Нормативные акты по санэпидконтролю

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

<ПИСЬМО> Роспотребнадзора от 19.04.2006 N 0100/4510-06-32
"О ПРИНЯТИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ"




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 19 апреля 2006 г. N 0100/4510-06-32

О ПРИНЯТИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ,
НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО
И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ



В настоящее время территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции" и в соответствии с указаниями, содержащимися в письмах Роспотребнадзора от 22.03.2006 N 0100/3167-06-32, от 25.03.2006 N 0100/3267-06-23, от 04.04.2006 N 0100/3835-06-23 и от 09.04.2006 N 0100/4023-06-23 проводятся мероприятия по контролю, направленные на проверку соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оборот на территории Российской Федерации алкогольной продукции, соответствующих требований санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Целью указанных мероприятий является обеспечение реализации гарантированных государством прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, а также защита потребительского рынка от некачественной, опасной и фальсифицированной продукции за счет контроля соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствующей части обязательных требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В этой связи продолжает вызывать озабоченность неснижаемый объем выявляемого несоответствия алкогольной продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия установленным физико-химическим и органолептическим показателям (заявленному содержанию этилового спирта, остаточного сахара, титруемой кислотности, общему содержанию сернистой кислоты и др.), что среди прочего свидетельствует о несоблюдении продавцами требований п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющего на этот счет соответствующую императивную норму, а импортерами - положений п. 3 ст. 13 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", определяющего, что качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не ниже совокупности ее соответствующих характеристик, предусмотренных государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции.
Помимо этого во многих случаях проверяемая продукция не может быть надлежащим образом идентифицирована, что в конечном итоге свидетельствует о введении потребителей в заблуждение об истинных потребительских свойствах алкогольных напитков и наряду с выявляемыми нарушениями установленных законодательством требований к информации не обеспечивает возможности их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей") и пригодность для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Особую тревогу вызывает тот факт, что в значительной доле исследованных образцов продукции, ввезенной из Республики Молдова и Республики Грузия и произведенной на территории этих государств, были обнаружены пестициды (ДДТ, алдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан), относящиеся к группе так называемых стойких органических загрязнений (СОЗ), которые запрещены к применению соответствующей Стокгольмской конвенцией о СОЗ (Стокгольм, 22 мая 2001 г.), вступившей в силу 17 мая 2004 года, по причине их способности накапливаться в организме человека, нарушать его репродуктивную и гормональную системы, приводить к генетическим мутациям и врожденным дефектам, а также к снижению иммунного статуса.
Так, только по данным территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве (за период с 23.03.2006 по 18.04.2006) его специалистами было отобрано и направлено для лабораторных исследований в ИЛЦ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве и его филиалы в административных округах более 1100 образцов алкогольной продукции. Из 901 исследованного образца (вина различных наименований) в 473 (52,7%) отмечено несоответствие гигиеническим нормативам. При этом алкогольной продукции производства Республики Грузия было исследовано 280 образцов, из которых неудовлетворительными были признаны 172 (61%), причем 30 из них содержали пестициды.
В отношении вин и виноматериалов производства Республики Молдова за тот же период было исследовано 433 образца продукции, из которых 214 (50,3%) оказались не соответствующими установленным требованиям, а 60 (или 26,3% от общего количества неудовлетворительных результатов) - содержали пестициды.
В результате, по материалам контрольных (надзорных) мероприятий и лабораторных исследований были оформлены 118 санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии алкогольной продукции производства Республик Молдова и Грузия санитарным нормам и правилам, приостановлен ввоз в Москву 60 тыс. дал виноматериалов из Республики Молдова и реализация 1345871 литра алкогольной продукции (производства Республики Молдова - 67143,7 л, производства Республики Грузия - 54829 л) в предприятиях оптовой и розничной торговли в связи с непредставлением санитарно-эпидемиологических заключений и сопроводительных документов на продукцию, а также реализацией продукции с нарушением установленных требований к маркировке.
По сведениям территориального управления Роспотребнадзора по Свердловской области из 54 образцов алкогольной продукции производства Республики Молдова 23, или 42,6%, по результатам соответствующих лабораторных исследований не соответствовали установленным гигиеническим нормативам (по продукции Республики Грузия - каждая вторая проба).
В Курганской области удельный вес отрицательных проб составил: 45% - по молдавской алкогольной продукции и 31,6% - по грузинской. В Пермском крае - 37,4% и 35,1% соответственно.
В Калининградской области при среднем показателе неудовлетворительных лабораторных исследований отбираемых образцов алкогольной продукции 18,5%, в отношении продукции Республики Грузия он оказался равным 55% (при этом по коньяку он достиг абсолютной забраковки, т.е. 100%).
В Амурской области тот же средний показатель, равный 28,6%, по вину грузинского производства был превышен более чем на 10%, составив 39%.
В целом же по Российской Федерации за период с 15 марта по 15 апреля 2006 г. 13403 партии алкогольной продукции территориальными управлениями Роспотребнадзора были признаны не соответствующими установленным требованиям, из которых 74% пришлось на долю алкогольной продукции производства Республики Молдова (вино - 9540 партий, коньяк - 291 партия) и 21% на долю продукции Республики Грузия (вино - 2947 партий, коньяк - 149 партий). При этом по молдавскому коньяку из 160 исследованных проб не соответствовали нормативным требованиям 43 пробы (26,9%), по грузинскому - 16 (19,5%) из 82.
При этом так или иначе территориальными управлениями Роспотребнадзора отмечаются многочисленные случаи реализации указанной продукции без сопроводительной документации, а также факты непредставления копий справок к грузовой таможенной декларации и продажи алкогольных напитков с нарушением установленных требований к ее маркировке, что свидетельствует о несоблюдении хозяйствующими субъектами соответствующих положений ст. ст. 10.2 и 16 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872.
Кроме того, следует отметить, что факты ненадлежащего качества винодельческой продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия отмечаются не только территориальными управлениями и учреждениями Роспотребнадзора, но и соответствующими уполномоченными организациями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Так, по сведениям Орехово-Зуевского филиала ФГУ "Менделеевский ЦСМ", проводившего соответствующие исследования на основе аттестованного в установленном порядке метода по выявлению синтетических красителей в винах, указанные красители (в частности, Е-124, Е-122) в грузинских и молдавских винах присутствуют в 40% случаев (в концентрации от 10 до 130 мг/л).
Между тем, как уже неоднократно отмечалось Роспотребнадзором ранее, согласно положению, закрепленному п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи, обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. При этом потребитель имеет право на то, чтобы алкогольная продукция, как и любой другой товар, при обычных условиях ее использования была безопасна для его жизни и здоровья (п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей"), отвечая при этом обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей, и соответствовала установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других представляющих опасность биологических организмов (п. 1 ст. 15 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
В этой связи очевидно, что нахождение в обороте и на потребительском рынке алкогольной продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия, не соответствующей не только нормативным и законодательно закрепленным, но и обычно предъявляемым требованиям, не обеспечивает соответствующее санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, является нарушением установленных законом прав потребителей и представляет опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
С учетом изложенного и рассматривая государственный контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции как важнейший элемент государственного регулирования в области ее оборота, направленного на защиту экономических интересов Российской Федерации и обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, руководствуясь п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 23, 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предлагаю всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим оборот алкогольной продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия, т.е. закупку (импорт), поставку, хранение и розничную реализацию, принять меры, направленные на прекращение ее реализации и изъятие из оборота.

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО