Нормативные акты по судмедэкспертизе

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 30.10.1997 N 1853-II ГД
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 1997 г. N 1853-II ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Илюхиным, В.Д. Рожковым, Р.В. Чистоходовой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по безопасности до 28 ноября 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по безопасности доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и представить его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект

Вносится депутатами
Государственной Думы
ИЛЮХИНЫМ В.И.,
ЧИСТОХОДОВОЙ Р.В.,
РОЖКОВЫМ В.Д.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон определяет правовые основы и содержание государственной судебно-экспертной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации в целях обеспечения правосудия РФ квалифицированной и объективной экспертизой.
Закон регулирует правоотношения, возникающие при проведении судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях независимо от вида судопроизводства. Проведение судебной экспертизы в отдельных видах судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством.
Установленные настоящим Законом права граждан при проведении судебной экспертизы не могут быть ограничены какими-либо другими нормативными актами.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

(1) Государственная судебно-экспертная деятельность - система действий, осуществляемая государственными судебно-экспертными учреждениями и находящимися в их штате сотрудниками, состоящая в организации и производстве судебных экспертиз в целях установления обстоятельств по конкретному делу.
(2) Судебная экспертиза проводится в судопроизводствах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является обеспечение судов и правоохранительных органов доказательствами по делу посредством проведения исследования и дачи заключения экспертом на основе специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются: Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, гражданский процессуальный, арбитражный процессуальный, уголовный процессуальный кодексы, кодекс об административных правонарушениях, законодательство о Конституционном суде Российской Федерации, а также другие законы и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие порядок судопроизводства, организацию и производство судебных экспертиз.

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, защиты прав и свобод личности, независимости эксперта, объективности и полноты проведенного им исследования.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

(1) Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в пределах и формах, определенных настоящим Законом и соответствующим процессуальным законодательством, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации.
(2) Судебно-экспертные исследования человека, связанные с временным ограничением его свободы или личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, установленном федеральным законодательством.
(3) Лицо, полагающее, что действия осуществляющих государственную судебно-экспертную деятельность лиц привели к ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Независимость судебного эксперта

(1) При даче заключения судебный эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначившего экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, и дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными познаниями.
(2) Не допускается воздействие на судебного эксперта со стороны судов, правоохранительных и иных государственных органов, учреждений, общественных и иных организаций и объединений, а также отдельных лиц с целью получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Объективность и полнота судебно-экспертного исследования

(1) Судебно-экспертное исследование базируется на строго научной или практической основе и осуществляется в пределах соответствующей специальности в полном объеме, необходимом для установления обстоятельств по конкретному делу.
(2) Заключение судебного эксперта не может основываться на положениях, противоречащих современному состоянию науки и не допускающих объективной проверки на базе общепринятых научных данных.

Статья 8. Объекты судебно-экспертного исследования

(1) Объектами судебно-экспертного исследования являются вещественные доказательства, трупы и их части, документы, предметы, образцы для сравнительного исследования и материалы дела, по которому проводится экспертиза.
(2) Судебная экспертиза может также проводиться в отношении живых лиц.
(3) Образцами для сравнительного исследования являются объекты, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, предмета, материала или вещества, необходимые эксперту для проведения экспертного исследования и дачи заключения.
(4) При производстве экспертизы объекты исследования, указанные в п. 1, могут быть повреждены и израсходованы только в той мере, в которой это необходимо для проведения исследования и дачи заключения и с письменного разрешения органа, назначившего экспертизу.
(5) При невозможности транспортировки объекта к месту работы судебного эксперта орган или лицо, назначившее экспертизу, обеспечивает ему беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 9. Субъекты судебно-экспертной деятельности

Субъектами судебно-экспертной деятельности являются государственные судебно-экспертные учреждения в лице их руководителей, организующих производство судебной экспертизы, и судебные эксперты, производящие ее в порядке выполнения служебных обязанностей либо назначенные судом, прокурором, следователем или лицом, производящим дознание.

Статья 10. Государственные судебно-экспертные учреждения

(1) Государственными судебно-экспертными учреждениями являются учреждения судебной экспертизы системы Министерства юстиции России, судебно-экспертные учреждения и специализированные подразделения учреждений Министерства здравоохранения России, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов и правоохранительных органов посредством организации и производства судебных экспертиз.
(2) Функции государственного судебно-экспертного учреждения осуществляют также экспертно-криминалистические подразделения Министерства внутренних дел России, Федеральной службы безопасности России, Государственного таможенного комитета России, Федеральной службы налоговой полиции России, медицинские учреждения или их подразделения иных министерств, а также специальные группы экспертов (комиссии), созданные при учреждениях не судебно-экспертного профиля, если производство судебных экспертиз входит в круг их служебных обязанностей. (Далее все эти учреждения и подразделения также именуются государственными судебно-экспертными учреждениями.)
(3) Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебных экспертиз регулируется настоящим Законом, процессуальным законодательством, положениями (уставами) и инструкциями, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами.
Организация и производство судебных экспертиз в медицинских учреждениях или их подразделениях иных министерств осуществляются на основании положений или инструкций, утверждаемых соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. В медицинских учреждениях и их подразделениях, не относящихся к ведению Министерства здравоохранения Российской Федерации, не могут организовываться и проводиться судебно-психиатрические экспертизы.
(4) Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебных экспертиз на основе единого научно - методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовки и специализации экспертов.
(5) В государственных судебно-экспертных учреждениях судебные экспертизы в обязательном порядке производятся в соответствии с установленными для них научно-техническим профилем и регионами обслуживания, которые определяются соответствующим министерством, ведомством.
Для органов предварительного следствия или дознания и судов, расположенных вне региона обслуживания, судебные экспертизы в порядке исключения могут быть проведены другими государственными экспертными учреждениями.
(6) Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации производства судебных экспертиз для других государств осуществляется на основе соглашений Российской Федерации с ними о правовой помощи и сотрудничестве.

Статья 11. Государственный судебный эксперт

Государственным судебным экспертом является сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебные экспертизы в порядке выполнения должностных обязанностей.

Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственному судебному эксперту

(1) Государственным судебным экспертом может быть лицо, имеющее высшее образование и получившее последующую подготовку в области конкретной экспертной специальности в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.
(2) Право самостоятельного производства экспертиз сведущему лицу предоставляется, а уровень его профессиональной подготовленности для производства судебных экспертиз определяется экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном соответствующими министерствами и ведомствами.
(3) Уровень профессиональной подготовки государственных судебных экспертов подлежит пересмотру экспертно-квалификационными комиссиями каждые 5 лет.

Раздел 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА

Статья 13. Правовое положение руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения после получения постановления или определения о назначении экспертизы выполняет предусмотренные законом процессуальные функции по организации производства судебной экспертизы и по обеспечению участия судебного эксперта в судебном заседании, судебных и следственных действиях.

Статья 14. Права руководителя государственного судебно - экспертного учреждения

(1) Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения имеет право:
- возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы и представленные для ее производства объекты и материалы дела, если в данном учреждении отсутствуют соответствующие специалисты или необходимая материально-техническая база либо специальные условия для производства исследований;
- ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные познания необходимы для дачи заключения;
направлять копию постановления или определения о назначении экспертизы руководителям всех учреждений (подразделений), силами и средствами которых обеспечивается производство экспертных исследований, необходимых для разрешения поставленных вопросов. Организация таких экспертиз осуществляется руководителями ряда экспертных учреждений по согласованию между собой.
(2) Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения не вправе:
- истребовать без постановления или определения органа или лица, назначившего экспертизу, объекты или материалы дела, необходимые для производства экспертизы;
- самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим экспертизу, привлекать к производству экспертиз лиц, не работающих в данном учреждении;
- давать эксперту указания, предрешающие ход исследования и содержание выводов по конкретной экспертизе.
(3) Государственное судебно-экспертное учреждение в лице его руководителя вправе требовать от органа или лица, назначившего экспертизу, возмещения расходов экспертного учреждения, связанных с:
- хранением транспортной организацией поступивших на исследование объектов, за исключением штрафных санкций из-за несвоевременного получения груза данным учреждением;
- транспортировкой объектов после их исследования, кроме почтовых расходов;
- хранением объектов в экспертном учреждении при неполучении их органом, назначившим экспертизу, в течение срока, установленного ведомственными нормативами;
- ликвидацией вредных последствий (взрыв, пожар и т.п.), явившихся результатом поступления в экспертное учреждение объектов повышенной опасности без сообщения специальных правил обращения с ними или ненадлежаще упакованных.

Статья 15. Обязанности руководителя государственного судебно - экспертного учреждения

(1) Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения обязан:
- по получении постановления или определения о назначении экспертизы поручить ее производство конкретному лицу или комиссии специалистов из числа сотрудников данного учреждения, обладающих специальными познаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные перед экспертом (экспертами) вопросы;
- разъяснить эксперту или каждому члену экспертной комиссии права и обязанности судебного эксперта; сотрудникам государственных судебно-экспертных учреждений такое разъяснение дается один раз при приеме на работу;
- предупредить об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и отобрать подписку, которая вместе с заключением направляется лицу или органу, назначившему экспертизу;
- определить срок производства экспертизы в порядке, установленном процессуальным законодательством и подзаконными нормативными актами, и контролировать его соблюдение;
- обеспечить контроль за полнотой и качеством проведенного исследования;
- по окончании экспертного исследования направить заключение эксперта, объекты исследования и материалы дела органу или лицу, назначившему экспертизу.
(2) На руководителе государственного судебно-экспертного учреждения лежит обязанность обеспечения условий, необходимых для производства экспертных исследований, что предусматривает:
- предоставление судебному эксперту необходимого научного оборудования, приборов, материалов, средств информационного обеспечения;
- обеспечение судебному эксперту условий для проведения исследований в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии;
- обеспечение сохранности представленных объектов исследования и материалов дела.

Статья 16. Права государственного судебного эксперта

(1) Государственный судебный эксперт имеет право:
- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии;
- заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов дела и объектов, необходимых для дачи заключения;
- ходатайствовать о проведении экспертизы с участием других экспертов;
- участвовать в производстве следственных и судебных действий с разрешения лица или органа, назначившего экспертизу, если это необходимо для выяснения данных, относящихся к предмету экспертизы;
- участвовать в исследовании материалов дела в стадии судебного разбирательства;
- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или его показаний;
- обжаловать в установленном законом порядке действия лица, в производстве которого находится дело, если эти действия нарушают права судебного эксперта;
- отказаться от производства экспертизы в случаях:
а) нарушения процессуального порядка назначения экспертизы, которое существенно затрудняет или делает невозможным ее проведение;
б) выхода поставленных вопросов за пределы компетенции (специальных познаний) эксперта;
в) недостаточности объектов исследования и материалов дела для дачи заключения при отказе в их дополнении;
г) отсутствия условий, методических средств и оборудования, необходимых для проведения исследования и дачи заключения;
д) угрозы жизни и здоровью эксперта, выходящей за рамки профессионального риска;
Право эксперта указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, установленные при производстве экспертизы, предусматривается соответствующим процессуальным законодательством.
(2) Государственный судебный эксперт не вправе:
- принимать поручения о производстве экспертизы непосредственно от каких-либо органов и лиц помимо руководителя экспертного учреждения;
- осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве сотрудника негосударственного экспертного учреждения, сотрудника иного учреждения или частного эксперта;
- вступать в личные контакты с участниками процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы, ставящие под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
- самостоятельно собирать материалы для производства экспертизы;
- сообщать кому-либо результаты проведенной экспертизы, кроме органа или лица, назначившего экспертизу;
- уничтожать объекты экспертного исследования либо существенно изменять их свойства без письменного разрешения органа или лица, назначившего экспертизу.

Статья 17. Обязанности государственного судебного эксперта

(1) Государственный судебный эксперт обязан:
- при наличии предусмотренных законом оснований для своего отвода в качестве судебного эксперта немедленно заявить об этом органу или лицу, назначившему экспертизу, либо руководителю судебно-экспертного учреждения;
- при отсутствии оснований для отвода или его отклонении принять порученную ему экспертизу к производству;
- провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
- явиться по вызову суда, судьи, прокурора, следователя или лица, производящего дознание;
- дать показания в суде, на предварительном следствии и дознании по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным заключением;
- при наличии предусмотренных ст. 16 настоящего Закона оснований для отказа от производства экспертизы сообщить об этом органу или лицу, назначившему экспертизу;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы и которые могут нанести ущерб правам граждан, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, либо составляют тайну, охраняемую законом;
- обеспечить сохранность представленных объектов и материалов дела.

Статья 18. Отстранение государственного экспертного учреждения от выполнения функции по организации производства судебной экспертизы и отвод государственного эксперта от производства судебной экспертизы

(1) Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство экспертизы, а при начатом производстве оно немедленно прекращается в случаях установления обстоятельств, ставящих под сомнение незаинтересованность в исходе дела руководителя государственного экспертного учреждения, в котором работает сведущее лицо, и предусмотренных для отвода эксперта.
(2) Государственный эксперт подлежит отводу от поручения ему производства экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство и также подлежит отводу в случае его заинтересованности в исходе дела. Перечень обстоятельств, свидетельствующих об этом, устанавливается процессуальным законодательством Российской Федерации.
(3) Экспертиза считается несостоявшейся, экспертное заключение не может использоваться в качестве доказательства и вопрос о назначении экспертизы решается заново, если экспертиза организована, проведена и дано заключение при наличии оснований для отстранения судебно-экспертного учреждения или отвода эксперта.
(4) В производстве экспертизы лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал этому лицу медицинскую помощь. Данное положение распространяется также на судебно-медицинские экспертизы, проводимые заочно, то есть без непосредственного обследования лица.

Раздел 3. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

(1) Основанием для производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении является определение суда, постановление судьи, прокурора, следователя и лица, производящего дознание. Экспертиза считается назначенной с момента вынесения соответствующего определения или постановления.
(2) Органом или лицом, назначившим экспертизу, представляются объекты (вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования, документы) и другие материалы дела, необходимые для проведения исследования и дачи заключения эксперта.
(3) Образцы для сравнительного исследования в установленном процессуальном порядке получают и приобщают к делу органы и лица, назначившие экспертизу. В необходимых случаях получение образцов производится с участием специалиста или эксперта, которому поручена экспертиза.
Если получение образцов является частью экспертного исследования и производится экспертом от представленных на экспертизу объектов, то по завершении производства экспертизы образцы направляются органу или лицу, назначившему экспертизу.

Статья 20. Поручение производства дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении

(1) Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной для восполнения пробелов в ранее проведенном исследовании или заключении, поручается тому же (тем же) или другому эксперту (экспертам).
(2) Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с сомнением у суда, судьи, прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в правильности или обоснованности ранее полученного заключения судебного эксперта по тем же вопросам, поручается другому (другим) эксперту (экспертам) и, как правило, осуществляется комиссионно.

Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

(1) Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими экспертами одной или разных экспертных специальностей (комплексная экспертиза).
(2) Комиссионный характер экспертизы определяется органом или лицом, назначившим экспертизу, либо государственным судебно - экспертным учреждением, в лице его руководителя, организующим производство данной экспертизы.
(3) Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
(4) В составе комиссии, которой поручено производство экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает полученные им лично и другими членами комиссии результаты и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных познаний.

Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности

(1) При проведении комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из экспертов проводит исследование в полном объеме и совместно они анализируют полученные результаты.
(2) Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение (или документ о невозможности дачи заключения); в случае разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия.

Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей (комплексная экспертиза)

(1) Организация комплексных исследований возлагается на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.
(2) При проведении экспертизы экспертами разных специальностей каждый из экспертов проводит исследования в пределах своей компетенции. В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, в которой содержатся эти исследования и несет за них ответственность.
(3) Общие вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании этого вывода (выводов). Если основанием окончательного вывода комиссии или ее части являются факты, установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении. В случае разногласия экспертов результаты исследований оформляются по правилам части 2 статьи 22 настоящего Закона.

Статья 24. Порядок присутствия лиц при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

(1) При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники судопроизводства и при соблюдении тех условий, которые определены процессуальным законодательством Российской Федерации.
(2) Лица, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход экспертного исследования, но могут давать объяснения эксперту, относящиеся к предмету экспертизы, а также задавать вопросы эксперту, направленные на уяснение сути происходящего.
(3) Присутствие при производстве судебной экспертизы не допускается:
- при составлении заключения эксперта;
- в стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если экспертиза проводится комиссией экспертов.
(4) Если лицо, присутствующее при производстве экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и возбудить ходатайство перед органом или лицом, назначившим экспертизу, об отмене постановления о присутствии данного лица при производстве экспертизы.
(5) Порядок присутствия участников судопроизводства при производстве судебной экспертизы живых лиц предусмотрен в разделе 4 настоящего Закона.

Статья 25. Сроки производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

Сроки производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении определяются инструкциями и положениями об организации производства судебных экспертиз с учетом требований, вытекающих из установленных законом порядка и сроков судопроизводства.

Статья 26. Порядок составления заключения государственного судебного эксперта в его содержание

(1) После производства исследований, с учетом его результатов эксперт или эксперты от своего имени составляют письменное заключение и подписывают его. Подпись эксперта (экспертов) удостоверяется печатью государственного экспертного учреждения.
(2) В заключении эксперта должно быть отражено:
- время и место производства экспертизы;
- основания назначения экспертизы (определение, постановление);
- данные об органе или лице, назначившем экспертизу;
- сведения об учреждении и эксперте, которому поручено производство экспертизы;
- предупреждение эксперта в соответствии с действующим законодательством об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- вопросы, поставленные перед экспертом;
- объекты и материалы дела, представленные эксперту и подлежащие исследованию;
- содержание и результаты экспертных исследований с указанием примененных методов, а также кто конкретно эти исследования проводил, если работала комиссия экспертов;
- оценка результатов исследования, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
(3) Материалы, иллюстрирующие экспертное заключение и его результаты, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты экспертного исследования, сохраняются в государственном судебно - экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначившего экспертизу, они представляются для приобщения к делу.

Статья 27. Условия составления документа о невозможности дать заключение государственным судебным экспертом

Если государственный эксперт убеждается, что поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или представленные ему материалы непригодны, или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены либо, если современное состояние науки и экспертной практики не позволяют ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированный документ о невозможности дать заключение и направляет его органу или лицу, назначившему экспертизу.

Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ

Статья 28. Лица, в отношении которых производится судебная экспертиза

(1) Судебная экспертиза в отношении живых лиц может осуществляться во всех видах судопроизводства. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебно-экспертное исследование, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
(2) Порядок производства экспертизы в отношении живых лиц определяется статьями разделов 1 - 3 настоящего Закона и статьями данного раздела.

Статья 29. Условия и место проведения судебной экспертизы в отношении живых лиц

(1) Судебная экспертиза в отношении живых лиц может осуществляться как в медицинском учреждении, так и вне его при наличии условий, необходимых для проведения соответствующих экспертных исследований, а также обеспечения прав и законных интересов подвергающегося экспертному исследованию лица.
(2) В случаях, когда при производстве экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании (наблюдении), лицо может быть помещено в медицинский стационар (учреждение или отделение) в порядке, предусмотренном статьями 31 - 36 настоящего Закона и соответствующим процессуальным законодательством.
(3) Доставка принудительно подвергаемого экспертизе лица в медицинское или иное учреждение для производства экспертных исследований обеспечивается должностным лицом или органом, назначившим экспертизу.

Статья 30. Добровольность и принудительность при проведении судебной экспертизы

(1) Круг лиц, которые могут быть принудительно подвергнуты экспертизе в государственных судебно-экспертных учреждениях, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. Если процессуальное законодательство не содержит прямого указания на возможность принудительного направления на экспертизу лиц, занимающих определенное процессуальное положение, то государственное судебно-психиатрическое учреждение не вправе проводить экспертизу в отношении этих лиц в принудительном порядке.
(2) В государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное добровольное согласие лица подвергнуться экспертизе.
Если лицо, в отношении которого назначена экспертиза, не достигло шестнадцати лет или признано судом недееспособным, то письменное согласие на проведение экспертизы дается законным представителем этого лица.

Статья 31. Основания и порядок помещения лица в медицинский стационар для производства судебной экспертизы

(1) Если при назначении или проведении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении лица, то оно может быть помещено в медицинское учреждение, о чем указывается в постановлении или определении о назначении экспертизы.
(2) Помещение лица в государственное медицинское учреждение (стационар) для производства судебно-психиатрической экспертизы производится только на основании судебного решения, порядок вынесения которого устанавливается процессуальным законодательством.
(3) Должностное лицо или орган, принудительно поместившие лицо в медицинское учреждение для производства стационарной судебно - медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, обязаны в течение суток известить об этом кого-либо из членов семьи, родственников стационируемого или лиц по его указанию, а при отсутствии таковых, известить о помещении лица в медицинское учреждение органы милиции по месту жительства.

Статья 32. Помещение в медицинский стационар лиц, содержащихся под стражей, для производства судебной экспертизы

Лицо, заключенное под стражу, помещается для производства экспертизы в медицинский стационар, специально приспособленный для содержания в нем арестованных.

Статья 33. Сроки пребывания в медицинском стационаре при производстве судебной экспертизы

(1) Лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства экспертизы на срок до тридцати дней. При необходимости его продления эксперты составляют об этом письменное мотивированное заключение, которое направляется органу или лицу, назначившему экспертизу, не позднее, чем за 5 дней до истечения 30-дневного срока.
(2) Общий срок пребывания лица в медицинском учреждении при производстве одной экспертизы не может превышать 3 месяцев.
(3) Нарушение сроков содержания лица в стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано самим стационированным, его защитником, законным представителем или иным представителем, допущенным к участию в деле, а также руководителем медицинского учреждения прокурору по месту нахождения стационара.

Статья 34. Охрана прав и законных интересов лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза

(1) При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается какое-либо ограничение прав этих лиц, иначе как по основаниям, прямо установленным процессуальным законодательством.
(2) Запрещается применение насилия, угроз, обмана, ограничения прав и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, подвергнутого экспертизе, или принуждение его к участию в экспериментальных исследованиях.
(3) Лицо, подвергнутое экспертизе, вправе давать объяснения эксперту, относящиеся к предмету экспертизы.
(4) Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил экспертизу, сведений, не относящихся к предмету экспертизы.
(5) Свидания помещенного в медицинское учреждение лица с его защитником или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.
(6) Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством, досмотру не подлежат и в суточный срок направляются адресату.
(7) Лица, не содержащиеся под стражей, в отношении которых проводится экспертиза, имеют право на возмещение связанных с ее производством расходов, понесенного ущерба, на сохранение среднего заработка или иных доходов, выплат по страхованию или социальному обеспечению по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Условия содержания в психиатрических стационарах лиц, заключенных под стражу

(1) При производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, помещаются в судебно-психиатрические экспертные стационары (учреждения или отделения), специально приспособленные для содержания в них арестованных. Охрана указанных стационаров и обеспечение в них безопасности возлагается на органы, осуществляющие охрану и обеспечение безопасности мест предварительного заключения.
(2) На лиц, помещенных в специализированные судебно - психиатрические стационары, распространяются нормы законодательства о предварительном заключении под стражу. Нормы этого законодательства, касающиеся применения мер взыскания, материальной ответственности заключенных и основания применения оружия, не распространяются на лиц, обнаруживающих явные признаки тяжелых психических расстройств.
(3) Материально-бытовое, медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание лиц, содержащихся в судебно-психиатрических экспертных стационарах, организуется и производится в соответствии с законодательством о здравоохранении по нормам и правилам, установленным для психиатрических стационарных учреждений.
(4) Порядок взаимоотношений и взаимодействия между лицами, осуществляющими охрану и обеспечение безопасности судебно - психиатрических экспертных стационаров, и медицинскими работниками этих стационаров определяется совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Статья 36. Условия содержания в психиатрических стационарах лиц, не заключенных под стражу

(1) При производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы лица, не заключенные под стражу, помещаются в судебно-психиатрические экспертные стационары (учреждения или отделения). Содержание в этих стационарах лиц, заключенных под стражу, не допускается.
(2) Лица, не заключенные под стражу, в период прохождения ими стационарной судебно-психиатрической экспертизы могут содержаться и в обычных психиатрических стационарах при условии, что это существенно не препятствует производству экспертизы.
(3) Лица, не содержащиеся под стражей, в период прохождения ими стационарной судебно-психиатрической экспертизы пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством об оказании психиатрической помощи. Медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание этих лиц организуется и производится в соответствии с законодательством о здравоохранении по нормам и правилам, установленным для психиатрических стационарных учреждений.
(4) При совершении лицом, не страдающим тяжелым психическим расстройством, противоправных действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих, или серьезно дезорганизующих работу стационара, администрация последнего должна сообщить об этом в органы охраны общественного порядка для принятия к нарушителю предусмотренных законом мер. Если подобные действия совершены лицом, в отношении которого экспертиза производится с его добровольного согласия, то оно может быть выписано из психиатрического стационара, о чем руководитель последнего в письменном виде извещает орган или лицо, назначивший экспертизу.

Статья 37. Допустимость методов исследования, применяемых при судебной экспертизе в отношении живых лиц

(1) При производстве экспертизы в отношении живых лиц запрещается применение методов экспертного исследования, а также способов получения образцов (часть 3 настоящей статьи): сопряженных с сильными болевыми ощущениями; могущих отрицательно повлиять на здоровье; методов оперативного вмешательства, а также методов запрещенных в установленном законом порядке к применению в практике здравоохранения. Лицо, подвергнутое экспертизе, должно быть информировано в доступной для него форме о подлежащих применению в отношении него методах исследования, включая альтернативные, о возможных болевых ощущениях и побочных явлениях.
(2) При необходимости лечения подвергнутого экспертизе лица или применения к нему мер оказания медицинской помощи лечебные и иные медицинские меры могут применяться только по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
(3) При производстве экспертизы в отношении живого лица у него в медицинском учреждении могут быть получены образцы, необходимые для экспертного исследования. Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данного медицинского учреждения. О получении образцов указывается в заключении эксперта. Принудительное получение образцов у лиц, направленных на экспертизу в добровольном порядке (часть 2 статьи 30 настоящего Закона), не допускается.

Статья 38. Порядок присутствия иных участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

(1) При производстве экспертизы в отношении живых лиц могут присутствовать лица, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Присутствие иных участников процесса при экспертизе в отношении живых лиц допускается только с разрешения органа или лица, назначившего экспертизу, а также лица, подвергаемого экспертизе, или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
(2) При производстве непосредственных экспертных исследований лица с согласия последнего вправе присутствовать его защитник.
(3) При производстве непосредственных экспертных исследований лица, не достигшего шестнадцати лет или признанного судом недееспособным, может присутствовать его законный представитель, а с согласия последнего - также защитник лица, подвергнутого экспертизе. Иной допущенный к участию в деле представитель лица, подвергающегося непосредственному экспертному исследованию, вправе присутствовать при его проведении только с согласия самого лица или его законного представителя.
(4) Если защитник, законный или иной представитель своими действиями препятствует производству экспертизы, то орган или лицо, ее назначившее, по мотивированному ходатайству экспертов может лишить защитника, законного или иного представителя права присутствовать при производстве экспертизы.
(5) При экспертных исследованиях, связанных с обнажением тела, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в производстве экспертизы.

Раздел 5. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И НАУЧНО -
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 39. Финансирование судебно-экспертных учреждений

Государственные судебно-экспертные учреждения финансируются из федерального бюджета, а также из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

(1) Организационное руководство государственными судебно-экспертными учреждениями осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами, а научно-методическое обеспечение их деятельности - ведущими экспертными центрами, имеющимися в структурах этих министерств и ведомств.
(2) Ведущие экспертные центры министерств и ведомств обеспечивают современный научный и профессиональный уровень судебно-экспертной деятельности, развитие и совершенствование теории и практики производства судебных экспертиз.
(3) Ведущие экспертные центры создаются и ликвидируются постановлениями Правительства Российской Федерации.

Статья 41. Информационное обеспечение судебно-экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

(1) Учреждения, организации, предприятия, независимо от форм собственности, обязаны предоставлять по запросу руководителя государственного судебно-экспертного учреждения эталонные образцы и другую техническую информацию, необходимую для производства экспертиз.
(2) Финансовое обеспечение получения эталонных образцов и другой информации, необходимой для производства экспертиз, возлагается на соответствующие министерства и ведомства.

Статья 42. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений

Помещения государственных судебно-экспертных учреждений специально охраняются. Охрана обеспечивается руководителем учреждения и финансируется соответствующими министерствами и ведомствами.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная судебная экспертиза обеспечивает деятельность судов и правоохранительных органов предоставляя объективные доказательства на основе исследования объектов и дачи заключения эксперта с применением специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Экспертиза проводится во всех видах судопроизводств, предусмотренных Конституцией РФ: Конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном, административном. Ежегодно в Государственных экспертных учреждениях различных систем (ведомств) выполняется более двух миллионов судебных экспертиз. В экспертно-криминалистических подразделениях МВД - около 800.000; в судебно-экспертных учреждениях Минюста - 250.000; в судебно-медицинских учреждениях Минздрава - более 1.000.000; в судебно-психиатрических клиниках 150.000; плюс экспертизы в судебно-медицинских лабораториях Минобороны и подразделениях ФСБ. Создаются экспертные службы в системах Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Если учесть, что значительная часть судебных экспертиз проводится по уголовным делам, которых в судах рассматривается от 800 до 900 тысяч в год, то становится очевидным обращение к экспертизе почти по каждому уголовному делу. Наряду с этим, развитие новых экономических и гражданско-правовых отношений обуславливает постоянный рост числа судебных экспертиз в гражданском и арбитражном процессах.
Несмотря на то, что в каждом ведомстве, имеющем систему судебно-экспертных учреждений, существует значительное число различных нормативных актов, регулирующих производство экспертиз, до настоящего времени законодательно не определены правовые основы судебно-экспертной деятельности как области правоотношений, возникающих в сфере судопроизводства, нормативно не закреплены общие принципы этой деятельности (законность, защита прав и свобод личности, независимость эксперта, объективность и полнота исследования), не отрегулированы организационные аспекты, которые должны быть общими для государственных судебно-экспертных учреждений различных систем и ведомств. Все эти моменты выходят за рамки отраслевого процессуального законодательства, которое регламентирует производство экспертизы в пределах решения своих задач с различной степенью полноты и детализации. Кроме того, в настоящее время, из-за недостаточной разработанности отраслевого процессуального законодательства, в ряде видов судопроизводств существует несколько упрощенный порядок проведения экспертизы, что не способствует полноте, всесторонности и объективности проводимого экспертного исследования. Судебная экспертиза, как процессуальное действие, едина по своей сути и предназначению. Поэтому ее назначение и проведение должны осуществляться в своей основе с соблюдением общих процессуальных норм, чего в настоящее время, к сожалению, нет.
Данный проект закона существенно переработан в сравнении с предыдущим, разосланным Советом Думы 20 мая 1997 г. (протокол N 86). В нем учтены замечания, поступившие от субъектов законодательной инициативы, в том числе от Правительства, содержащиеся в письме N 2015п-П4 от 17 июня 1997 г. заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.С. Куликова. Прежде всего, изменена основная направленность проекта. В настоящем виде это проект закона не о судебной экспертизе, а о государственной судебно-экспертной деятельности. Статьи о негосударственных судебно-экспертных учреждениях, о частных экспертах и о лицензировании их деятельности, против которых возражало Министерство юстиции Российской Федерации, из проекта исключены. Статьи, воспроизводящие нормы процессуального характера, переработаны: их основным содержанием стала регламентация организации и порядка проведения судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях. С учетом новой направленности проекта внесены коррективы в большую часть статей, в том числе и статей раздела о производстве судебной экспертизы живых лиц.
Вместе с тем, рекомендация Министерства юстиции Российской Федерации о запрете на создание негосударственных организаций со статусом судебно-экспертных учреждений и на частно - предпринимательскую деятельность лиц на правах судебных экспертов в проекте закона не может быть реализована, т.к. это противоречило бы ст. 30 Конституции Российской Федерации и действующему процессуальному законодательству.
Предлагаемый проект Федерального закона предусматривает единообразное правовое регулирование порядка производства судебной экспертизы в государственных экспертных учреждениях.
В него включены общие положения и принципы государственной судебно-экспертной деятельности, требования, которым должна отвечать судебная экспертиза; правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности; порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности в государственных судебно-экспертных учреждениях. При подготовке раздела 4 законопроекта ("Особенности производства судебной экспертизы живых лиц в государственном судебно-экспертном учреждении") были учтены положения Конституции Российской Федерации, других Федеральных законов и международно-правовых документов, направленные на соблюдение прав человека. Речь идет об основных правах и свободах человека и гражданина, а также о правах пациентов, правах лиц, подвергающихся биомедицинским исследованиям, правах лиц с психическими расстройствами и пр. Признанные в нашей стране международно-правовые стандарты защиты прав человека должны безусловно соблюдаться при производстве судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях во всех видах судопроизводства. Принятие данного законопроекта не потребует в настоящее время отмены или изменения каких-либо законодательных актов, а в будущем, по усмотрению законодателя, возможны дополнения вновь принимаемых отраслевых процессуальных кодексов (актов) с учетом Федерального закона "О государственной судебно - экспертной деятельности".
В целом принятие межотраслевого Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности" позволит решить следующие задачи:
- установить для различных видов судопроизводств единые принципы и общий порядок производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, что будет в максимальной мере способствовать полноте, всесторонности и объективности экспертного исследования и достоверности даваемого экспертного заключения;
- обеспечить соблюдение прав и свобод граждан при производстве судебных экспертиз;
- обеспечить четкую организацию производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях различных систем и ведомств с тем, чтобы экспертизы осуществлялись высококвалифицированными специалистами, отвечающими высоким требованиям, предъявляемым к государственному судебному эксперту.