Законодательная власть

Пользователям правовых систем Консультант плюс доступны любые нормативные документы законодательства РФ, Москвы, Московской области и других регионов России.

"Собрание законодательства РФ", 29.05.1995, N 22, ст. 2013,
"Ведомости ФС РФ", 01.06.1995, N 16, ст. 665


КонсультантПлюс: примечание.
Начало действия документа - 09.06.1995.





ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 1995 г. N 788-1 ГД

ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С НАПРАВЛЕНИЕМ
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ И
ОБНАРОДОВАНИЯ ПРИНЯТЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ"



Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации в связи с направлением Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования принятых Государственной Думой федеральных законов".

Председатель Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
И.П.РЫБКИН






ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 1995 года

ОБРАЩЕНИЕ
К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С НАПРАВЛЕНИЕМ
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ И
ОБНАРОДОВАНИЯ ПРИНЯТЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

В связи с возникшим вопросом о направлении Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования принятых Государственной Думой федеральных законов Государственная Дума считает необходимым изложить свою позицию по данной проблеме.
Конституция Российской Федерации не содержит положений, конкретизирующих порядок направления Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральных законов, принятых Государственной Думой и не рассмотренных в установленные Конституцией Российской Федерации сроки Советом Федерации.
Норма, регламентирующая такую ситуацию, содержится в Регламенте Государственной Думы. Согласно части третьей статьи 116 Регламента Государственной Думы "в случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования".
Поскольку данная норма Регламента Государственной Думы не была оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации, Государственная Дума с полным правом руководствуется ею при направлении Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования принятых федеральных законов. Именно в таком порядке были направлены Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) и другие федеральные законы. Их подписание не вызвало никаких недоразумений, поэтому нельзя согласиться, что такая практика приводила к игнорированию мнения Совета Федерации в законодательном процессе.
Таким образом, сложился конституционный обычай, базирующийся на Регламенте Государственной Думы, и довольно долгое время законодательные и исполнительные органы власти успешно следовали этому обычаю.
Юридико-технические трудности, связанные с подписанием федеральных законов, стали возникать с того момента, когда Совет Федерации перестал считаться с положениями Конституции Российской Федерации, устанавливающими строго определенные сроки рассмотрения этой палатой принятых Государственной Думой федеральных законов.
Этим же, вероятно, следует объяснить и тот факт, что к Президенту Российской Федерации одновременно поступают два текста одного и того же федерального закона. Разумеется при этом, что подлинным является текст федерального закона, принятый Государственной Думой, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 105 - 108) Совет Федерации уполномочен рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы, одобрять или отклонять их, но не вправе вносить в них изменения.
Положения регламентов обеих палат Федерального Собрания в развитие положений Конституции Российской Федерации устанавливают порядок рассмотрения законопроектов, порядок повторного рассмотрения Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, и порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации. Из этих положений однозначно вытекает, что изменение текста федерального закона во всех случаях возможно только Государственной Думой.
В случае рассмотрения и одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, Совет Федерации направляет Президенту Российской Федерации без изменений именно текст федерального закона, принятый Государственной Думой.
Практика законодательной деятельности за период с января 1994 года по настоящее время подтвердила, что соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания порядка позволяет избежать недоразумений и обеспечить эффективность законодательного процесса.

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации