Госпрограммы и концепции

Обновление основных систем Консультант плюс осуществляется ежедневно.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.04.2007 N 484-р
<О КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА">




ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 апреля 2007 г. N 484-р



1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года".
2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (далее - Программа) - Росатом, государственными заказчиками Программы - МЧС России, Росгидромет, Ростехнадзор, Росатом, Росстрой, ФМБА России, Росморречфлот, Роспром, Роснауку и Рособразование.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 131,82 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Росатому обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ





Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 апреля 2007 г. N 484-р

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

I. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ
ПРОГРАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Атомная отрасль Российской Федерации, активное формирование которой начиналось в 40 - 50-х годах XX века в интересах обороны, в настоящее время играет определяющую роль в обеспечении обороноспособности страны и ее энергообеспечении, представляет собой высокотехнологичную и конкурентоспособную на мировом рынке отрасль. Наличие полного комплекса ядерных технологий является признаком технологического развития страны. При этом необходимым условием применения и развития ядерных технологий является обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Мировой и отечественный опыт показывают, что снижение требований к уровню обеспечения ядерной и радиационной безопасности приводит к масштабным и долговременным негативным последствиям. Обеспечение безопасности развивающейся атомной энергетики и промышленности способствует эффективному использованию атомной энергии в других сферах деятельности, в том числе в геологоразведке и добыче полезных ископаемых, науке и медицине.
Программой развития атомной отрасли Российской Федерации и Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее - Основы государственной политики), утвержденными Президентом Российской Федерации, определено, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития и является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.
Основными направлениями обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются безопасное функционирование объектов использования атомной энергии на всех этапах их жизненного цикла и развитие государственных систем управления и регулирования в данной сфере деятельности.
На протяжении десятилетий шло накопление проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, главным образом при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также проблем, связанных с выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов. В последние годы на обеспечение ядерной и радиационной безопасности в отношении ядерно и радиационно опасных объектов, включая объекты оборонно-промышленного комплекса, ежегодно расходуется свыше 20 млрд. рублей собственных средств организаций. До настоящего времени фактически отсутствовал эффективный подход к решению накопившихся проблем. Значительные усилия были предприняты только в отношении утилизации атомных подводных лодок. В данный момент эти работы ведутся в рамках федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 - 2010 годы)".
К настоящему времени в мире (США, Великобритания и другие страны) имеется опыт решения проблем, связанных с реализацией ядерных оборонных и энергетических программ. В последние 15 - 20 лет ведущими ядерными государствами начали осуществляться масштабные государственные программы по ликвидации наследия гонки вооружений, в том числе по выводу из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов и реабилитации радиационно загрязненных территорий. На эти цели выделены десятки миллиардов долларов. Уже в 80-х годах прошлого века в некоторых ядерных государствах были сформированы накопительные фонды для безопасного длительного хранения отработавшего ядерного топлива, окончательной изоляции радиоактивных отходов и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов.
Принципиальным выводом, который можно сделать на основе мирового опыта, является необходимость определяющей роли государства в решении проблем, возникших в результате гонки вооружений, а также активного участия бизнеса в создании эффективной системы по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
В целях решения приоритетных задач по обеспечению ядерной и радиационной безопасности была разработана федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы.
Общий объем финансирования указанной программы за счет средств федерального бюджета составил 943,2 млн. рублей. Государственные капитальные вложения в размере 293,6 млн. рублей направлялись на создание объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, их утилизации и захоронению. В рамках этой программы был выполнен большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Осуществлена деятельность по оценке и анализу ситуации с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, результаты которой нашли отражение в Основах государственной политики. Получили развитие такие системы, необходимые для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности, как система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки в Российской Федерации и ряд других. В целом реализация программы позволила достичь прогресса в решении общих научных и технологических задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности, но не изменила ситуацию в данной области, так как не были созданы действенный инструментарий и соответствующие условия для эффективного решения этих задач в будущем.
Современная ситуация в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности характеризуется 3 ключевыми факторами:
необходимостью формирования государственной системы обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;
наличием ядерно и радиационно опасных объектов оборонно-промышленного комплекса, не отвечающих современным требованиям ядерной и радиационной безопасности (далее - ядерное наследие), представляющих угрозу национальной безопасности;
признанием необходимости решения накопившихся проблем на государственном уровне и недопустимости их дальнейшего откладывания.
Масштаб этих проблем в Российской Федерации характеризуется следующими причинами:
остановлены, но не выведены из эксплуатации ядерно и радиационно опасные объекты Федерального агентства по атомной энергии (4 блока атомных электростанций, 10 промышленных уранграфитовых реакторов и свыше 110 ядерно и радиационно опасных объектов иного назначения), Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства морского и речного транспорта и других федеральных органов исполнительной власти (до 50 объектов);
не обеспечена надежная изоляция от окружающей среды на некоторых приповерхностных хранилищах радиоактивных отходов. Требуется их приведение в безопасное состояние и создание новых пунктов захоронения радиоактивных отходов;
не изолированы от окружающей среды большие объемы радиоактивных отходов (Теченский каскад водоемов, бассейны-отстойники и хвостохранилища организаций ядерного топливного цикла);
накоплено свыше 18500 тонн отработавшего ядерного топлива. Близкими к критическим являются показатели заполнения хранилищ отработавшего ядерного топлива на атомных электростанциях с реакторами типа РБМК и ЭГП-6, пристанционных хранилищ радиоактивных отходов;
источники ионизирующего излучения используются более чем в 15900 организациях, что существенно повышает их уязвимость в отношении террористических угроз;
не получили нормативного, правового и технологического решения проблемы реабилитации объектов, образованных ядерными взрывными технологиями (объекты мирных ядерных взрывов);
не реализованы в полной мере некоторые требования международных актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, ратифицированных Российской Федерацией;
перешагнули 50 - 60-летний рубеж и требуют незамедлительной модернизации инженерные системы некоторых ядерно и радиационно опасных объектов.
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (далее - Программа) призвана обеспечить создание всех необходимых условий, при которых ядерная и радиационная безопасность будет обеспечиваться на долгосрочную перспективу.
Реализация комплекса мероприятий Программы должна обеспечить создание необходимых предпосылок для:
повышения уровня и качества жизни населения;
укрепления национальной безопасности страны;
формирования условий развития атомной энергетики.

II. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности программно-целевым методом обосновано прежде всего:
значимостью проблемы;
невозможностью комплексного решения проблемы в приемлемые сроки и необходимостью государственной поддержки для ее решения;
необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
необходимостью межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов (в том числе бюджетных и внебюджетных средств) на приоритетных направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
необходимостью снижения неизбежных затрат в будущем на ликвидацию последствий реализации ядерных оборонных программ и реализацию отложенных научных и технологических решений;
необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности по приоритетным направлениям;
длительностью процесса вывода из эксплуатации и (или) ликвидации ядерно и радиационно опасных объектов.
Программно-целевой метод создает условия для достижения мультипликативного эффекта при использовании средств из различных источников ресурсного обеспечения при реализации мероприятий Программы.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ
БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА

Без использования программно-целевого метода решения задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности вероятно развитие ситуаций, связанных:
с увеличением риска радиационных аварий на ядерно и радиационно опасных объектах, относящихся к ядерному наследию;
со снижением уровня комплексной защищенности ядерно и радиационно опасных объектов в отношении внутренних и внешних угроз, в том числе угроз террористических проявлений;
с потерей межведомственной координации работ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
со снижением экономической эффективности деятельности организаций атомной энергетики и промышленности, утратой ими конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Отказ от использования программно-целевого метода в обеспечении ядерной и радиационной безопасности и дальнейшее откладывание решения накопившихся проблем могут привести к снижению темпов развития атомной энергетики и промышленности в России.

IV. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,
ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ
ВАРИАНТАХ ЕЕ РЕШЕНИЯ

При подготовке настоящей Концепции были проанализированы следующие 3 варианта стратегий обеспечения ядерной и радиационной безопасности, используемых для разработки Программы:
1) стратегия отложенных решений;
2) стратегия обеспечения развития;
3) стратегия интенсивного решения проблем.
При реализации первого варианта (стратегии отложенных решений) Программа рассматривается как инструмент принятия неотложных (противоаварийных) мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности с ограниченными предельными (прогнозными) объемами финансирования за счет средств федерального бюджета.
Основной целью является реализация неотложных мер по предотвращению возникновения аварий и аварийных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах.
Этот вариант может соответствовать только инерционному сценарию развития атомной отрасли Российской Федерации.
Первый вариант рассмотрен как сценарий, при котором возможно избежать радиационных аварий с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду. При этом объем средств федерального бюджета составит около 60 млрд. рублей. Их последующий рост будет явно недостаточен для решения нарастающего объема задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Характер и острота накопленных проблем потребуют дополнительных расходов федерального бюджета в период с 2016 по 2025 год в размере около 1000 млрд. рублей.
Выполнение задач, поставленных в Основах государственной политики, при реализации первого варианта в целом обеспечивается. Однако этот вариант не создает предпосылок для достижения конечных целей государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и, таким образом, не может принципиально изменить уровень ядерной и радиационной безопасности.
При реализации второго варианта (стратегии обеспечения развития) предполагается решение приоритетной задачи создания основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, что позволит снизить нарастание проблем в данной области.
Для этого необходимо выполнение комплекса мероприятий, включая:
формирование системы объектов окончательной изоляции высокоактивных отходов. В связи с высокой стоимостью подобных объектов и сложностью обоснования их долгосрочной безопасности предусмотрены работы по 2 сценариям - создание опытно-промышленного объекта в глубоких геологических формациях Канско-Ачинского массива (Красноярский край) и определение возможности окончательной изоляции радиоактивных отходов на подземных объектах федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат";
создание на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат" объекта долговременного хранения отработавшего ядерного топлива мощностью 38 тыс. тонн, что обеспечит текущие потребности атомной энергетики;
разработку технологий и создание на указанном предприятии опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива на основе инновационных технологий;
обеспечение безопасности действующих объектов глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и обоснование решений по созданию 5 - 7 региональных объектов окончательной изоляции среднеактивных отходов;
реконструкцию и расширение сети специализированных комбинатов "Радон" для обеспечения безопасности обращения с радиоактивными отходами.
Для решения указанных задач необходимо выделить из федерального бюджета около 48,63 млрд. рублей.
При реализации второго варианта предусматривается решение приоритетных задач устранения проблем, связанных с прошлой деятельностью, в том числе:
перевод в безопасное состояние (включая вывоз и переработку отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов), вывод из эксплуатации и (или) ликвидация остановленных ядерно и радиационно опасных объектов Федерального агентства по атомной энергии. Предусмотрены работы на федеральных государственных унитарных предприятиях "Производственное объединение "Маяк", "Горно-химический комбинат", "Сибирский химический комбинат" и в других организациях (всего 47 организаций атомной энергетики и промышленности);
повышение уровня ядерной и радиационной безопасности в организациях Федерального агентства по промышленности, в том числе реконструкция объектов по обращению с накопленными радиоактивными отходами и ликвидация ряда хранилищ твердых и жидких радиоактивных отходов;
вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов Федерального агентства морского и речного транспорта, выполнение комплекса работ по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;
повышение безопасности объектов Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию. В состав мероприятий входят работы по вывозу накопленных объемов отработавшего ядерного топлива с исследовательских реакторов, реконструкции систем физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов, реабилитации радиационно загрязненных объектов и участков территорий;
обеспечение безопасности объектов других федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, а также объектов, не имеющих в настоящее время отраслевой или иной принадлежности. Предусматривается совершенствование систем физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов, реализация комплекса работ по обеспечению безопасности объектов проведения ядерных взрывов в мирных целях, реабилитации радиационно загрязненных территорий, зданий и сооружений, утилизации отработавших радиационных установок и источников ионизирующего излучения.
Для решения указанных задач планируется выделить из федерального бюджета 68,35 млрд. рублей.
Предусматривается выполнение в расширенном объеме работ по созданию и развитию следующих систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности:
Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
системы государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
система контроля и учета индивидуальных доз облучения персонала ядерно и радиационно опасных объектов;
автоматизированная система непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе при их транспортировке всеми видами транспорта;
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями;
системы физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов.
Развертывание указанных систем на федеральном уровне планируется проводить за счет средств федерального бюджета, создание типовых средств для поддержки систем территориального уровня и объектовых систем - за счет средств внебюджетных источников, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Основной объем работ по созданию указанных систем планируется завершить до 2010 года. Стоимость таких работ составляет 8,29 млрд. рублей.
Предполагается также выполнение работ по повышению защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия, в том числе совершенствование системы медицинского обслуживания персонала ядерно и радиационно опасных объектов, реконструкция медицинских учреждений для оказания помощи при радиационных авариях, реконструкция производства противолучевых препаратов и создание аварийного запаса лекарств в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов.
Выполнение работ по повышению защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия предусмотрено в основном за счет средств федерального бюджета. Общая стоимость таких работ составляет 4,64 млрд. рублей.
Во всех вариантах реализации Программы предусмотрено выполнение работ по научному и информационно-аналитическому обеспечению деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. При реализации второго варианта предусматриваются:
проведение комплекса мероприятий по разработке методов и средств анализа и обоснования безопасности ядерно и радиационно опасных объектов и их воздействия на человека и окружающую среду для обеспечения возможности адекватной оценки уровня ядерной и радиационной безопасности;
формирование научно обоснованных долгосрочных прогнозов с учетом перспектив социально-экономического развития страны, информационно-аналитическая и экспертная поддержка управления реализацией Программы.
Выполнение указанных работ планируется финансировать за счет средств федерального бюджета в объеме 1,91 млрд. рублей за весь срок действия Программы.
Реализация второго варианта позволит оптимизировать расходование средств федерального бюджета и решить основные задачи обеспечения ядерной и радиационной безопасности в отношении объектов ядерного наследия.
Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета по этому варианту Программы составляет 131,82 млрд. рублей.
При реализации третьего варианта (стратегии интенсивного решения проблем) предусмотрено создание необходимых условий и механизмов для выполнения мероприятий, при осуществлении которых ядерная и радиационная безопасность обеспечивается на долгосрочную перспективу, с учетом потребностей ускоренного развития ядерно-энергетического комплекса.
Третий вариант представляет собой развитие второго варианта в части ускорения выполнения работ по созданию объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов и решения проблем к 2015 году.
Этот вариант предусматривает проведение комплекса работ, реализация которых позволит обеспечить до 2015 года:
выполнение 80 процентов объема работ по приведению остановленных ядерно и радиационно опасных объектов в экологически безопасное состояние;
необходимый уровень современной физической защиты на всех ядерно и радиационно опасных объектах (100 процентов);
создание законченной инфраструктуры систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности, и их стабильное функционирование;
перевод 70 процентов отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов (по активности) в экологически безопасное состояние.
Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета по третьему варианту составляет более 210 млрд. рублей.
Этот вариант связан с необходимостью проведения дополнительных научных и технологических проработок в данной области.
Следует отметить, что более предпочтительным является второй вариант, в котором за счет рациональной доли научно-исследовательских, проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ предусматриваются обоснованность и минимизация бюджетных расходов.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 1.

V. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Программу предлагается реализовать в 2 этапа.
На первом этапе (2008 - 2010 годы) предполагается осуществить следующие мероприятия:
строительство, реконструкция и расширение приоритетных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами (строительство сухого хранилища отработавшего ядерного топлива на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат", строительство, реконструкция и расширение мощностей по обращению с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах "Радон");
выполнение предпроектных и проектных работ по строительству опытно-промышленного объекта окончательной изоляции высокоактивных отходов;
выполнение неотложных работ по обеспечению безопасности остановленных ядерно и радиационно опасных объектов, в том числе работ на федеральных государственных унитарных предприятиях "Производственное объединение "Маяк", "Горно-химический комбинат", "Сибирский химический комбинат" и в других организациях;
создание научно-методической базы и элементов инфраструктуры государственных систем по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, контроля радиационной обстановки и аварийного реагирования;
проведение комплексных инженерно-радиационных обследований состояния остановленных ядерных установок, пунктов хранения и других объектов ядерного наследия, выполнение предпроектных и проектных работ по переводу объектов в состояние, обеспечивающее долгосрочную экологическую безопасность.
На втором этапе (2011 - 2015 годы) предполагается осуществить следующие мероприятия:
завершение строительства сухого хранилища отработавшего ядерного топлива на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат";
создание опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива на основе инновационных технологий на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат";
завершение строительства опытно-промышленного объекта окончательной изоляции высокоактивных радиоактивных отходов;
вывоз отработавшего ядерного топлива, накопленного в пристанционных хранилищах атомных электростанций, на федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат";
выполнение работ по переводу остановленных ядерно и радиационно опасных объектов в безопасное состояние;
вывод из эксплуатации 1-го и 2-го блоков Белоярской атомной электростанции, 1-го и 2-го блоков Нововоронежской атомной электростанции;
создание необходимой инфраструктуры для вывода из эксплуатации 4 блоков Билибинской атомной электростанции.

VI. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫМ
ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ

Основной целью Программы является комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.
Условиями эффективного достижения указанной цели, при которых ядерная и радиационная безопасность обеспечивается на долгосрочную перспективу, а расходы на ближайшие и будущие периоды оптимизируются, являются:
создание необходимых объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами как необходимого условия предотвращения продолжения накопления проблем, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности;
поэтапное решение проблем, связанных с прошлой деятельностью, в том числе оборонной деятельностью, за счет приведения ядерно и радиационно опасных объектов в безопасное состояние;
надежное функционирование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности (учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, обеспечения режима нераспространения ядерных материалов и предотвращения несанкционированного использования источников ионизирующих излучений, контроля радиационной обстановки и доз облучения населения и других).
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 2.

VII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЪЕМАМ
И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Общий объем финансирования мероприятий Программы по второму варианту составляет 145,32 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе средства федерального бюджета - 131,82 млрд. рублей, внебюджетные средства эксплуатирующих организаций - 12,2 млрд. рублей и средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,3 млрд. рублей.
За счет средств федерального бюджета предусматривается финансирование следующих мероприятий:
создание объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;
повышение уровня ядерной и радиационной безопасности на объектах, находящихся в федеральной собственности, с учетом преодоления проблем, связанных с прошлой деятельностью;
выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
ликвидация негативных последствий создания ядерного оружейного и ядерного энергетического комплексов страны;
консервация объектов проведения ядерных взрывов в мирных целях;
развитие систем мониторинга, учета, контроля и физической защиты на федеральном уровне;
совершенствование нормативной правовой базы;
решение фундаментальных вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности (системная оценка, научное обоснование и разработка критериев и принципов обеспечения ядерной и радиационной безопасности и другие вопросы).
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается финансирование следующих мероприятий:
обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
решение задач защиты населения от природного облучения.
На паритетных началах (50 процентов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 50 процентов за счет средств федерального бюджета) предусматривается финансирование следующих мероприятий:
создание региональных подсистем Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
развитие региональных систем учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, доз облучения населения;
развитие территориальных систем аварийного реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера.
При реализации мероприятий Программы могут привлекаться средства, поступающие в рамках международного научно-технического сотрудничества.

VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы складывается:
из предотвращенного экономического ущерба за счет предупреждения чрезвычайных ситуаций с радиологическими последствиями на объектах ядерного наследия (до 200 млрд. рублей при чрезвычайных ситуациях на наиболее опасных объектах);
из экономии бюджетных расходов будущих периодов за счет своевременного решения накопившихся проблем (ликвидации или перевода в безопасное состояние остановленных ядерно и радиационно опасных объектов, переработки и захоронения радиоактивных отходов, утилизации источников ионизирующего излучения и других). При дальнейшем откладывании решения наиболее острых проблем бюджетные расходы, связанные с выполнением аналогичного комплекса работ, могут возрасти до 1000 млрд. рублей;
из возможности исключения будущих бюджетных расходов на безопасное содержание объектов, ликвидация которых предусмотрена Программой;
из повышения конкурентоспособности организаций атомной отрасли Российской Федерации и предотвращения утраты экспортного потенциала отрасли (до 100 млрд. рублей в год);
из повышения инвестиционной привлекательности атомной отрасли Российской Федерации в целом, организаций и регионов размещения объектов использования атомной энергии за счет обеспечения ядерной и радиационной безопасности на всех этапах их жизненного цикла, решения накопившихся проблем и снижения экологических рисков.
Кроме того, реализация Программы обеспечит:
условия для снижения социальной напряженности в регионах размещения объектов использования атомной энергии;
повышение занятости имеющегося высококвалифицированного персонала организаций атомной отрасли и смежных отраслей (до 10 тыс. человек);
снижение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в результате модернизации защитных инженерных барьеров, перевода ядерно и радиационно опасных объектов и радиоактивных отходов в экологически безопасное состояние, реабилитации радиационно загрязненных территорий;
создание основных элементов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;
создание перспективных технических средств ликвидации последствий ядерных и радиационных инцидентов для аварийно-спасательных формирований, систем аварийного и экологического мониторинга;
нераспространение ядерных материалов за счет совершенствования систем физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

IX. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ
И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

В формировании и реализации Программы принимают участие следующие федеральные органы исполнительной власти:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральное агентство по атомной энергии;
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
Федеральное медико-биологическое агентство;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное агентство по промышленности;
Федеральное агентство по науке и инновациям;
Федеральное агентство по образованию.
Кроме того, в формировании Программы принимают участие Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук и Российская академия медицинских наук.

X. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ
И РАЗРАБОТЧИКАМ ПРОГРАММЫ

Государственным заказчиком - координатором Программы предлагается определить Федеральное агентство по атомной энергии, а государственными заказчиками Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию.
Разработчиком Программы является Федеральное агентство по атомной энергии.
Распределение объемов финансирования Программы по государственным заказчикам приведено в приложении N 3.

XI. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
ФИНАНСИРОВАНИЯ, СРОКАМ И ЭТАПАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в течение 8 лет в 2 этапа:
первый этап - 2008 - 2010 годы;
второй этап - 2011 - 2015 годы.
Основными задачами первого этапа являются:
строительство, реконструкция и расширение объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, необходимых для обеспечения долгосрочной экологической безопасности и предотвращения нарастания в этой области проблем;
выполнение неотложных работ по обеспечению текущей безопасности остановленных ядерно и радиационно опасных объектов;
создание и развитие основных систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности;
выполнение комплексных инженерно-радиационных обследований состояния остановленных ядерных установок, пунктов хранения и других объектов ядерного наследия.
На втором этапе предусмотрено:
завершение работ по строительству объектов инфраструктуры по приему накопленного отработавшего ядерного топлива на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат";
строительство опытно-промышленного объекта окончательной изоляции высокоактивных отходов;
создание опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива на основе инновационных технологий на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат";
выполнение работ по выводу из эксплуатации, утилизации, ликвидации и переводу в безопасное состояние остановленных ядерно и радиационно опасных объектов.
Около 66,7 процента объема финансирования за счет средств федерального бюджета составляют государственные капитальные вложения. За счет капитальных вложений предполагаются строительство и реконструкция объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, включая создание опытно-промышленных объектов окончательной изоляции высокоактивных отходов.
Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляют около 8,3 процента средств федерального бюджета. Предусматриваются разработка технологий и установок по переработке отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов и выводу ядерно и радиационно опасных объектов из эксплуатации, выполнение комплексных инженерно-радиационных обследований объектов, проектно-изыскательских работ с целью выбора районов размещения объектов захоронения радиоактивных отходов.
Средства на прочие расходы (около 25 процентов) будут направлены на выполнение работ по выводу из эксплуатации остановленных объектов, обеспечению безопасности при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, по реабилитации радиационно загрязненных территорий, развитию государственных систем обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

XII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы с обоснованием сроков их выполнения и объемов финансирования, а также количественные показатели для мониторинга реализации мероприятий Программы разрабатываются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Российской академией наук. Система мероприятий Программы будет сформирована по второму варианту по 5 направлениям.
Направление 1 - "Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами" включает в себя:
проведение комплекса научно-исследовательских работ по разработке и сопровождению системного проекта создания государственной системы по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, предусматривающего увязку и согласование требований к отработавшему ядерному топливу и радиоактивным отходам, пунктам хранения (временного, долговременного) и захоронения, средствам транспортирования, схемам размещения и функционирования объектов временного хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;
создание объектов долговременного хранения отработавшего ядерного топлива, в том числе строительство сухого хранилища для него на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат";
строительство, реконструкция и расширение мощностей по обращению с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах "Радон";
создание и реконструкция объектов долговременного хранения радиоактивных отходов, включая радиоактивные отходы атомных электростанций, объектов глубинного хранения жидких радиоактивных отходов, реконструкция объектов временного хранения и преобразование их в региональные объекты приповерхностного захоронения радиоактивных отходов;
выполнение работ по созданию опытно-промышленных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов;
создание на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат" технологий и объектов переработки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, в том числе опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива на основе инновационных технологий.
Направление 2 - "Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью" включает в себя:
проведение комплексного инженерно-радиационного обследования связанных с прошлой деятельностью ядерно и радиационно опасных объектов, в отношении которых не имеется проектных решений, с целью их перевода в безопасное состояние;
выполнение работ по выводу из эксплуатации, утилизации, ликвидации и (или) по переводу в безопасное состояние остановленных ядерно и радиационно опасных объектов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, а также объектов, не имеющих в настоящее время отраслевой или иной принадлежности;
обеспечение безопасности при обращении с ранее накопленными отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, включая отработавшее ядерное топливо проблемных видов;
реабилитация радиационно загрязненных территорий, зданий и сооружений;
утилизация отработавших ядерных установок и источников ионизирующего излучения.
Финансирование мероприятий Программы по этому направлению будет осуществляться в основном за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, в том числе средств, поступающих в рамках международного научно-технического сотрудничества.
Направление 3 - "Создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации и аварий" включает в себя создание и совершенствование:
Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
систем государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
системы контроля и учета индивидуальных доз облучения персонала ядерно и радиационно опасных объектов;
автоматизированной системы непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе при их транспортировке всеми видами транспорта;
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями, включая материально-техническую базу специализированных сил для ликвидации радиационных аварий с обеспечением их готовности;
систем физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов;
системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
Направление 4 - "Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия" включает в себя:
совершенствование системы медицинского обслуживания персонала ядерно и радиационно опасных объектов и проведение радиационно-эпидемиологических исследований;
разработку современных методик, медицинских средств и оборудования для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации персонала ядерно и радиационно опасных производств и населения, пострадавших от радиационного воздействия различных видов излучений;
реконструкция медицинских учреждений для оказания помощи при радиационных авариях;
реконструкция производства противолучевых препаратов и создание аварийного запаса в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов;
выполнение работ по повышению уровня радиационной безопасности при добыче, переработке и использовании минерального сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов.
Направление 5 - "Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности" включает в себя:
проведение комплекса работ по разработке методов и средств анализа и обоснования безопасности ядерно и радиационно опасных объектов и их воздействия на человека и окружающую среду;
мониторинг деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, формирование научно обоснованных долгосрочных прогнозов с учетом перспектив социально-экономического развития страны, информационно-аналитическую и экспертную поддержку управления реализацией Программы;
информационную деятельность по вопросам реализации Программы и состоянию ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.

XIII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОЗМОЖНЫМ ВАРИАНТАМ
ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и организацию управления реализацией Программы в целом. Государственные заказчики Программы осуществляют управление реализацией соответствующих мероприятий Программы.
Руководителем Программы является руководитель Федерального агентства по атомной энергии.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы и ее государственными заказчиками в соответствии с функциями и полномочиями по управлению Программой, определенными порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Контроль и организация комплексных проверок за ходом реализации мероприятий Программы возлагаются непосредственно на государственных заказчиков Программы.
Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы являются открытыми и удовлетворяющими требованиям законодательства Российской Федерации.
Отбор исполнителей работ по реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".





Приложение N 1
к Концепции федеральной
целевой программы
"Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности
на 2008 год и на период
до 2015 года"

ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-------------------------------T----------T---------------------------------------------------------------------------
Источник финансирования ¦ 2008 - ¦ В том числе:
¦ 2015 +-------T-------T-------T--------T-------T--------T-------T-------T---------
¦ годы - ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 - ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015
¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ 2015 ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------------------+----------+-------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+---------
Направление 1 "Создание основных объектов инфраструктуры по обращению
с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами"

Федеральный бюджет - всего 48628,2 6346,9 4399,9 5127,3 32754,1 5093,7 5744,8 6890,9 7345,8 7678,9
в том числе:

государственные капитальные 45599,6 6015,6 4071,5 4799,4 30713,1 4818,5 5433,6 6541,7 6797,7 7121,6
вложения

НИОКР 1688 331,3 211,9 207,9 936,9 135,6 171,4 208,9 207,7 213,3

прочие 1340,6 - 116,5 120 1104,1 139,6 139,8 140,3 340,4 344

Внебюджетные средства - всего 1432 103,1 104,7 102,2 1122 183,4 196,7 281,2 240,4 220,3
в том числе:

капитальные вложения 581,2 78 74,6 72,1 356,5 83,2 96,6 68,8 62,9 45

НИОКР 370 20 20 20 310 90 90 90 20 20

прочие 480,8 5,1 10,1 10,1 455,5 10,2 10,1 122,4 157,5 155,3

Бюджеты субъектов Российской - - - - - - - - - -
Федерации

Всего 50060,2 6450 4504,6 5229,5 33876,1 5277,1 5941,5 7172,1 7586,2 7899,2

Направление 2 "Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью"


Федеральный бюджет - всего 68349,3 2493,4 8435 8773,6 48647,3 9511,4 9519,3 9454,2 9834,3 10328,1
в том числе:

государственные капитальные 36918,5 1439,6 5040,4 4800,7 25637,8 5300,2 5119,6 4818,8 5087,3 5311,9
вложения

НИОКР 4127,9 304,9 421,4 454,4 2947,2 565,9 536,2 576,7 621,3 647,1

прочие 27302,9 748,9 2973,2 3518,5 20062,3 3645,3 3863,5 4058,7 4125,7 4369,1

Внебюджетные средства - всего 8303,6 937,3 1484,7 1429,1 4452,5 922,8 1060,9 944,5 772,3 752
в том числе:

капитальные вложения 4233,9 639,9 892 800 1902 330,3 480,1 489,4 290,3 311,9

НИОКР 413 50,3 58,5 52,7 251,5 48,1 49,5 54,4 52,2 47,3

прочие 3656,7 247,1 534,2 576,4 2299 544,4 531,3 400,7 429,8 392,8

Бюджеты субъектов Российской 120 15 15 15 75 15 15 15 15 15
Федерации - всего
в том числе:

государственные капитальные - - - - - - - - - -
вложения

НИОКР - - - - - - - - - -

прочие 120 15 15 15 75 15 15 15 15 15

Всего 76772,9 3445,7 9934,7 10217,7 53174,8 10449,2 10595,2 10413,7 10621,6 11095,1

Направление 3 "Создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения
и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации и аварий"

Федеральный бюджет - всего 8288,1 710,2 1202,3 1258,6 5117 1192,7 1233,6 895,2 824,9 970,6
в том числе:

государственные капитальные 2352,2 318,7 396,1 399,8 1237,6 413,1 439,9 90,2 64,3 230,1
вложения

НИОКР 3058,8 262,7 325,7 360,9 2109,5 381,2 422,2 428,7 436,7 440,7

прочие 2877,1 128,8 480,5 497,9 1769,9 398,4 371,5 376,3 323,9 299,8

Внебюджетные средства - всего 2485,1 350 467,5 424,6 1243 262,5 248,3 240,4 247,2 244,6
в том числе:

капитальные вложения 115,8 22,1 41,8 51,9 - - - - - -

НИОКР 1386,3 215,9 239,7 191,7 739 162,5 153,3 145,4 140,2 137,6

прочие 983 112 186 181 504 100 95 95 107 107

Бюджеты субъектов Российской 1162,2 178,4 254,6 224,8 504,4 127 126,5 86,4 81,6 82,9
Федерации - всего
в том числе:

государственные капитальные - - - - - - - - - -
вложения

НИОКР 868 149,2 212 191,5 315,3 81,4 83,9 50 50 50

прочие 294,2 29,2 42,6 33,3 189,1 45,6 42,6 36,4 31,6 32,9

Всего 11935,4 1238,6 1924,4 1908 6864,4 1582,2 1608,4 1222 1153,7 1298,1

Направление 4 "Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия"

Федеральный бюджет - всего 4643,2 199,7 603,7 618,7 3221,1 560,2 622,1 673,6 739,6 625,6
в том числе:

государственные капитальные 3117,1 142,9 386,8 419,4 2168 367,3 407,9 475,9 527,7 389,2
вложения

НИОКР 773,2 56,8 88,4 91,2 536,8 98,9 116 95,1 104,6 122,2

прочие 752,9 - 128,5 108,1 516,3 94 98,2 102,6 107,3 114,2

Внебюджетные средства - - - - - - - - - -

Бюджеты субъектов Российской - - - - - - - - - -
Федерации

Всего 4643,2 199,7 603,7 618,7 3221,1 560,2 622,1 673,6 739,6 625,6

Направление 5 "Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности
в области ядерной и радиационной безопасности"

Федеральный бюджет - всего 1914,5 238,8 220,8 232,5 1222,4 233,8 235,8 241,2 247,3 264,3
в том числе:

государственные капитальные - - - - - - - - - -
вложения

НИОКР 1239,5 168,8 150,8 157,5 762,4 148,8 145,8 146,2 152,3 169,3

прочие 675 70 70 75 460 85 90 95 95 95

Внебюджетные средства - - - - - - - - - -

Бюджеты субъектов Российской - - - - - - - - - -
Федерации

Всего 1914,5 238,8 220,8 232,5 1222,4 233,8 235,8 241,2 247,3 264,3

Всего по Программе

Федеральный бюджет - всего 131823,3 9989 14861,7 16010,7 90961,9 16591,8 17355,6 18155,1 18991,9 19867,5
в том числе:

государственные капитальные 87987,4 7916,8 9894,8 10419,3 59756,5 10899,1 11401 11926,6 12477 13052,8
вложения

НИОКР 10887,4 1124,5 1198,2 1271,9 7292,8 1330,4 1391,6 1455,6 1522,6 1592,6

прочие 32948,5 947,7 3768,7 4319,5 23912,6 4362,3 4563 4772,9 4992,3 5222,1

Внебюджетные средства - всего 12220,7 1390,4 2056,9 1955,9 6817,5 1368,7 1505,9 1466,1 1259,9 1216,9
в том числе:

капитальные вложения 4930,9 740 1008,4 924 2258,5 413,5 576,7 558,2 353,2 356,9

НИОКР 2169,3 286,2 318,2 264,4 1300,5 300,6 292,8 289,8 212,4 204,9

прочие 5120,5 364,2 730,3 767,5 3258,5 654,6 636,4 618,1 694,3 655,1

Бюджеты субъектов Российской 1282,2 193,4 269,6 239,8 579,4 142 141,5 101,4 96,6 97,9
Федерации - всего
в том числе:

государственные капитальные - - - - - - - - - -
вложения

НИОКР 868 149,2 212 191,5 315,3 81,4 83,9 50 50 50

прочие 414,2 44,2 57,6 48,3 264,1 60,6 57,6 51,4 46,6 47,9

Всего 145326,2 11572,8 17188,2 18206,4 98358,8 18102,5 19003 19722,6 20348,4 21182,3
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





Приложение N 2
к Концепции федеральной
целевой программы
"Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности
на 2008 год и на период
до 2015 года"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2008 ГОД
И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

-------------------------------T----------T-------T-------T-------T-------T------T------T-------T-------T--------
¦ Единица ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015
¦измерения ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год
¦ ¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+------+------+-------+-------+--------
1. Строительство и процентов - 0,1 0,1 13,9 22,4 22,9 25,8 27 100
реконструкция объектов
инфраструктуры по обращению с
отработавшим ядерным топливом,
радиоактивными отходами

а) ввод в эксплуатацию 3 - - - 5 11 11 11 11 44
мощностей хранилищ 10 тонн
отработавшего ядерного топлива
(нарастающим итогом)

б) ввод в эксплуатацию 3
мощностей хранилищ 10 м3 0,5 1 1 28 32 33 44 49 165
радиоактивных отходов
(нарастающим итогом)

2. Вывод ядерно и радиационно процентов - 6,7 14,8 27,5 42 55,8 70,1 80,3 100
опасных объектов из
эксплуатации и реабилитация
территорий

а) проведение инвентаризации штук 20 34 68 101 135 169 203 236 270
ядерно и радиационно опасных
объектов (нарастающим итогом)

б) подготовка к выводу из штук 8 26 48 73 90 123 146 168 188
эксплуатации ядерно и
радиационно опасных объектов
(нарастающим итогом)

в) ликвидация ядерно и штук - 1 3 10 18 23 28 30 42
радиационно опасных объектов
(нарастающим итогом)

г) размещение отработавшего тонн 190 190 380 770 1480 2190 2920 3650 4380
ядерного топлива в объектах
длительного хранения
(нарастающим итогом)

д) активность радиоактивных 18
отходов, переведенных в 10 Бк 1,5 2 5 7 11 14 20 22 30
экологически безопасное
состояние (нарастающим итогом)

е) реабилитация радиационно 3
загрязненных территорий 10 м2 0,2 1 186 372 595 819 1040 1261 1482
(нарастающим итогом)

3. Создание и развитие Единой процентов - 7,9 19,3 38,6 57,9 73 80,2 92,8 100
государственной
автоматизированной системы
контроля радиационной
обстановки на территории
Российской Федерации

а) создание и развитие штук - 1 2 4 6 7 7 7 7
ведомственных подсистем Единой
государственной
автоматизированной системы
контроля радиационной
обстановки на территории
Российской Федерации
(нарастающим итогом)

б) создание и развитие штук - - 2 4 6 10 14 21 25
региональных подсистем Единой
государственной
автоматизированной системы
контроля радиационной
обстановки на территории
Российской Федерации
(нарастающим итогом)

4. Степень достижения основной процентов - 4,9 11,4 26,7 40,8 50,5 58,7 66,7 100
цели Программы
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
<*> Данные приведены за 2007 год и не учтены в нарастающем итоге 2008 - 2015 годов соответствующих целевых показателей.





Приложение N 3
к Концепции федеральной
целевой программы
"Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности
на 2008 год и на период
до 2015 года"

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-------------------------------T----------T--------------------------------------------------------------------------
Источник финансирования ¦ 2008 - ¦ В том числе
¦ 2015 +-------T-------T-------T--------T-------T--------T-------T-------T--------
¦ годы - ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 - ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015
¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ 2015 ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------------------+----------+-------+-------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+--------
Федеральное агентство по атомной энергии

Федеральный бюджет - всего 105706,5 8185,8 11714,2 12693,4 73113,1 13252,1 13866,7 14593,1 15358,1 16043,1
в том числе:

государственные капитальные 68618,2 6625,8 7649,7 8058 46284,7 8441,8 8830,7 9237,9 9664,1 10110,2
вложения

НИОКР 8181,5 886,7 831,9 899 5563,9 999,4 1057,8 1110,4 1174,5 1221,8

прочие 28906,8 673,3 3232,6 3736,4 21264,5 3810,9 3978,2 4244,8 4519,5 4711,1

Внебюджетные средства - всего 5541,9 844 927,3 872,7 2897,9 529,8 519,9 678,1 632,3 537,8
в том числе:

капитальные вложения 1649,8 442,8 474,6 440 292,4 43,2 61,5 70,7 60 57

НИОКР 1817,6 256,1 275,5 221 1065 257,2 247,7 239,1 161,8 159,2

прочие 2074,5 145,1 177,2 211,7 1540,5 229,4 210,7 368,3 410,5 321,6

Бюджеты субъектов Российской 1282,2 193,4 269,6 239,8 579,4 142 141,5 101,4 96,6 97,9
Федерации - всего
в том числе:

государственные капитальные - - - - - - - - - -
вложения

НИОКР 868 149,2 212 191,5 315,3 81,4 83,9 50 50 50

прочие 414,2 44,2 57,6 48,3 264,1 60,6 57,6 51,4 46,6 47,9

Всего 112530,6 9223,2 12911,1 13805,9 76590,4 13923,9 14528,1 15372,6 16087 16678,8

Федеральное медико-биологическое агентство

Федеральный бюджет - всего 6297 374 803,8 835,6 4283,6 788,6 821,9 858,9 882,3 931,9
в том числе:

государственные капитальные 4067,9 268,8 469,4 494,4 2835,3 517,2 540,9 565,9 592 619,3
вложения

НИОКР 1024,8 72,1 128,1 129,7 694,9 132,7 133,2 132,7 139,9 156,4

прочие 1204,3 33,1 206,3 211,5 753,4 138,7 147,8 160,3 150,4 156,2

Внебюджетные средства - - - - - - - - - -

Всего 6297 374 803,8 835,6 4283,6 788,6 821,9 858,9 882,3 931,9

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральный бюджет - всего 484 35,6 95,1 96,4 256,9 57,6 62,7 65,9 34,3 36,4
в том числе:

государственные капитальные 40,2 13,5 14,4 12,3 - - - - - -
вложения

НИОКР 142,4 10,1 23,5 25,7 83,1 18,6 19,3 20,9 11 13,3

прочие 301,4 12 57,2 58,4 173,8 39 43,4 45 23,3 23,1

Внебюджетные средства - - - - - - - - - -

Всего 484 35,6 95,1 96,4 256,9 57,6 62,7 65,9 34,3 36,4

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральный бюджет - всего 597,8 94,6 104,1 102 297,1 60,7 60 59,5 58,7 58,2
в том числе:

государственные капитальные - - - - - - - - - -
вложения

НИОКР 597,8 94,6 104,1 102 297,1 60,7 60 59,5 58,7 58,2

прочие - - - - - - - - - -

Внебюджетные средства - - - - - - - - - -

Всего 597,8 94,6 104,1 102 297,1 60,7 60 59,5 58,7 58,2

Федеральное агентство по промышленности

Федеральный бюджет - всего 3143,9 216,6 377,6 397,4 2152,3 414,4 433,8 428,7 431,7 443,7
в том числе:

государственные капитальные 2688,2 177,7 310,2 326,7 1873,6 341,8 357,4 374 391,2 409,2
вложения

НИОКР 228,6 15,6 26,8 27,9 158,3 27,9 29,6 35,2 35,1 30,5

прочие 227,1 23,3 40,6 42,8 120,4 44,7 46,8 19,5 5,4 4

Внебюджетные средства - всего 3782 215,3 495,6 584,1 2487 371,6 522,8 610,5 456,9 525,2
в том числе:

капитальные вложения 2348,3 104,1 237,8 332,9 1673,5 281 430 438 250,5 274

НИОКР 235,7 15,6 28,2 28,9 163 28,9 30,6 36,2 36,1 31,2

прочие 1198 95,6 229,6 222,3 650,5 61,7 62,2 136,3 170,3 220

Всего 6925,9 431,9 873,2 981,5 4639,3 786 956,6 1039,2 888,6 968,9

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий

Федеральный бюджет - всего 333,5 21,4 38,2 39,7 234,2 42,4 40,5 47,1 50,8 53,4
в том числе:

государственные капитальные - - - - - - - - - -
вложения

НИОКР 333,5 21,4 38,2 39,7 234,2 42,4 40,5 47,1 50,8 53,4

прочие - - - - - - - - - -

Внебюджетные средства - - - - - - - - - -

Всего 333,5 21,4 38,2 39,7 234,2 42,4 40,5 47,1 50,8 53,4

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Федеральный бюджет - всего 4931,6 325,9 569,2 599,3 3437,2 626,9 655,9 686 717,7 750,7
в том числе:

государственные капитальные 4931,6 325,9 569,2 599,3 3437,2 626,9 655,9 686 717,7 750,7
вложения

НИОКР - - - - - - - - - -

прочие - - - - - - - - - -

Внебюджетные средства - всего 448,5 73 69,6 67,1 238,8 78,2 73,9 38,8 32,9 15
в том числе:

капитальные вложения 448,5 73 69,6 67,1 238,8 78,2 73,9 38,8 32,9 15

НИОКР - - - - - - - - - -

прочие - - - - - - - - - -

Всего 5380,1 398,9 638,8 666,4 3676 705,1 729,8 724,8 750,6 765,7

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральный бюджет - всего 2462,8 169,8 246,5 280,7 1765,8 329 352,1 303,4 347,9 433,4
в том числе:

государственные капитальные 1026 67,8 118,4 124,7 715,1 130,4 136,4 142,7 149,3 156,3
вложения

НИОКР 54,1 4,7 8,1 8,5 32,8 4,5 9,4 5,8 6,3 6,8

прочие 1382,7 97,3 120 147,5 1017,9 194,1 206,3 154,9 192,3 270,3

Внебюджетные средства - всего 940 10 210 220 500 250 250 - - -
в том числе:

капитальные вложения - - - - - - - - - -

НИОКР - - - - - - - - - -

прочие 940 10 210 220 500 250 250 - - -

Всего 3402,8 179,8 456,5 500,7 2265,8 579 602,1 303,4 347,9 433,4

Федеральное агентство по науке и инновациям

Федеральный бюджет - всего 7233,3 524,1 837,5 892,2 4979,5 941,5 977,1 1023,8 1017,5 1019,6
в том числе:

государственные капитальные 6124,3 404,8 706,8 744,3 4268,4 778,5 814,4 851,9 891,2 932,4
вложения

НИОКР 312 19,3 30,7 37,9 224,1 39,8 41,8 44 46,3 52,2

прочие 797 100 100 110 487 123,2 120,9 127,9 80 35

Внебюджетные средства - всего 1144 154 154 154 682 136 136 137 136 137
в том числе:

капитальные вложения 120 26 26 26 42 8 8 9 8 9

НИОКР 116 14,5 14,5 14,5 72,5 14,5 14,5 14,5 14,5 14,5

прочие 908 113,5 113,5 113,5 567,5 113,5 113,5 113,5 113,5 113,5

Всего 8377,3 678,1 991,5 1046,2 5661,5 1077,5 1113,1 1160,8 1153,5 1156,6

Федеральное агентство по образованию

Федеральный бюджет - всего 632,9 41,2 75,5 74 442,2 78,6 84,9 88,7 92,9 97,1
в том числе:

государственные капитальные 491 32,5 56,7 59,6 342,2 62,5 65,3 68,2 71,5 74,7
вложения

НИОКР 12,7 - 6,8 1,5 4,4 4,4 - - - -

прочие 129,2 8,7 12 12,9 95,6 11,7 19,6 20,5 21,4 22,4

Внебюджетные средства - всего 364,3 94,1 200,4 58 11,8 3,1 3,3 1,7 1,8 1,9
в том числе:

капитальные вложения 364,3 94,1 200,4 58 11,8 3,1 3,3 1,7 1,8 1,9

НИОКР - - - - - - - - - -

прочие - - - - - - - - - -

Всего 997,2 135,3 275,9 132 454 81,7 88,2 90,4 94,7 99

Всего по Программе

Федеральный бюджет - всего 131823,3 9989 14861,7 16010,7 90961,9 16591,8 17355,6 18155,1 18991,9 19867,5
в том числе:

государственные капитальные 87987,4 7916,8 9894,8 10419,3 59756,5 10899,1 11401 11926,6 12477 13052,8
вложения

НИОКР 10887,4 1124,5 1198,2 1271,9 7292,8 1330,4 1391,6 1455,6 1522,6 1592,6

прочие 32948,5 947,7 3768,7 4319,5 23912,6 4362,3 4563 4772,9 4992,3 5222,1

Внебюджетные средства - всего 12220,7 1390,4 2056,9 1955,9 6817,5 1368,7 1505,9 1466,1 1259,9 1216,9
в том числе:

капитальные вложения 4930,9 740 1008,4 924 2258,5 413,5 576,7 558,2 353,2 356,9

НИОКР 2169,3 286,2 318,2 264,4 1300,5 300,6 292,8 289,8 212,4 204,9

прочие 5120,5 364,2 730,3 767,5 3258,5 654,6 636,4 618,1 694,3 655,1

Бюджеты субъектов Российской 1282,2 193,4 269,6 239,8 579,4 142 141,5 101,4 96,6 97,9
Федерации - всего
в том числе:

государственные капитальные - - - - - - - - - -
вложения

НИОКР 868 149,2 212 191,5 315,3 81,4 83,9 50 50 50

прочие 414,2 44,2 57,6 48,3 264,1 60,6 57,6 51,4 46,6 47,9

Всего 145326,2 11572,8 17188,2 18206,4 98358,8 18102,5 19003 19722,6 20348,4 21182,3
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------