификации не менее, чем за месяц до истечения срока действия аттестата аккредитации При необходимости может быть проведена переаккредитация органа по сертификации.
7.8. Обеспечение органа по сертификации документами, устанавливающими требования к органу и его деятельности, правила аккредитации, осуществляется по заявкам органа по сертификации (организации, претендующие на аккредитацию), начиная с подготовки к аккредитации и до прекращения действия аттестата аккредитации.






Приложения

Формы документов и подписи должностных лиц в Приложениях указаны в случае выполнения функций аккредитующего органа Госстандартом России.
Они могут быть соответственно скорректированы для применения другими аккредитующими органами.

Приложение 1

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
"ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНЕ ПО СЕРТИФИКАЦИИ"

"Положение об органе по сертификации" должно устанавливать:
- область аккредитации;
- краткое описание юридического статуса органа по сертификации;
- функции органа по сертификации;
- права, обязанности, ответственность;
- организационную структуру;
- взаимодействие органа по сертификации с Госстандартом России и другими организациями, в том числе перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации (Приложение 3);
- финансовую деятельность органа по сертификации;
- фамилии, имена, отчества, квалификацию, практический опыт работы и полномочия персонала (как штатного, так и нештатного).
В положении об органе, проводящем обязательную сертификацию, в отношении его финансовой деятельности должно быть установлено, что:
- орган по сертификации работает на некоммерческой основе, т.е. прибыль, остающаяся после осуществления установленных законом выплат, направляется только на осуществление и развитие деятельности в области сертификации;
- исключается прямая зависимость заработной платы персонала от размера дохода органа;
- исключается возможность раздела имущества органа при прекращении его деятельности, имея в виду обеспечивать использование этого имущества только для целей сертификации;
- оплата работ по сертификации осуществляется заявителем (по договору с органом) в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".



СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

Утверждаю
____________________
(должность)
____________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
"__" _____________ 199_ г.

____________________________________________
(наименование организации, которая действует
в качестве органа по сертификации)

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНЕ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
______________________________________________
(обобщенное наименование однородной продукции)

Руководитель
органа по сертификации ________________________ <*>
(должность)

____________ ___________________ ____________ _________________
(подпись) (инициалы, фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия)

--------------------------------
<*> Указывается подпись должностного лица уполномоченного
управления Госстандарта России. Другие подписи размещаются на
последнем листе.






Приложение 2

ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ "ПОРЯДКА СЕРТИФИКАЦИИ ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ"

"Порядок сертификации однородной продукции" должен устанавливать:
- область аккредитации;
- порядок проведения сертификации, в том числе последовательность всех процедур сертификации, исполнителей и их взаимодействие;
- схемы сертификации и особенности порядка выдачи сертификата и использования знака соответствия;
- порядок расчетов между участниками сертификации;
- порядок проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
- информационное обеспечение сертификации продукции;
- порядок рассмотрения апелляций.
Примечание. Для продукции, имеющей межотраслевое значение "Порядок сертификации..." может быть разработан в виде государственного стандарта.
Образец титульного листа "Порядка сертификации однородной продукции" приведен ниже.



СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

Утверждаю
____________________
(должность)
____________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
"__" _____________ 199_ г.

ПОРЯДОК
СЕРТИФИКАЦИИ ___________________________________
(наименование однородной продукции)

____________________ <*>
(должность)
____________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
"__" _____________ 199_ г.

--------------------------------
<*> Указываются подписи должностных лиц управления
Госстандарта России, осуществляющего техническую политику в
области сертификации, и управления стандартизации и сертификации
соответствующей однородной продукции. Другие подписи размещаются
на последнем листе.






Приложение 3
Обязательное

ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С ОРГАНОМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
______________________________________
(наименование продукции)

N п/пНаименованиеи адрес организации Процедура, функции,которые выполняет организация Документ (протокол, договор,соглашение и т.п.), которымопределяется взаимодействиес этой организацией1 2 3 4





Приложение 4
Рекомендуемое

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

в Госстандарт России
____________________
(должность)

ЗАЯВКА
НА АККРЕДИТАЦИЮ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ

1. ___________________________________________________________
(наименование организации, предприятия - заявителя)
просит провести ее (его) аккредитацию в качестве органа по
сертификации однородной продукции.
2. Адрес, телефон, телекс, факс, номер расчетного счета ______
__________________________________________________________________
3. Фамилия, имя, отчество руководителя _______________________
4. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника, ответственного
за связь _________________________________________________________
5. Наименование продукции и показателей, подлежащих
сертификации (укрупненно)

Код ВКГ ОКП (подкласс, группа, подгруппа, вид) Наименование продукции Наименование показателей
6. Заявитель обязуется:
а) выполнить процедуру аккредитации;
б) отвечать требованиям, предъявляемым к органу по сертификации;
в) оплатить в соответствии с заключенным договором все расходы, связанные с проведением работ по аккредитации, независимо от их результатов;
г) принять на себя затраты по последующему инспекционному контролю за органом по сертификации.

Приложения

Проекты "Положения об органе по сертификации" и других
документов, необходимых для аккредитации: ________________________
__________________________________________________________________

Руководитель _______________________________________
(наименование организации - заявителя)
______________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

М.П.
"__" ____________ 199_ г.

Гл. бухгалтер _______________________________________
(наименование организации - заявителя)
______________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

"__" ____________ 199_ г.
М.П.






Приложение 5

АНКЕТА - ВОПРОСНИК
С ДАННЫМИ О СОСТОЯНИИ (ГОТОВНОСТИ) ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

1. Организация, претендующая на аккредитацию:
Наименование:
Адрес:
Телефон: Телекс: Факс:
Расчетный счет:
2. Орган по сертификации:
Наименование:
Наименование продукции, подлежащей сертификации (укрупненно):
3. Лицо, ответственное за данную анкету:
Фамилия, имя, отчество:
Должность:
Телефон: Телекс: Факс:
4. Лицо, ответственное за связь с Госстандартом России:
Фамилия, имя, отчество:
Должность:
Телефон: Телекс: Факс:
5. Руководящий состав и структура
5.1. Фамилии и должности ответственных руководителей органа по
сертификации и организации, на базе которой он создан.
5.2. Фамилия и должность лица, ответственного за связь с
другими организациями, назначенного руководителем органа по
сертификации, и его помощника.
5.3. Подразделения организации - заявителя, входящие в состав
органа по сертификации (указываются на отдельном листе,
прилагаемом в форме перечня или схемы), организационная структура
(в виде схемы).
5.4. Наличие производственных площадей с необходимыми
условиями для работы персонала, оргтехники, средств информационной
технологии.
6. Персонал
6.1. Общее количество аттестованных экспертов.
6.2. Квалификация сотрудников в предлагаемой области
аккредитации (указываются на отдельном листе с указанием
образования и специальности по образованию и опыту работы).
7. Испытания продукции
На отдельном листе составляется перечень аккредитованных
испытательных лабораторий, в которых будут проводиться испытания
для целей сертификации, с указанием номеров аттестатов
аккредитации и испытываемой продукции (укрупненно).
8. Прочая информация
8.1. Указать, при необходимости, методы обеспечения связи с
другими организациями или органами.
8.2. Представить дополнительную информацию, которая может
оказаться полезной для экспертов, ответственных за аттестацию
(такая информация, при необходимости, представляется на отдельном
листе).
9. Политика в области управления качеством Да / Нет Пред -
став -
ление
под -
робной
инфор -
мации
(при
необ -
ходи -
мости)
9.1. Является ли политика и процедуры
функционирования органа составной частью
"Руководства по качеству"?
9.2. Наделен ли сотрудник, ответственный за -"- -"-
управление качеством, правами, позволяющими ему
определять проблемы в области качества и находить
эффективные средства их решения?
9.3. Включает ли "Руководство по качеству" все
документы, предусмотренные в Системе сертификации
ГОСТ Р?
9.4. Включает ли "Руководство по качеству"
процедуры, предусматривающие надзор за уровнем
квалификации?
9.5. Разработана ли система внутренних
проверок?
9.6. Разработана ли система обеспечения
конфиденциальности информации, получаемой в
процессе сертификации продукции?
9.7. Разработан ли порядок рассмотрения
апелляций внутри органа по сертификации?
9.8. Имеется ли система информационного
обеспечения в органе по сертификации?
9.9. Заключены ли соглашения с организациями,
взаимодействующими с органом по сертификации?
9.10. Согласен ли заявитель с условиями
использования лицензии, дающей ему право
функционировать в качестве органа по сертификации?
10. Фонд нормативных документов
10.1. Содержит ли фонд нормативных документов
все государственные стандарты и другие документы,
в которых установлены требования к продукции и
методам их испытаний, заявленные в области
аккредитации?
10.2. Имеется ли система и условия учета,
хранения и актуализации фонда нормативных
документов?
11. Юридический статус и независимость
11.1. Имеет ли организация - заявитель статус
юридического лица, собственную печать, расчетный
счет и бланк?
11.2. Входит ли организация - заявитель в
состав какого-либо предприятия или объединения,
имеющего в своем составе предприятия -
изготовители продукции, заявленной в области
аккредитации или организации, занимающиеся
торговлей?
11.3. Могут ли административная подчиненность,
система оплаты труда и источники финансирования
оказывать влияние на объективность результатов
сертификации?
12. Обеспеченность испытательными
лабораториями
12.1. Имеются ли аккредитованные испытательные
лаборатории в составе органа по сертификации?
12.2. Заключены ли договоры с испытательными
лабораториями, взаимодействующими с органом?
12.3. Соответствуют ли области аккредитации
испытательных лабораторий области аккредитации
органа по номенклатуре, характеристикам продукции,
методам ее контроля?
13. Документация
13.1. Имеется ли в распоряжении персонала
документация, регламентирующая проведение работ по
сертификации продукции?
13.2. Имеются ли в распоряжении персонала
типовые формы и бланки, необходимые для проведения
работ по сертификации продукции?
13.3. Разработана ли система регистрации и
протоколирования документации?
13.4. Разработана ли система контроля за
документацией?
13.5. Разработана ли система актуализации, -"- -"-
применения указанной документации, регистрации
изменений?
13.6. Актуализируются ли документы и
справочные данные?
13.7. Своевременно ли исключаются из
документов устаревшие данные и т.д.?
13.8. Знакомы ли с правилами ведения реестра
сертифицированной продукции?
13.9. Разработана ли система ведения реестра
сертифицированной продукции?
14. Кадры
14.1. Определены ли уровни профессиональной
подготовки, профессионального умения?
14.2. Имеются ли должностные инструкции?
14.3. Ознакомлен ли персонал с должностными
инструкциями?
14.4. Проводится ли подготовка кадров для
совершенствования и поддержания профессионального
умения с учетом требований, предъявляемых к
качеству?
14.5. Существует ли система аттестации
персонала?
14.6. Ознакомлен ли персонал с документами,
входящими в состав "Руководства по качеству органа
по сертификации"?
14.7. Прошли ли специалисты предварительную
подготовку или специальное обучение перед
аккредитацией?
14.8. Участвовали ли специалисты в
практических работах по сертификации и
аккредитации?
15. Архивы
15.1. Существует ли система, устанавливающая
сдачу в архив документации по сертификации
продукции?
15.2. Хранятся ли в архиве анализы и расчеты,
входящие в протокол испытаний?
15.3. Разработаны ли меры, обеспечивающие
постоянную, четкую и полную актуализацию
документов и их секретное хранение, если это
требуется?
16. Сертификаты
16.1. Может ли орган по сертификации при
необходимости высылать копии сертификатов
Госстандарту России на строго конфиденциальной
основе?
17. Готовность к проведению аккредитации
17.1. Когда орган по сертификации будет готов
к проведению оценки?
17.2. Есть ли необходимость в срочном
проведении оценки? Если да, то укажите причины.

Фамилия заявителя
Подпись лица, имеющего право подписи от имени заявителя

Дата _________________
М.П.






Приложение 6
Обязательное

--------------T--------------------------------------------------¬
¦ ¦ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р ¦
¦ +--------------------------------------------------+
¦ ¦ ГОССТАНДАРТ РОССИИ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ N __________¦
+-------------+--------------------------------------------------+
¦ АТТЕСТАТ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ ¦
¦ N _____________ ¦
¦ ¦
¦ Действителен до "__" _______ 199_ г.¦
¦ ¦
¦ НАСТОЯЩИЙ АТТЕСТАТ УДОСТОВЕРЯЕТ, ЧТО __________________________¦
¦ (наименование ¦
¦ _______________________________________________________________¦
¦ организации, адрес) ¦
¦ АККРЕДИТОВАН(А) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ __________¦
¦ _______________________________________________________________¦
¦ (наименование вида работ) ¦
¦ Область аккредитации определена приложением кнастоящему ¦
¦ аттестату ¦
¦ ¦
¦ _____________________________¦
¦ (должность) ¦
¦ _________ ____________________¦
¦ (подпись) (инициалы, фамилия) ¦
¦ ¦
¦ Место ¦
¦ Гербовой печати ¦
¦ ¦
¦ Зарегистрирован¦
¦ в Государственном реестре¦
¦ "__" __________ 199_ г. ¦
L-----------------------------------------------------------------
Оригинал имеет сетку зеленого цвета






Приложение 7
Обязательное

Утверждаю
___________________________________
(должность, аккредитирующий орган)
____________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
"__" _____________ 199_ г.

к аттестату аккредитации
N ______________
от "__" _________ 199_ г.

ОБЛАСТЬ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
_______________________________________
(сокращенное наименование организации)

N п/пНаименованиепродукции Код ОКПО Код ТН ВЭДХарактеристики (показатели) продукции, подтверждаемые при сертификацииОбозначение НД, по которым проводится сертификация на про- дукцию, где уста-новлены характе-ристики,подтверж-даемые при сер- тификациина методыиспытанийдля опре-деления характе- ристик 1 2 3 4 5 6
Примечания. 1. Каждый лист Приложения заверяется печатью Госстандарта России.
2. Даты подписания аттестата аккредитации и настоящего Приложения должны быть едины.

Руководитель органа по сертификации _______________

"__" ___________ 199_ г.






Приложение 8
Справочное

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

ЛИЦЕНЗИЯ N ______
НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ,
ВЫДАЧУ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ И ЛИЦЕНЗИЙ
НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКА СООТВЕТСТВИЯ СИСТЕМЫ

Выдана _______________________________________________________
(полное и сокращенное наименование органа
__________________________________________________________________
по сертификации)
Юридический адрес ____________________________________________
Телефон _________ Факс ____________ Телекс ___________
на основании аттестата аккредитации рег. номер __________________,
зарегистрированного в Государственном реестре __________ 199_ г.,
действительного до ______________ 199_ г.
Лицензия выдана ______________________________________________
(наименование органа, выдавшего лицензию)
__________________________________________________________________
Срок действия лицензии до ________________ 199_ г.

_________________________________________
(наименование органа, выдавшего лицензию)
_______________________________________
(должность)
М.П. _________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

"__" _____________ 199_ г.

Форма оборотной стороны лицензии

Владелец лицензии обязан:
1. Проводить сертификацию продукции по правилам системы сертификации в пределах области аккредитации. Выдавать сертификаты соответствия установленного образца.
2. Выдавать лицензии на применение знака соответствия держателю сертификата.
3. Приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в случае приостановки действия (отмены) аттестата аккредитации и (или) приостановки действия (аннулирования) настоящей лицензии.
4. Создавать необходимые условия для проведения инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, в том числе доступ лиц, уполномоченных на проведение инспекционного контроля, представление им необходимой документации, ознакомление их с результатами проверок деятельности, проведенных самим органом по сертификации, участие персонала органа в инспекционном контроле, оплата инспекционного контроля в соответствии с установленным порядком.
5. Представлять в ___________________________ информацию о
(наименование органа)
деятельности органа по сертификации.
6. Своевременно извещать орган, выдавший лицензию (и аккредитующий орган), о связанных с деятельностью по сертификации структурных и качественных изменениях, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов.
7. Не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну изготовителя (продавца, исполнителя).
В случае ненадлежащего исполнения владельцем лицензии указанных в настоящей лицензии обязанностей, а также в случае приостановки действия (отмены) аттестата аккредитации действие лицензии приостанавливается (лицензия аннулируется).

При необходимости указываются дополнительные требования.