Конституции. Уставы субъектов федерации

Пользователям правовых систем Консультант плюс доступны любые нормативные документы законодательства РФ, Москвы, Московской области и других регионов России.

"Собрание законодательства РФ", 04.10.1999, N 40, ст. 4793
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 11.10.1999, N 29, ст. 1616
(опубликован без приложений)

Вступил в силу с 22 сентября 1999 года (пункт 4 данного документа)




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 1999 г. N 4338-II ГД

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПОПРАВКАХ К СТАТЬЕ 103 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (О ПАРЛАМЕНТСКОМ КОНТРОЛЕ)"



Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить в первом чтении проект Закона Российской Федерации "О поправках к статье 103 Конституции Российской Федерации (о парламентском контроле)", внесенный одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
22.01.99

Вносится одной пятой
от общего числа депутатов
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ПОПРАВКЕ К СТАТЬЕ 103 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(О ПАРЛАМЕНТСКОМ КОНТРОЛЕ)

Настоящий Закон Российской Федерации устанавливает полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проведению парламентских расследований.

Статья 1. О внесении дополнений в часть 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации

1. Часть 1 статьи 103 дополнить пунктом "з" следующего содержания:
"з) образование комиссий для проведения парламентских расследований, полномочия и порядок деятельности которых определяются федеральным законом.".
2. Статью 103 дополнить частью 2 следующего содержания:
"2. Явка в комиссию, образованную в соответствии с Конституцией Российской Федерации и представление ей документов обязательны.".
3. Части 2 и 3 статьи 103 считать соответственно частями 3 и 4.

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона Российской Федерации

Настоящий Закон Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПОПРАВКЕ
К СТАТЬЕ 103 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(О ПАРЛАМЕНТСКОМ КОНТРОЛЕ)"

Предлагаемые в настоящем законопроекте конституционные дополнения закрепляют на конституционном уровне институт парламентского расследования. Парламентское расследование призвано стать одной из ключевых форм осуществления Государственной Думой Федерального Собрания контрольных полномочий за деятельностью органов государственной власти, в том числе Правительства Российской Федерации и отдельных членов Правительства Российской Федерации.
Поправки вводят в конституционное законодательство России понятие парламентского контроля.
Парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти является непременным условием устойчивого конституционного строя. Практике конституционных государств известны несколько форм такого контроля: право законодательной власти утверждать бюджет, право выражать недоверие правительству, право давать согласие на назначение членов правительства, проводить парламентские расследования деятельности министерств и любых должностных лиц государства. Право проведения парламентских расследований существует даже в таких государствах, где конституция не предусматривает вотума недоверия правительству.
Парламентский контроль за деятельностью федеральных органов государственной власти и должностных лиц, полномочия которых определены Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, должен осуществляться в формах и пределах, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Принятие предлагаемой поправки создает необходимую основу для определения форм и пределов подобного контроля.
Парламентские расследования, проводящиеся, как правило, открыто, в присутствии публики и представителей средств массовой информации, представляют собой действенный инструмент, с помощью которого общественность страны получает возможность оценить эффективность действий исполнительной власти, требовать замены или привлечения к ответственности должностных лиц, которые обнаружили свою некомпетентность либо нарушили закон.
В настоящее время пробел в Конституции Российской Федерации привел к тому, что институт парламентского контроля, включая расследование, лишен конституционно - правовых гарантий и практически отсутствует. Примером этого стали многочисленные трудности, с которыми столкнулась в своей деятельности Комиссия Государственной Думы по расследованию причин чеченского кризиса в январе - марте 1995 года.
Предлагаемая поправка предусматривает право Государственной Думы Федерального Собрания создавать комиссии по любым вопросам, представляющим общественный интерес. Этим восполняется существенный пробел в действующей Конституции Российской Федерации.
Поправка к статье 103 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Государственная Дума образует комиссии для проведения парламентского расследования.
Конституции ряда стран указывают в ряде случаев и на процедуры, в соответствии с которыми комиссии должны действовать, чтобы результаты расследований были объективными и вызывали доверие общества. Поправки к статье 103 Конституции Российской Федерации оговаривает, что явка в комиссии и представление документов обязательны. Наряду с этим предусматривается, что полномочия и порядок деятельности комиссий определяются федеральным законом.
Мировая практика знает примеры как постоянных, так и временных комиссий по расследованию. Во втором случае деятельность комиссии прекращается автоматически после предоставления отчета о своем расследовании.
В Великобритании с 1979 года Парламент создает "специальные комитеты", основная задача которых - расследования и проверка деятельности основных министерств. Система таких комитетов привязана к структуре министерств. Им дано право контролировать "расходы, управление и политику" соответствующих министерств и подведомственных им органов. Специальный комитет свободен в выборе предметов расследования, имеет право вызывать свидетелей и требовать предоставления необходимых документов. В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо.
В США существует практика создания "специальных комитетов по расследованию". Порядок их деятельности оговаривается в Регламентах палат конгресса и законодательных собраний штатов. Такой комитет имеет право заседать в любое время и в любом месте, вызывать свидетелей и требовать предоставления необходимой документации. За отказ отвечать на вопросы комитетов налагается штраф либо тюремное заключение сроком до одного года. Привилегия исполнительной власти состоит в том, что Президент может отклонить требование такого комитета. Но Верховный Суд вправе отменить это решение Президента (пример такого судебного решения был в ходе расследования Уотергейтского дела).
Во Франции парламент вправе создавать "комиссии по контролю и расследованию" как временные комиссии. Они собирают определенную информацию по фактам и событиям, а также проводят проверку административной, финансовой и технической деятельности государственных служб или национализированных предприятий.