Пограничный режим

Список нормативных документов по этой тематике сформирован с помощью справочно-правовой системы Консультант плюс.

ПРИКАЗ ФПС РФ от 11.09.2000 N 455
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 11 сентября 2000 г. N 455

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



В целях совершенствования правового регулирования служебной деятельности органов пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации и во исполнение требований статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ "О Пограничной службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2021) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации.
2. Личному составу Пограничной службы Российской Федерации изучить настоящее Положение в части касающейся и руководствоваться им в служебной деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Департамент пограничного контроля.

Директор
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
генерал - полковник
К.ТОЦКИЙ

Данный документ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста России от 12 октября 2000 г. N 8727-ЮД).





Утверждено
Приказом
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
от 11 сентября 2000 г. N 455

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ
ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1.1. Органы пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации (далее именуются - органы пограничного контроля) - органы управления (Департамент пограничного контроля Федеральной пограничной службы, отделы и отделения пограничного контроля региональных управлений Федеральной пограничной службы, пограничной и оперативных групп), соединения, воинские части (отдельные отряды пограничного контроля, отряды пограничного контроля, отдельные контрольно - пропускные пункты) и подразделения (контрольно - пропускные пункты, отделения пограничного контроля и посты пограничного контроля) Пограничной службы Российской Федерации, выполняющие задачи по организации и осуществлению пограничного контроля и пропуску через Государственную границу Российской Федерации (далее именуется - Государственная граница) лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также участвующие в выполнении задач, возложенных на войска Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - Пограничная служба).
1.2. В своей деятельности органы пограничного контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями, правовыми актами Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - ФПС России) и настоящим Положением.
1.3. Структура и штат органов пограничного контроля утверждаются директором ФПС России.

II. Основные задачи

Органы пограничного контроля выполняют следующие задачи:
2.1. Осуществление государственного контроля за соблюдением режима Государственной границы в части касающейся и режима в пунктах пропуска через Государственную границу (далее именуются - пункты пропуска).
2.2. Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы и режим в пунктах пропуска.
2.3. Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных во взаимодействии с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами.
2.4. Участие в выполнении возложенных на войска Пограничной службы задач и выполнение других задач, установленных законодательством Российской Федерации.

III. Основные функции

Органы пограничного контроля во исполнение возложенных на них задач осуществляют следующие функции:
3.1. Организация и осуществление пограничного контроля и пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
3.2. Координация деятельности подразделений таможенного, санитарно - карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, а также инспекций государственного надзора, служб авиационной безопасности и служб, осуществляющих контроль за безопасностью движения на железнодорожном транспорте, созданных в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска, и администрации пунктов пропуска по вопросам поддержания режима Государственной границы и режима в пунктах пропуска в интересах охраны Государственной границы.
3.3. Разработка проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность органов пограничного контроля.
3.4. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности государственных контрольных органов в пунктах пропуска, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области охраны Государственной границы в пунктах пропуска.
3.5. Разработка и осуществление мер по выявлению и пресечению незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства.
3.6. Организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФПС России:
учета фактических данных и статистических сведений о проследовавших через Государственную границу лицах и транспортных средствах совместно с таможенными органами;
учета утерянных и объявленных недействительными документов на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации;
учета иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации;
учета поручений правоохранительных органов, органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и службы судебных приставов;
учета оперативных заданий по поручениям правоохранительных органов, органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и службы судебных приставов;
иных учетов, необходимых для выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций.
3.7. Изучение и обобщение опыта служебной деятельности, опыта соответствующих органов иностранных государств, внедрение положительных результатов в служебную деятельность.
3.8. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, внесение предложений по решению содержащихся в них вопросов.
3.9. Подготовка предложений по согласованию актов Правительства Российской Федерации об установлении, открытии и временном закрытии пунктов пропуска.
3.10. Участие в работе межведомственных комиссий по приемке открываемых пунктов пропуска.
3.11. Организация специальной подготовки личного состава органов пограничного контроля.
3.12. Участие в кадровом обеспечении служебной деятельности органов пограничного контроля.
3.13. Ведение в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, производства по делам об административных правонарушениях, выявленных в ходе служебной деятельности, рассмотрение таких дел, осуществление контроля за производством по делам об административных правонарушениях, а также за перечислением средств, взыскиваемых в качестве штрафов и поступающих от реализации задержанных предметов контрабанды.
3.14. Участие в мероприятиях, проводимых оперативными органами Пограничной службы.
3.15. Организация морально - психологического обеспечения служебной деятельности и анализ морально - психологического состояния военнослужащих органов пограничного контроля.
3.16. Осуществление контроля за состоянием радиационной и химической обстановки в пунктах пропуска.
3.17. Подготовка предложений по обеспечению техническими средствами пограничного контроля, вооружением, военной и специальной техникой, а также о потребностях в финансовых средствах на закупку, эксплуатацию и ремонт технических средств пограничного контроля, вооружения, военной и специальной техники, и осуществление контроля за расходованием указанных средств по назначению.
3.18. Участие в организации и контроль за осуществлением всестороннего обеспечения органов пограничного контроля.
3.19. Иные функции, установленные законодательством Российской Федерации.

IV. Основные полномочия

В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <*> органы пограничного контроля при осуществлении служебной деятельности полномочны:
--------------------------------
<*> Абзац первый статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1997, N 29, ст. 3507; 1998, N 31, ст. 3831; 1999, N 23, ст. 2808).

4.1. Возводить и использовать необходимые инженерно - технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать вооружение, специальную технику, включая технические средства пограничного контроля, на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации землях.
4.2. Находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей, а также сопровождать транспортные средства при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска и в обратном направлении, располагать на них пограничные наряды.
4.3. Проверять документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации у лиц, документы на транспортные средства, грузы, товары и животных, делать в указанных документах соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы.
4.4. Продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.
4.5. Не пропускать через Государственную границу, независимо от наличия документов, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации.
4.6. Производить досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы и режима в пунктах пропуска, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.
4.7. Осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, режима в пунктах пропуска, доставление таких лиц в расположение органов пограничного контроля или иные места для выяснения обстоятельств нарушения.
4.8. Осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы или режима в пунктах пропуска, на срок, установленный законодательством Российской Федерации, применять в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры административного воздействия за совершение правонарушений, отнесенных к ведению Пограничной службы.
4.9. Задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых приняты решения о передаче их властям сопредельного государства или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации на время, необходимое для исполнения решения, постановления.
4.10. Содержать лиц, подвергнутых административному задержанию, в помещениях, специально оборудованных для этих целей; задержанных по подозрению в совершении преступления и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать таких лиц в следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел.
4.11. Приглашать лиц в подразделения органов пограничного контроля и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима в пунктах пропуска.
4.12. Передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные при осуществлении пограничного контроля перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства.
4.13. Временно ограничивать или запрещать в пунктах пропуска движение лиц и транспортных средств, а также производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4.14. Использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, транспортные средства, принадлежащие государственным органам, органам местного самоуправления, организациям независимо от форм собственности и общественным объединениям, а в случае необходимости - гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном федеральным законодательством порядке расходов либо причиненного ущерба. Средства связи используются за исключением дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и международных организаций.
4.15. Запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на органы пограничного контроля, за исключением случаев, когда федеральным законодательством установлен специальный порядок получения информации.
4.16. Вести необходимые для осуществления пограничного контроля и поддержания режима в пунктах пропуска регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем законодательству.
4.17. Вести учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу.
4.18. Участвовать в осуществлении сотрудничества с органами пограничного контроля иностранных государств, другими органами и организациями по вопросам, входящим в компетенцию органов пограничного контроля, принимать от них и оказывать им гуманитарную и техническую помощь, обмениваться с ними на взаимной основе информацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами.
4.19. Привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах своей компетенции на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников органов Пограничной службы и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы.
4.20. Применять оружие, боевую и специальную технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.21. Требовать от перевозчиков возмещения фактических расходов на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных ими в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.
4.22. Вносить в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы.
4.23. Реализовать иные права, установленные законодательством Российской Федерации.

V. Организация деятельности

5.1. Органы пограничного контроля осуществляют свою деятельность во взаимодействии с войсками и другими органами Пограничной службы Российской Федерации и с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, иными организациями и учреждениями, имеющими отношение к международному сообщению.
5.2. Органы пограничного контроля возглавляют начальники, назначаемые на должности и освобождаемые от должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начальники имеют заместителей.
Начальники:
осуществляют управление органами пограничного контроля;
определяют задачи и функции подчиненных органов пограничного контроля, должностные и специальные обязанности военнослужащих и гражданского персонала органов пограничного контроля;
несут персональную ответственность за выполнение возложенных на органы пограничного контроля задач;
утверждают планы работы;
издают в пределах своей компетенции акты;
готовят предложения о выделении финансовых средств на изготовление и поставку технических средств пограничного контроля и других расходных материалов для обеспечения служебной деятельности и подготовки кадров за счет сметы ФПС России;
готовят предложения по созданию и реорганизации органов пограничного контроля;
готовят предложения по кандидатам для назначения на должности в органах пограничного контроля, а также о присвоении военнослужащим органов пограничного контроля воинских званий;
готовят предложения об освобождении от должности военнослужащих и гражданского персонала органов пограничного контроля;
в пределах предоставленных прав применяют поощрения и налагают дисциплинарные взыскания на военнослужащих и гражданский персонал органов пограничного контроля;
готовят предложения об изменении структуры и штатов подчиненных органов пограничного контроля, о прохождении военной службы военнослужащими и осуществлении трудовой деятельности гражданским персоналом;
организуют планирование и предоставление отпусков военнослужащим и гражданскому персоналу органов пограничного контроля;
обеспечивают соблюдение режима секретности;
пользуются правами, предоставленными им нормативными правовыми актами ФПС России;
осуществляют другие полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами ФПС России.
5.3. Делопроизводство в органах пограничного контроля осуществляется в порядке, установленном актами ФПС России.
5.4. Всестороннее обеспечение органов пограничного контроля, военнослужащих и гражданского персонала производится в порядке, установленном правовыми актами ФПС России.
5.5. В отсутствие начальников их обязанности исполняет один из заместителей.
5.6. Заместители осуществляют полномочия начальников в соответствии со своими должностными обязанностями.