Конституции. Уставы субъектов федерации

Пользователям правовых систем Консультант плюс доступны любые нормативные документы законодательства РФ, Москвы, Московской области и других регионов России.

"Собрание законодательства РФ", 01.08.1994, N 14, ст. 1593






ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 1994 г. N 233-1 ГД

ПО ИТОГАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"О ПРОБЛЕМАХ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК,
УСТАВОВ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Заслушав и обсудив информацию об итогах парламентских слушаний "О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации", Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию об указанных парламентских слушаниях и одобрить высказанные на них рекомендации (прилагаются).
2. Обратить внимание законодательных органов субъектов Российской Федерации на необходимость безусловного соблюдения положений Конституции Российской Федерации при разработке и принятии конституций и уставов субъектов Федерации.
3. Для координации в проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации, согласования проектов конституций и уставов субъектов Федерации с Конституцией Российской Федерации поручить Комитету Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике и Комитету Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе создать Объединенную комиссию по конституционно-правовой реформе в субъектах Федерации, предусмотрев возможность участия в ней представителей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, межрегиональных ассоциаций, ученых.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
И.П.РЫБКИН






Приложение

Приняты участниками
парламентских слушаний
24 мая 1994 года

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"О ПРОБЛЕМЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК, УСТАВОВ
КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ", СОСТОЯВШИХСЯ 24 МАЯ 1994 ГОДА
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глубокие преобразования, охватившие все сферы жизни страны, вступление в силу новой Конституции Российской Федерации остро поставили вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Российской Федерации. На это неоднократно обращали внимание Президент Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, другие федеральные органы государственной власти.
Конституция Российской Федерации и Договор об общественном согласии создали необходимые предпосылки для гармонизации конституционного законодательства Российской Федерации и ее субъектов, что соответствует интересам многонациональной России и всех ее субъектов, реально обеспечит высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, ее прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации, гарантирует права и интересы Федерации, республик, краев и областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Исходя из Конституции Российской Федерации и Договора об общественном согласии с учетом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства" от 24 февраля 1994 года участники парламентских слушаний считают, что укрепление Российского государства должно стать главным содержанием законодательной деятельности Государственной Думы и Совета Федерации. Непременным условием упрочнения российской государственности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, развития федеральных отношений, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации является соответствие конституций республик, уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации.
В связи с этим участники парламентских слушаний высказывают следующие рекомендации:
1. Государственная Дума и Совет Федерации совместно с законодательными (представительными) и другими органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны принять меры по разработке механизма обеспечения соответствия конституций и уставов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законом.
При этом надлежащее внимание следует уделить правовому обеспечению осуществления полномочий федеральных органов государственной власти на всей территории Российской Федерации, а также роли Президента Российской Федерации как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Многое в этой области зависит от адекватного использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что в свою очередь требует от Федерального Собрания своевременного законодательного подкрепления указанных полномочий Президента Российской Федерации.
2. Необходимо безотлагательно решить проблему рассмотрения предметов совместного ведения, указанных в части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Целесообразно решать эту проблему в каждом федеральном законе, относящемся к установленному Конституцией Российской Федерации предмету совместного ведения.
3. Одна из ключевых проблем, решение которой будет способствовать обеспечению единства конституционного пространства в Российской Федерации, - разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Необходимо интенсифицировать законодательную работу в этой области как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
4. Основная форма и способы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации закрепляются в Конституции Российской Федерации. Определенное значение имеют Федеральный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также взаимная передача части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьями 11 и 78 Конституции Российской Федерации.
Важно обеспечить конституционность таких актов, чему могло бы содействовать законодательное урегулирование принципов и порядка указанных разграничения и передачи. Дополнительной основой обеспечения конституционности мог бы стать отказ федеральных органов государственной власти от заключения вышеупомянутых договоров до приведения в соответствие в Конституцией Российской Федерации конституций и уставов соответствующих субъектов Российской Федерации.
5. В целях создания необходимых условий для обеспечения соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации целесообразно безотлагательно принять федеральные законы об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и о порядке подготовки федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
6. Позитивное воздействие на обеспечение единства как конституционного, так и в целом правового пространства оказала бы координация законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации с законодательной деятельностью палат Федерального Собрания.
7. Положительную роль сыграло бы создание и деятельность Объединенной комиссии по конституционной реформе и законодательной деятельности, в состав которой могли бы войти представители Президента Российской Федерации, обеих палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, межрегиональных ассоциаций, общественности, видные ученые, специалисты.
В рамках такой комиссии мог бы быть учрежден Федеральный центр конституционной реформы для оказания практической помощи в ее проведении субъектам Российской Федерации и федеральным органам государственной власти. На названный Центр следовало бы возложить проведение предварительной экспертизы проектов конституций и уставов субъектов Российской Федерации с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации.
Полезной могла бы оказаться разработка модельных проектов конституции, устава субъекта Российской Федерации.
8. В случае возникновения споров о соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации судебное разрешение таких споров должно стать обычной государственной практикой. Следует ускорить принятие федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", проект которого рассмотрен Государственной Думой в первом чтении. При этом должно быть обеспечено неукоснительное: соблюдение решений Конституционного Суда, в том числе при разрешении дел о соответствии Конституции Российской Федерации конституций, уставов, законопроектов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, при рассмотрении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов Российской Федерации, а также при толковании Конституции Российской Федерации. Нуждается в соответствующем совершенствовании законодательство о полномочиях судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
9. В целях обеспечения единства экономического пространства Российской Федерации необходимо отменить поправку Правительства Российской Федерации к статье 7 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год", предусматривающую исключение отчисления одного процента подоходного налога с физических лиц в доход федерального бюджета, и сохранить прежнюю редакцию соответствующей части указанной статьи.
10. Требуется подготовить и опубликовать сборник конституций, уставов и других конституционно-правовых актов субъектов Российской Федерации, создать единую информационную сеть по правовым актам, принимаемым субъектами Российской Федерации, возобновить издание "Конституционного вестника".