Конституции. Уставы субъектов федерации

Пользователям правовых систем Консультант плюс доступны любые нормативные документы законодательства РФ, Москвы, Московской области и других регионов России.

В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Ведомости ФС РФ", 11.05.1997, N 14, ст. 668,
"Собрание законодательства РФ", 12.05.1997, N 19, ст. 2197
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.

Изменения, внесенные Постановлением ГД ФС РФ от 16.12.1998 N 3371-II ГД, вступили в силу с 16 декабря 1998 года




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1997 г. N 1360-II ГД

ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 16.12.1998 N 3371-II ГД)

В соответствии со статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 38 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Поручить депутату Государственной Думы доктору юридических наук Вишнякову Виктору Григорьевичу и помощнику Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации доктору юридических наук Савельеву Вячеславу Александровичу представлять Государственную Думу при рассмотрении данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Постановления ГД ФС РФ от 16.12.1998 N 3371-II ГД)

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАПРОС

О ТОЛКОВАНИИ СТАТЕЙ 71 (ПУНКТ "Г"), 76 (ЧАСТЬ 1)
И 112 (ЧАСТЬ 1) КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 38 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 1360-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в понимании находящихся в системной связи между собой положений Конституции Российской Федерации. С одной стороны, в статье 71 (пункт "г") говорится, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов исполнительной власти, в статье 76 (часть 1) - что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, с другой стороны, статья 112 (часть 1) устанавливает обязанность Председателя Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения его на должность представлять Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Названные статьи Конституции Российской Федерации не поддаются однозначному толкованию и неясно, что подразумевается под понятиями "система федеральных органов исполнительной власти" и "структура федеральных органов исполнительной власти" (идентичны данные понятия или они имеют различный смысл) и на основании какого нормативного правового акта (федерального закона или указа Президента Российской Федерации) может быть утверждена система или структура федеральных органов исполнительной власти. Без соответствующего разъяснения Конституционным Судом Российской Федерации не представляется возможным решить эту проблему законодательным путем, поскольку участники законодательного процесса (Государственная Дума, Совет Федерации, Президент Российской Федерации) и Правительство Российской Федерации имеют различные точки зрения на данный вопрос.

Позиция заявителя

В соответствии со статьей 71 (пункт "г") Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности. При этом, как было отмечено выше, в соответствии со статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации система федеральных органов исполнительной власти, а также порядок их организации и деятельности определяются законодательным путем.
Государственная Дума полагает, что понятие "система федеральных органов исполнительной власти" включает в себя Правительство Российской Федерации, порядок деятельности которого в соответствии со статьей 114 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, и иные федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты и другие федеральные органы исполнительной власти), совокупность, порядок образования и деятельности которых должны устанавливаться федеральным законом.
Понятие "структура федеральных органов исполнительной власти", используемое в статье 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации, является, по мнению заявителя, более узким. В отечественной юридической литературе оно традиционно интерпретируется как внутренняя организация федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти). Предложения об указанной организации должен утверждать Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Именно по этой причине, по мнению заявителя, в статьях 71 (пункт "г") и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации используются различные понятия.
Изложенные выводы подтверждаются еще одним правовым аргументом. Как известно, Конституция Российской Федерации в статьях 71 (пункт "з"), 76 (часть 1) и 114 (пункт "а" части 1) устанавливает, что федеральный бюджет по предложению Правительства Российской Федерации утверждается федеральным законом. Это означает, что финансирование федеральных органов исполнительной власти (как Правительства Российской Федерации, так и иных федеральных органов исполнительной власти) производится лишь в пределах ассигнований из средств федерального бюджета, ежегодно утверждаемого федеральным законом (последним таким федеральным законом был Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год"), причем финансирование каждого федерального органа исполнительной власти должно осуществляться в отдельности согласно Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", в соответствии с которым утвержден перечень получателей средств федерального бюджета. Так как финансирование федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основе федерального закона о федеральном бюджете, то регулирование системы, порядка образования и деятельности федеральных органов исполнительной власти также должно осуществляться законодательным путем.
Поскольку на поставленную в запросе проблему существуют и иные точки зрения (тем более что Президент Российской Федерации неоднократно принимал указы, касающиеся установления и реорганизации системы федеральных органов исполнительной власти, хотя Конституцией Российской Федерации такие полномочия Президента Российской Федерации не предусмотрены), Государственная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации разъяснить, как следует понимать используемые в текстах статей 71 (пункт "г") и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации понятия "система федеральных органов исполнительной власти" и "структура федеральных органов исполнительной власти" и каким образом должна утверждаться - на основе ли федеральных законов в соответствии со статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации или указов Президента Российской Федерации - система федеральных органов исполнительной власти.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Приложение
к запросу Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации (Постановление
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
от 23 апреля 1997 г. N 1360-II ГД)

ТЕКСТ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ТОЛКОВАНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

Статья 76

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.