Население

Пользователям правовых систем Консультант плюс доступны любые нормативные документы законодательства РФ, Москвы, Московской области и других регионов России.

Документ опубликован не был

Определением Верховного Суда РФ от 22.02.2007 N КАС07-2 данное решение оставлено без изменения.




ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2006 г. N ГКПИ06-778



Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Семерневой В.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующим пункта 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, в редакции от 31 декабря 2003 г. N 1545,

установил:

пунктом 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, в редакции от 31 декабря 2003 г. N 1545 (далее - Положение), предусмотрено, что при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию Российской Федерации, представляются документы, установленные соответствующими международными договорами Российской Федерации, а также документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию Российской Федерации:
миграционная карта с отметкой о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации, либо талон о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации к паспорту иностранного гражданина, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство в Российской Федерации;
подтверждение о выезде на постоянное жительство на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства (отметка в паспорте иностранного гражданина или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина).
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента издания пункта 22.1 Положения в части слов "а также документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию Российской Федерации:
миграционная карта с отметкой о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации, либо талон о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации к паспорту иностранного гражданина, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство в Российской Федерации;
подтверждение о выезде на постоянное жительство на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства (отметка в паспорте иностранного гражданина или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина)".
В заявлении указано, что пункт 22.1 Положения в оспариваемой части является незаконным, поскольку в качестве обязательного условия рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации на основании международного соглашения устанавливает представление заявителем документов, не предусмотренных международным соглашением. В обоснование этого довода в заявлении сделана ссылка на Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.
В судебном заседании интересы Г. представлял адвокат Маргвели Б.Г., который просил удовлетворить заявление его доверителя в полном объеме.
Представитель заявителя пояснил суду, что Г. является гражданином Республики Беларусь и на основании пункта 1 статьи 1 вышеназванного Соглашения имеет право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке как лицо, родившееся на территории Российской Федерации, при представлении документов, перечисленных в пункте 1 статьи 2 Соглашения. Однако пунктом 22.1 оспариваемого Положения перечень этих документов неправомерно расширен, в результате чего паспортно-визовым отделом Невского УВД и паспортно-визовым управлением ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Гриша С.И. было отказано в принятии и рассмотрении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Представитель Президента Российской Федерации Глебов И.Н. с заявлением Г. не согласился и просил суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что Положение в оспариваемой части не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, а также нормам и принципам международного права.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление Г. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Между тем таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно статье 1 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г., ратифицированного Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 18-ФЗ (далее - Соглашение), каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:
а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;
б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.
Порядок, указанный в пункте 1 данной статьи, распространяется на граждан Сторон, постоянно проживающих на территории другой Стороны, независимо от срока проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства.
Приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями Соглашения.
Из содержания приведенных норм Соглашения следует, что российское гражданство в упрощенном порядке предоставляется не всем гражданам других государств - участников Соглашения, а только тем из них, кто прибыл на территорию Российской Федерации на постоянное жительство, а не для временного пребывания.
Данное обстоятельство должно быть подтверждено соответствующими доказательствами.
Такими доказательствами, подтверждающими законность въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации на постоянное жительство, в соответствии с Федеральными законами от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" являются: миграционная карта; разрешение на временное проживание; вид на жительство.
Следовательно, иностранный гражданин, подающий заявление о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, помимо документов, перечисленных в пункте 1 статьи 2 Соглашения, обязан подтвердить факт своего переезда на постоянное жительство на территорию Российской Федерации одним из вышеперечисленных доказательств (документов) либо документом, подтверждающим его выезд с территории иностранного государства на постоянное жительство на территорию Российской Федерации (паспорт иностранного гражданина с соответствующей отметкой или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина).
С учетом вышеизложенного доводы заявления о несоответствии оспариваемой нормы пункта 22.1 Положения пункту 1 статьи 1 и пункту 1 статьи 2 Соглашения не могут быть признаны обоснованными.
Не установлено в судебном заседании и противоречия Положения в оспариваемой части каким-либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Право на утверждение Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации предоставлено Президенту Российской Федерации, в частности, частью 2 статьи 29 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Г. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ