Нормативные акты по судмедэкспертизе

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 16.02.2000 N 88-III ГД
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2000 г. N 88-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.И. Илюхиным.
2. Направить указанный законопроект исполняющему обязанности Президента Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по безопасности до 5 марта 2000 года.
3. Комитету Государственной Думы по безопасности доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект

Вносится депутатом
Государственной Думы
В.И. ИЛЮХИНЫМ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, организационные принципы и основные направления государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно - экспертная деятельность), регулирует общественные отношения, возникающие при организации и производстве судебной экспертизы независимо от вида судопроизводства.
Судебная экспертиза производится в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Производство судебной экспертизы в отдельных видах судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная судебно - экспертная деятельность

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Статья 2. Задача государственной судебно - экспертной деятельности

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по поручению судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. Судебная экспертиза назначается указанными органами и лицами и состоит в проведении судебно - экспертных исследований объектов (далее - исследования) на основе специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и даче экспертом заключения по поставленным вопросам.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно - экспертной деятельности

Правовой основой государственной судебно - экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок судопроизводства, организацию и производство судебной экспертизы.

Статья 4. Принципы государственной судебно - экспертной деятельности

Государственная судебно - экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении государственной судебно - экспертной деятельности

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется в пределах и формах, установленных настоящим Федеральным законом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Исследования, требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия государственного судебно - экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению его прав и свобод, может обжаловать указанные действия в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 6. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, по своему внутреннему убеждению.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Объективность, всесторонность и полнота исследований

Эксперт проводит исследования на современной научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить их на базе общепринятых научных и практических данных.

Статья 8. Объекты исследований

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо). Образцами для сравнительного исследования являются объекты, отображающие особенности человека, трупа, животного, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения.
При проведении исследований объекты, указанные в части первой настоящей статьи, с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.
В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно - экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 9. Государственные судебно - экспертные учреждения

Государственными судебно - экспертными учреждениями являются:
судебно - экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, судебно - медицинские и судебно - психиатрические учреждения и специализированные подразделения учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, судебно - медицинские лаборатории Министерства обороны Российской Федерации, созданные специально для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы;
экспертно - криминалистические учреждения и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, экспертные подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, таможенные лаборатории Государственного таможенного комитета Российской Федерации, одной из функций которых является производство судебной экспертизы.
Деятельность государственных судебно - экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с положениями и инструкциями, утверждаемыми соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляются на основании положений или инструкций, утверждаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно - психиатрическая экспертиза.
Государственные судебно - экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно - методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Государственные судебно - экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Государственные судебно - экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно - экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
Деятельность государственных судебно - экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 10. Государственный судебный эксперт

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно - экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 11. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Должность эксперта в государственных судебно - экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертно - криминалистических подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно - квалификационными (аттестационными) комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Глава II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ И ЭКСПЕРТА

Статья 12. Полномочия руководителя государственного судебно - экспертного учреждения

Руководитель государственного судебно - экспертного учреждения после получения постановления или определения о назначении судебной экспертизы выполняет предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации функции по организации и производству судебной экспертизы и обеспечению участия эксперта в судебном заседании, судебных и следственных действиях.

Статья 13. Обязанности руководителя государственного судебно - экспертного учреждения

Руководитель государственного судебно - экспертного учреждения обязан:
по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов из числа работников данного учреждения, обладающих специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и обязанности. Работникам государственных судебно - экспертных учреждений такое разъяснение дается один раз при назначении на должность;
предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и взять у него соответствующую подписку, направляемую вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
определить срок производства судебной экспертизы в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, и контролировать его соблюдение;
обеспечить контроль за полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу.
Руководитель государственного судебно - экспертного учреждения обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
За нарушение положений настоящего Федерального закона и неисполнение обязанностей, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, руководитель государственного судебно - экспертного учреждения несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Права руководителя государственного судебно - экспертного учреждения

Руководитель государственного судебно - экспертного учреждения вправе:
возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально - технической базы либо специальных условий для проведения исследований;
ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.
Руководитель государственного судебно - экспертного учреждения не вправе:
истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Руководитель государственного судебно - экспертного учреждения вправе требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:
компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;
транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;
хранением объектов исследований в государственном судебно - экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили о специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

Статья 15. Обязанности эксперта

Эксперт обязан:
заявить о наличии предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации оснований для своего отвода в качестве эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, либо руководителю соответствующего государственного судебно - экспертного учреждения;
принять к производству порученную ему судебную экспертизу при отсутствии оснований для отвода;
провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
явиться по вызову суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора;
дать показания в суде, на предварительном следствии и дознании по вопросам, связанным с проведенными исследованиями и данным заключением;
сообщить об отказе от производства судебной экспертизы в орган или лицу, которые ее назначили, либо руководителю соответствующего государственного судебно - экспертного учреждения при наличии оснований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона;
составить мотивированное сообщение о невозможности дать заключение и направить его в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если:
а) поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта;
б) представленные объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть дополнены;
в) современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы или которые могут нанести ущерб конституционным правам граждан, а также сведения, составляющие тайну, охраняемую законом;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
За нарушение положений настоящего Федерального закона и неисполнение обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, эксперт несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Права эксперта

Эксперт вправе:
знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать с них копии;
ходатайствовать о предоставлении дополнительных объектов исследований и материалов дела, необходимых для дачи заключения;
ходатайствовать о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов;
участвовать в производстве судебных и следственных действий с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если это необходимо для выяснения данных, относящихся к предмету судебной экспертизы;
по решению суда или судьи участвовать в исследовании материалов дела на стадии судебного разбирательства;
делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта;
отказаться от производства судебной экспертизы, если:
а) нарушен процессуальный порядок назначения судебной экспертизы и это существенно затрудняет или делает невозможным ее производство;
б) поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта;
в) объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении;
г) отсутствуют условия, методические средства и оборудование, необходимые для проведения исследований и дачи заключения;
д) имеется реальная угроза жизни и здоровью эксперта.
Эксперт не вправе:
принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно - экспертного учреждения;
осуществлять судебно - экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;
уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Статья 17. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

Государственному судебно - экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.
Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
Судебная экспертиза считается несостоявшейся и заключение эксперта не может использоваться в качестве доказательства, если судебная экспертиза организована и произведена с нарушением требований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи. В этом случае вопрос о назначении судебной экспертизы решается заново.
В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно - медицинской или судебно - психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.

Глава III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья 18. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении

Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления или определения.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.
В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в государственном судебно - экспертном учреждении.
Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

Статья 19. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно - экспертном учреждении

Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной для восполнения пробелов в ранее данном заключении, поручается тому же или другому эксперту.
Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

Статья 20. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении

Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей.
Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно - экспертного учреждения.
Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно - экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно - экспертных учреждений.
Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта - организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.
На лиц, включенных в состав комиссии экспертов, но не являющихся государственными судебными экспертами, распространяется действие статей 2 - 8, 15 - 25 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Комиссия экспертов одной специальности

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.
Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

Статья 22. Комиссия экспертов разных специальностей

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (далее - комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за них ответственность.
Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с частью второй статьи 21 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении

При производстве судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.
Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

Статья 24. Сроки производства судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении

Сроки производства судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении определяются инструкциями и положениями об организации и о производстве судебной экспертизы с учетом требований и сроков судопроизводства, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно - экспертного учреждения.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
время и место производства судебной экспертизы;
основания производства судебной экспертизы;
сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
сведения о государственном судебно - экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно - экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ

Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться во всех видах судопроизводства. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинском или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования.
В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть помещено в государственный медицинский стационар в порядке, предусмотренном статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Доставка в медицинское или иное учреждение лица, направленного на судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом, назначившими судебную экспертизу.

Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.
В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно - экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.
Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.
Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае, если в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, государственное судебно - экспертное учреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке.

Статья 29. Основания и порядок помещения лица в медицинский стационар

В случае возникновения при назначении или производстве судебно - медицинской либо судебно - психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы. Порядок помещения лица в медицинский стационар определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.
Для производства судебно - психиатрической экспертизы лицо помещается в психиатрический стационар или судебно - психиатрический экспертный стационар только на основании определения суда или постановления судьи. Судебно - психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены для помещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или для помещения в них лиц, содержащихся под стражей.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и поместившие лицо в медицинский стационар в принудительном порядке, обязаны в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.

Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинском стационаре

Лицо может быть помещено в Медицинский стационар для производства судебной экспертизы на срок до 30 дней.
В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.
Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока.
Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства.
В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него.
Руководитель медицинского стационара извещает о постановлении судьи лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу.
В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.
Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, а также руководителем медицинского стационара в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре может быть обжаловано также непосредственно в суд по месту нахождения указанного стационара.

Статья 31. Охрана прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются:
ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;
испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы.
Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы.
Свидания лица, помещенного в медицинский стационар, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.
Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.
Лица, не содержащиеся под стражей, имеют право на возмещение расходов, связанных с производством судебной экспертизы, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

Судебно - психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится как в судебно - психиатрических экспертных стационарах, так и в иных психиатрических стационарах. Помещение в указанные стационары лиц, содержащихся под стражей, не допускается. Помещение лиц, не содержащихся под стражей, в иные психиатрические стационары не должно существенно затруднять производство судебной экспертизы.
Лица, не содержащиеся под стражей, в период производства судебно - психиатрической экспертизы пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
В случае совершения лицом, не содержащимся под стражей, не страдающим тяжелым психическим расстройством, действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих или серьезно дезорганизующих работу психиатрического стационара, администрация данного стационара сообщает об этом в орган внутренних дел, который должен принять к нарушителю меры, направленные на пресечение указанных действий. В случае, если подобные действия совершены лицом, в отношении которого судебно - психиатрическая экспертиза производится в добровольном порядке, оно может быть выписано из психиатрического стационара, о чем администрация данного стационара в письменной форме извещает орган или лицо, назначившие указанную экспертизу.

Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

Судебно - психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в судебно - психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.
На лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно - психиатрические экспертные стационары, распространяются нормы Уголовно - процессуального кодекса РСФСР и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". При этом нормы, предусматривающие применение мер взыскания и материальной ответственности указанных лиц, а также основания применения оружия не распространяются на лиц с явными признаками тяжелых психических расстройств.
Порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно - психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров определяется совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, на который возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

Статья 34. Обеспечение лиц, помещенных в судебно - психиатрические экспертные стационары

Материально - бытовое и медико - санитарное обеспечение лиц, помещенных в судебно - психиатрические экспертные стационары, осуществляется по нормам и правилам, установленным для психиатрических стационаров законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
Оказание медицинской помощи лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может осуществляться только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц у них в медицинском учреждении берутся образцы, необходимые для проведения исследований, о чем указывается в заключении эксперта. Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данного медицинского учреждения. Принудительное получение образцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, не допускается.

Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Присутствие иных участников процесса допускается с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, и лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, либо его законного представителя.
При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.

Глава V. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО -
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Статья 37. Финансирование судебно - экспертной деятельности

Деятельность государственных судебно - экспертных учреждений и подразделений Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, а также судебно - медицинских и судебно - психиатрических учреждений и специализированных подразделений учреждений, находящихся в непосредственном подчинении Министерства здравоохранения Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета.
Деятельность государственных судебно - медицинских и судебно - психиатрических учреждений и специализированных подразделений учреждений органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 38. Организационное и научно - методическое обеспечение деятельности государственных судебно - экспертных учреждений

Организационное обеспечение деятельности государственных судебно - экспертных учреждений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Научно - методическое обеспечение государственной судебно - экспертной деятельности, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебных экспертов возлагаются на соответствующие федеральные судебно - экспертные центры из числа государственных судебно - экспертных учреждений, указанных в части первой статьи 9 настоящего Федерального закона.
Федеральные судебно - экспертные центры создаются и ликвидируются на основании постановления Правительства Российской Федерации.

Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно - экспертных учреждений

Организации, независимо от форм собственности, обязаны предоставлять по запросам руководителей государственных судебно - экспертных учреждений образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы. При этом государственные судебно - экспертные учреждения обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Государственное судебно - экспертное учреждение вправе получать по своим запросам от судов и правоохранительных органов по окончании производства по делам предметы, являющиеся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно - методической деятельности.

Статья 40. Охрана государственных судебно - экспертных учреждений

Охрана государственных судебно - экспертных учреждений обеспечивается их руководителями и финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации.

Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная судебная экспертиза обеспечивает деятельность судов и правоохранительных органов, предоставляя объективные доказательства на основе исследования объектов и дачи заключения эксперта с применением специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Экспертиза проводится во всех видах судопроизводств, предусмотренных Конституцией РФ: Конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном, административном. Ежегодно в Государственных экспертных учреждениях различных систем (ведомств) выполняется более двух миллионов судебных экспертиз. В экспертно - криминалистических подразделениях МВД - около 1 100 000; в судебно - экспертных учреждениях Минюста - 250 000; в судебно - медицинских учреждениях Минздрава - более 1 000 000; в судебно - психиатрических клиниках - 150 000; плюс экспертизы в судебно - медицинских лабораториях Минобороны и подразделениях ФСБ. Созданы экспертные службы в системах Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Если учесть, что значительная часть судебных экспертиз проводится по уголовным делам, которых в судах рассматривается от 800 до 900 тысяч в год, то становится очевидным обращение к экспертизе почти по каждому уголовному делу. Наряду с этим, развитие новых экономических и гражданско - правовых отношений обуславливает постоянный рост числа судебных экспертиз в гражданском и арбитражном процессах.
Несмотря на то, что в каждом ведомстве, имеющем систему судебно - экспертных учреждений, существует значительное число различных нормативных актов, регулирующих производство экспертиз, до настоящего времени законодательно не определены правовые основы судебно - экспертной деятельности как области общественных отношений, возникающих в сфере судопроизводства, нормативно не закреплены общие принципы этой деятельности (законность, защита прав и свобод личности, независимость эксперта, объективность и полнота исследования), не отрегулированы организационные аспекты, которые должны быть общими для государственных судебно - экспертных учреждений различных систем и ведомств. Все эти вопросы выходят за рамки отраслевого процессуального законодательства, которое регламентирует производство экспертизы в пределах решения своих задач с различной степенью полноты и детализации. Кроме того, в настоящее время из-за недостаточной разработанности отраслевого процессуального законодательства в ряде видов судопроизводств существует несколько упрощенный порядок проведения экспертизы, что не способствует полноте, всесторонности и объективности проводимого экспертного исследования. Судебная экспертиза, как процессуальное действие, едина по своей сути и предназначению. Поэтому ее назначение и проведение должны осуществляться в своей основе с соблюдением общих процессуальных норм, чего в настоящее время, к сожалению, нет.
Предлагаемый проект Федерального закона предусматривает единообразное правовое регулирование порядка производства судебной экспертизы в государственных экспертных учреждениях.
В него включены общие положения и принципы государственной судебно - экспертной деятельности, требования, которым должна отвечать судебная экспертиза; правовое положение субъектов государственной судебно - экспертной деятельности; порядок производства экспертиз в государственных судебно - экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно - методическое и финансовое обеспечение судебно - экспертной деятельности в государственных судебно - экспертных учреждениях. При подготовке раздела 4 законопроекта ("Особенности производства судебной экспертизы живых лиц в государственном судебно - экспертном учреждении") были учтены положения Конституции Российской Федерации, других федеральных законов и международно - правовых документов, направленные на соблюдение прав человека. Речь идет об основных правах и свободах человека и гражданина, а также о правах пациентов, правах лиц, подвергающихся биомедицинским исследованиям, правах лиц с психическими расстройствами и пр. Признанные в нашей стране международно - правовые стандарты защиты прав человека должны безусловно соблюдаться при производстве судебных экспертиз в государственных судебно - экспертных учреждениях во всех видах судопроизводства. Принятие данного законопроекта не потребует в настоящее время отмены или изменения каких-либо законодательных актов, а в будущем, по усмотрению законодателя, возможны дополнения вновь принимаемых отраслевых процессуальных кодексов (актов) с учетом Федерального закона "О государственной судебно - экспертной деятельности".
В целом принятие межотраслевого Федерального закона "О государственной судебно - экспертной деятельности" позволит решить следующие задачи:
- установить для различных видов судопроизводств единые принципы и общий порядок производства судебных экспертиз в государственных судебно - экспертных учреждениях, что будет в максимальной мере способствовать полноте, всесторонности и объективности экспертного исследования и достоверности даваемого экспертного заключения;
- обеспечить соблюдение прав и свобод граждан при производстве судебных экспертиз;
- обеспечить четкую организацию производства судебных экспертиз в государственных судебно - экспертных учреждениях различных систем и ведомств с тем, чтобы экспертизы осуществлялись высококвалифицированными специалистами, отвечающими высоким требованиям, предъявляемым к государственному судебному эксперту.
Как известно, призванный регулировать указанные правоотношения закон с аналогичным названием Государственная Дума приняла 20 мая 1998 года и Совет Федерации одобрил 10 июня 1998 года, но Президент Российской Федерации 25 июня 1998 года его отклонил. Суть основного возражения Президента: закон наряду с государственной не регулирует и негосударственную судебно - экспертную деятельность, что, якобы, исключает из круга экспертов лиц, не являющихся сотрудниками государственных судебно - экспертных учреждений. Позже на заседании Государственной Думы, на котором закон повторно принимался в прежней редакции, представитель Президента Российской Федерации из ряда недостаточно четких положений письма Президента сформулировал и новое основание к отклонению закона Президентом - финансирование учреждений судебно - медицинской экспертизы муниципальной системы здравоохранения, на которые также распространялся закон, должно осуществляться за счет не муниципального, как в законе, а государственного бюджета; соответственно требуется заключение Правительства Российской Федерации, но его нет.
Государственная Дума 21 октября 1998 года указанный закон повторно приняла в прежней редакции, но Совет Федерации, сославшись на отсутствие заключения Правительства РФ, его отклонил.
Предлагаемый проект Федерального закона разработан с учетом обоих замечаний. При этом второе замечание Президента, из-за которого Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой в прежней редакции закон, учтено полностью: в законопроекте отсутствует упоминание о том, что он распространяется на учреждения судебно - медицинской экспертизы муниципальной системы здравоохранения, которых к тому же имеется всего 8 в восьми муниципальных образованиях, что составляет менее 0,1% всех муниципальных образований по Российской Федерации в целом (свыше 13,5 тысяч). Таким образом, из законопроекта исключено положение, послужившее поводом полагать, что необходимо представлять финансово - экономическое обоснование. А надобности в финансово - экономическом обосновании нет потому, что принятие рассматриваемого законопроекта на размер и структуру реального финансирования всех имеющихся ныне в стране систем государственных судебно - экспертных учреждений не влияет. Соответственно, принятие законопроекта никакого дополнительного финансирования не предполагает.
Подготовленный в соответствии с пожеланиями Генеральной прокуратуры, Минюста, МВД, ФСБ, Высшего Арбитражного Суда, ФСНП, Минфина, Минтруда и Минздрава РФ, обобщенных в заключении Правительства РФ (см. письмо N ЕР1313-П4 от 28.04.97), федеральный закон с аналогичным названием в том виде, как он был принят Государственной Думой 20 мая 1998 года и одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года, ставил своей целью правовое регулирование на федеральном законодательном уровне деятельности как давно функционирующих (МЮ, МВД, МЗ, МО, ФСБ), так и позже созданных (ГТК, налоговой полиции) систем государственных судебно - экспертных учреждений применительно ко всем видам судопроизводств, предусмотренных Конституцией России. Эти устоявшиеся на практике государственные судебно - экспертные системы доказали свою жизнеспособность и надежность. Неоспоримым достоинством государственных судебно - экспертных систем являются: прочная научная база и надежный механизм накопления практического опыта; постоянный учет потребностей судебной и следственной практики и, как следствие, создание новых видов экспертиз, исследование новых видов объектов; непрерывное внедрение в судебную экспертизу достижений научно - технического прогресса, оснащенность современным инструментальным оборудованием, создание на этой базе новых методов и методик исследования, способствующих повышению надежности, объективности и достоверности результатов судебного исследования. В таких системах отлажена подготовка и переподготовка экспертов, систематический контроль за их профессиональной квалификацией. В каждой из систем имеются свои федеральные центры, выполняющие функции научно - методического руководства всей системой. Смысл указанного закона состоял в том, чтобы заменить существующее ныне на ведомственном подзаконном уровне разрозненное правовое регулирование в этой области на единое, более высокое, законодательное регулирование.
По своему содержанию и смыслу Закон не исключал ни возможности производства судебной экспертизы негосударственными экспертами, в том числе частными, ни необходимости принятия специального закона, регулирующего негосударственную судебно - экспертную деятельность. Закон вообще не определял круга возможных экспертов, исходя из положений процессуального законодательства о том, что производство экспертизы может быть поручено любому лицу, как состоящему в штате государственного судебно - экспертного учреждения, так и не состоящему в нем. Иными словами, этот закон никого, в том числе частных лиц, из круга экспертов не исключал.
Не являлся указанный Закон и препятствием для создания негосударственных экспертных учреждений. И не потому только, что сам закон такого запрета не содержит, а потому, прежде всего, что в соответствии со ст. 30 Конституции РФ гражданам гарантировано право на создание объединений (в том числе, разумеется, и объединений для производства судебных экспертиз).
Предлагаемый новый проект Федерального закона сохраняет все перечисленные достоинства отклоненного законопроекта. Но в него внесено дополнение, которое начисто снимает опасения, которые были необоснованными и раньше: будто он отрицает возможность производства экспертизы лицами, не состоящими в государственных судебно - экспертных учреждениях. Подобные опасения потому необоснованны, что вопрос о том, кому можно поручить производство экспертизы, является предметом регулирования не данного, а процессуального законодательства. Статья же 78 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР содержит недвусмысленное положение: "Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения".
И все же признано целесообразным статью 20 законопроекта - "Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении" - дополнить частью, в соответствии с которой на лиц, включенных в состав экспертной комиссии, не являющихся государственными судебными экспертами, распространяется действие статей 2 - 8, 15 - 25 Закона, т.е. статей о правах и обязанностях эксперта государственного судебно - экспертного учреждения.
Это дополнение не оставляет сомнений: права и обязанности лица, которому поручается производство экспертизы, не могут быть большими или меньшими в зависимости от того, является ли это лицо экспертом государственного судебно - экспертного учреждения или нет: они одинаковы.
Данный вариант проекта Закона содержит, однако, одно ограничение, касающееся производства стационарных судебно - психиатрических экспертиз, которые должны проводиться только в государственных медицинских учреждениях (это положение специально оговорено и в проекте УПК РФ). Экспертная инфраструктура указанных учреждений, система безопасности, охрана (для лиц, содержащихся под стражей), необходимое медицинское стационарное и экспертно - организационное обеспечение не могут быть негосударственными, и их передача в частные руки недопустима.
По-прежнему отказываясь от концепции закона, призванного регулировать наряду с государственной и негосударственную судебно - экспертную деятельность, разработчики законопроекта руководствовались и стремлением не навредить, о чем ниже подробнее будет сказано. Но приходится считаться и с тем, что попытка охватить в одном законе деятельность не только государственных, но и негосударственных судебно - экспертных учреждений сопряжена с необходимостью решить ряд принципиальных правовых и организационных вопросов, регулирование которых является предметом другого закона. Того, который должен стать синтетическим, производным от Федерального закона "Об общественных объединениях" и Федерального закона "О некоммерческих организациях". Взять за основу только один Закон "Об общественных объединениях" едва ли возможно, так как статья 3 этого Закона допускает, как один из вариантов, создание общественного объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, без государственной регистрации и без приобретения прав юридического лица. Бесконтрольность функционирования подобного объединения очевидна и едва ли приемлема для организации, призванной способствовать отправлению правосудия.
Поэтому в правовом регулировании негосударственных судебно - экспертных учреждений наиболее конструктивно опираться на оба указанных выше Закона, не входя с ними в противоречие.
Закон "О некоммерческих организациях" предусматривает создание организаций для оказания непосредственной юридической помощи (пункт 2 статьи 2 Закона). Среди положений этого Закона наиболее значимыми для образования негосударственных судебно - экспертных организаций представляются: создание юридического лица (статья 1), государственная регистрация (статья 3), возможность поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 1), возможность иметь как филиалы, так и обособленные подразделения (статья 5), право на объединения в ассоциации и союзы (статья 11), возможность самостоятельного определения порядка приема в члены организации (статья 14) и лицензирования осуществляемой деятельности (статья 24).
Приводимый перечень способен дать представление только о части положений, которые должны быть отражены в законе, призванном регулировать негосударственную судебно - экспертную деятельность. За пределами приведенного перечня остались такие важные положения, как квалификационные требования к судебным экспертам и руководителям судебно - экспертных учреждений, порядок предоставления статуса негосударственного судебно - экспертного учреждения, их сертификация и аттестование, введение системы лицензирования таких учреждений и частных экспертов и т.д. Вопросы лицензирования рассматриваемой деятельности представляются особенно важными, поэтому для своего решения они требуют дополнения действующего Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором не предусмотрены в настоящее время лицензирование ни юридической, ни судебно - экспертной деятельности (статья 17).
Принятие закона, регулирующего судебно - экспертную деятельность негосударственных организаций, с неизбежностью повлечет за собой необходимость создания на государственном уровне квалификационных, аттестационных и лицензионных структур (комиссий) с финансированием их соответственно из государственного бюджета. В противном случае закон откроет неограниченные возможности для недобросовестных лиц и объединений, именующих себя судебными экспертами.
Попытка регламентировать все вышеперечисленные и другие положения, относящиеся к судебно - экспертной деятельности негосударственных организаций, в одном законе с государственной судебно - экспертной деятельностью представляется нереалистичной. Она означала бы фактическое создание двух искусственно объединенных одним названием самостоятельных и плохо совместимых законов, один из которых к тому же базировался бы, в свою очередь, на двух упомянутых выше Федеральных законах. Отсюда следует, что наиболее целесообразным является принятие самостоятельного закона о негосударственной судебно - экспертной деятельности. Тем более что в Федеральном законе "Об общественных объединениях" предусмотрено: "особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений, ... могут регулироваться специальными законами" (статья 4). Вместе с тем, формулируя позицию о целесообразности самостоятельного специального закона о судебно - экспертной деятельности негосударственных некоммерческих организаций, нельзя не учитывать и тот факт, что указанные негосударственные учреждения только нарождаются, а накапливаемый ими опыт еще ждет проверки временем и обобщения. Поэтому для законодательного урегулирования деятельности указанных учреждений по образцу того, как это предлагается для общепризнанных, давно конституированных государственных судебно - экспертных систем, нужно время, достаточное для анализа, выяснения потребности в ней судов и правоохранительных органов, выявления основных моментов этой деятельности, нуждающихся в специальном правовом обеспечении.
К тому же у нас немалый положительный опыт самостоятельного правового регулирования смежных общественных отношений отдельными нормативными правовыми актами в зависимости от субъектов, участвующих в этих общественных отношениях. Так, уже в настоящее время параллельно действуют Федеральный закон "Об оперативно - розыскной деятельности" и Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Также параллельно действуют вступивший в силу в апреле 1999 года Федеральный закон "О ведомственной охране" и Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 589. Как следует из статьи 26 упомянутого Федерального закона, названное утвержденное Правительством Российской Федерации Положение будет заменено отдельным законом, регулирующим деятельность вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
Наконец, из приведенной выше аргументации неразумности закона - гибрида следует: попытка сконструировать такой закон с неизбежностью отодвинет на неопределенно долгий срок принятие закона, регулирующего государственную судебно - экспертную деятельность. Дополнительным же аргументом актуальности такого закона является и опыт таких стран СНГ, как Украина, Казахстан и Литва, где система государственных судебно - экспертных учреждений с советских времен остается аналогичной российской: в Украине и Казахстане такие законы уже приняты, в Литве начата процедура принятия аналогичного закона.






СПРАВКА
О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО -
ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие проекта Федерального закона "О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации" никаких дополнительных расходов из федерального бюджета не предусматривает.






ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО -
ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие настоящего законопроекта не повлечет за собой каких-либо изменений или дополнений в действующее законодательство.