Обращения и заявления граждан

Список нормативных документов по этой тематике сформирован с помощью справочно-правовой системы Консультант плюс.

ПРИКАЗ Ространснадзора от 05.09.2007 N ГК-690фс
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА"




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ
от 5 сентября 2007 г. N ГК-690фс

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА



В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398, и в целях совершенствования работы с обращениями граждан в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.
2. Признать утратившим силу распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23 июня 2004 г. N НА-14-р (фс) "Об организации работы с обращениями граждан в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта".
3. Контроль за настоящим Приказом возложить на заместителя руководителя В.Б. Чертока.

Руководитель
Г.К.КУРЗЕНКОВ





Утверждена
Приказом Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
от 05.09.2007 N ГК-690фс

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

1. Основные положения

1.1. Настоящая Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Инструкция) устанавливает порядок регистрации, рассмотрения и осуществления контроля за рассмотрением обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - обращения гражданина) в центральном аппарате Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Служба).
1.2. Порядок рассмотрения обращения гражданина осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Регламент), Инструкцией по делопроизводству в Службе и положениями настоящей Инструкции.
1.3. Организацию работы по рассмотрению письменного обращения гражданина, личному приему гражданина руководителем Службы, заместителями руководителя Службы, начальниками структурных подразделений Службы осуществляет Отдел документооборота, организации контроля и работы с обращениями граждан Управления правового и документационного обеспечения (далее - УП и ДО).
1.4. Работа с обращением гражданина включает:
- регистрацию обращений, поступивших в Службу всеми видами связи;
- рассмотрение обращений гражданина;
- уведомление гражданина при направлении его обращения в другие организации по подведомственности или принадлежности;
- передачу обращения гражданина на исполнение в структурные подразделения Службы;
- подготовку ответов на обращения гражданина структурными подразделениями Службы (далее - структурными подразделениями) в пределах их компетенции;
- контроль за рассмотрением обращения гражданина и выполнением принятых по ним решений;
- информационно-справочную работу по обращению гражданина;
- текущее хранение обращений гражданина и передачу их в архив Службы;
- личный прием гражданина руководителем Службы, заместителями руководителя Службы, начальниками структурных подразделений;
- подготовку отчетов в Минтранс России по работе с обращением гражданина.
1.5. Письменное обращение гражданина, поступившие в Службу, в том числе из государственных органов и органов местного самоуправления, судебных и иных правоохранительных органов, редакций газет и журналов, государственных и иных каналов телевидения и радио, по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, подлежат обязательному рассмотрению.
1.6. Организация и контроль за рассмотрением обращения гражданина является служебной обязанностью начальников структурных подразделений.
1.7. Действие Инструкции не распространяется на обращения гражданина, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и административно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Виды обращений граждан

2.1. Обращения граждан поступают в виде предложений, заявлений и жалоб.
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Коллективные обращения - обращения двух и более граждан в устном или письменном виде.
Дубликат обращения - обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо второй и последующие экземпляры обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица, поступивший до истечения срока рассмотрения первого обращения.
Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или если автор обращения не удовлетворен данным ему ответом.
2.3. Граждане имеют право обращаться в Службу как письменно, так и устно.
2.3.1. Письменное обращение гражданина должно содержать:
- наименование государственного органа - Службы, либо фамилию, имя, отчество, либо должность соответствующего должностного лица;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения;
- суть предложения, заявления или жалобы;
- личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
2.3.2. Устные обращения граждан излагаются во время личного приема, который ведет руководитель Службы, его заместители, а также начальники структурных подразделений центрального аппарата Службы.
В случае если причины, по которым ответы по существу поставленных в обращениях вопросов не могли быть даны или в последующем не были устранены, гражданин вправе вновь направить обращения в Службу.
2.4. При рассмотрении обращения в Службу гражданин имеет право:
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться в Службу с просьбой об их истребовании в случае нерассмотрения обращения по существу поставленных вопросов;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую тайну в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- получать письменные ответы по существу поставленных в обращениях вопросов (за исключением случаев, указанных в подпунктах 5.4, 5.8 настоящей Инструкции), уведомления о переадресации письменных обращений в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, к компетенции которых относится решение поставленных в обращениях вопросов;
- обращаться с жалобой на принятые по его обращениям решения или на действия (бездействие) должностных лиц Службы в связи с рассмотрением его обращений в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлениями о прекращении рассмотрения обращений.

3. Порядок регистрации письменных обращений граждан

3.1. Регистрация подлежащих рассмотрению письменных обращений гражданина производится в течение трех дней с момента их поступления в Службу, отдельно от регистрации входящей корреспонденции другого рода. На письменные обращения гражданина УП и ДО проставляется штамп, в котором указывается входящий номер и дата регистрации.
3.2. Поступившие в Службу обращения гражданина в день регистрации направляются УП и ДО - руководителю Службы; его заместителям; начальникам структурных подразделений центрального аппарата Службы на основании реестра, включающего в себя сведения о регистрационном номере, дате регистрации, Ф.И.О. гражданина.
3.3. Повторное обращение гражданина и дубликаты регистрируются УП и ДО (им присваиваются очередные регистрационные номера), которым выявляются и указываются в системе электронного документооборота регистрационные номера предыдущего обращения гражданина.
3.4. Обращения гражданина, поступившие на рассмотрение в Службу из Администрации Президента Российской Федерации, из Аппарата Правительства Российской Федерации, из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, из Министерства транспорта Российской Федерации, прошедшие регистрацию в УП и ДО, докладываются начальником УП и ДО руководителю Службы. При этом УП и ДО подготавливается проект резолюции руководителя Службы. Обращение гражданина в соответствии с резолюцией руководителя Службы и (или) его заместителей направляется на рассмотрение в структурные подразделения Службы или в иные организации установленным порядком.

4. Порядок и сроки рассмотрения письменных
обращений граждан

4.1. Обращение гражданина, подлежащее рассмотрению в Службе, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
4.2. УП и ДО не позднее чем в трехдневный срок с момента регистрации обращения гражданина направляет поручения о рассмотрении обращения гражданина в структурные подразделения Службы.
Запрещается направлять обращения гражданина на рассмотрение тем должностным лицам или организациям, действия которых обжалуются в обращении.
4.3. Структурные подразделения Службы обеспечивают:
- объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения гражданина, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- получение необходимых для рассмотрения обращения гражданина документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в подпункте 5.4, 5.8 настоящей Инструкции.
4.3.1. В случае если в поручении УП и ДО о рассмотрении обращения указаны несколько структурных подразделений, соисполнители в адрес ответственного исполнителя (указанного в поручении первым) направляют предложения в соответствии с компетенцией. При этом ответственность за своевременное и качественное рассмотрение обращения в равной мере несут все исполнители, указанные в поручении.
4.3.2. В случае если структурное подразделение считает, что вопросы, содержащиеся в обращении гражданина, не относятся к его компетенции, указанное структурное подразделение (в день получения обращения гражданина из УП и ДО или в следующий рабочий день) возвращает его в адрес УП и ДО служебной запиской с соответствующим обоснованием.
В случае принятия УП и ДО решения об изменении исполнителя поручение о рассмотрении обращения гражданина в тот же день направляется в соответствующее структурное подразделение Службы, о чем производится соответствующая отметка в системе электронного документооборота.
4.4. Проект ответа гражданину визируется непосредственным исполнителем, начальником отдела структурного подразделения Службы, начальником структурного подразделения Службы, на рассмотрение которого было направлено обращение гражданина, начальником УП и ДО или уполномоченным должностным лицом УП и ДО, замещающим его.
Ответы на обращение гражданина подписываются заместителями руководителя Службы, курирующими деятельность соответствующих структурных подразделений (далее - курирующие заместители руководителя). При необходимости заместители руководителя могут направлять проекты ответов для визирования в отдел правового и нормативного регулирования Управления правового и документационного обеспечения.
В структурных подразделениях, контроль за деятельностью которых осуществляет непосредственно руководитель Службы, ответ гражданину подписывается начальниками этих структурных подразделений, а в случае необходимости - курирующим УП и ДО заместителем руководителя Службы.
4.5. При направлении УП и ДО или другими структурными подразделениями обращения гражданина на рассмотрение в территориальные органы Службы, соответствующие поручения, а также уведомления автору обращения подписываются курирующими заместителями руководителя Службы.
4.6. В тех случаях, когда для рассмотрения обращения гражданина необходимо проведение служебной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем или курирующим заместителем руководителя Службы, но не более чем на один месяц.
Для этого начальник структурного подразделения - ответственного исполнителя не позднее чем за 3 дня до истечения срока направления ответа заявителю представляет на имя курирующего заместителя руководителя Службы служебную записку, согласованную с УП и ДО, в которой обосновывается необходимость продления срока рассмотрения обращения.
В случае получения разрешения на продление срока подготовки ответа на обращение гражданина начальник структурного подразделения - ответственного исполнителя представляет вышеуказанную служебную записку с резолюцией курирующего заместителя руководителя Службы в УП и ДО, которое производит соответствующие отметки в системе электронного документооборота. При этом начальником структурного подразделения - ответственного исполнителя подготавливается и направляется (за подписью курирующего заместителя руководителя Службы) в адрес заявителя уведомление о продлении срока рассмотрения обращения с указанием срока направления ответа.
4.7. При необходимости руководителем Службы или его заместителями может устанавливаться сокращенный срок рассмотрения обращения.
4.8. Обращение гражданина считается рассмотренным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры и гражданину были даны исчерпывающие ответы в письменной форме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.9. Конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным лицам Службы, ее территориальных органов при рассмотрении обращения гражданина, не могут быть использованы во вред этому гражданину, если они могут повлечь ущемление чести и достоинства гражданина.
4.10. Если заявитель неоднократно обращался по одному и тому же вопросу и на обращения были даны исчерпывающие ответы, то структурное подразделение - ответственный исполнитель по согласованию с УП и ДО представляет на имя руководителя или курирующего заместителя руководителя служебную записку о нецелесообразности продолжения переписки с гражданином по данному вопросу.
В случае принятия руководителем (курирующим заместителем руководителя) Службы решения о нецелесообразности продолжения переписки с гражданином по конкретному вопросу в адрес гражданина структурным подразделением - ответственным исполнителем подготавливается уведомление о прекращении переписки по этому вопросу и направляется гражданину за подписью руководителя Службы (курирующего заместителя руководителя).
4.11. Контроль за рассмотрением обращения гражданина осуществляется УП и ДО по каждому подлежащему рассмотрению обращению.
Снятие с контроля обращения гражданина осуществляется УП и ДО после направления ответов гражданину на основании отметок начальника УП и ДО либо его заместителей о списании обращений в дело.
При этом УП и ДО производит соответствующую отметку в системе электронного документооборота.
Обращения, по которым направляются уведомления гражданину о продлении срока рассмотрения, с контроля не снимаются.

5. Порядок рассмотрения отдельных письменных
обращений граждан

5.1. Обращения гражданина по вопросам, не относящимся к компетенции Службы, в течение семи дней со дня их регистрации структурным подразделением - ответственным исполнителем в УП и ДО пересылаются с сопроводительным письмом за подписью курирующего заместителя руководителя Службы в соответствующие организации или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением направившего обращение гражданина о переадресации его обращения.
5.2. При рассмотрении повторного обращения УП и ДО тщательно выясняются причины их поступления, и в случае установления фактов неполного рассмотрения ранее поставленных гражданином вопросов принимаются меры к их всестороннему рассмотрению.
5.3. Дубликаты обращений дополнительного рассмотрения не требуют и подлежат направлению УП и ДО для сведения структурному подразделению - ответственному исполнителю первичного обращения.
5.4. В случае если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, а также почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не направляется, а само обращение подлежит списанию в дело УП и ДО.
5.5. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
5.6. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается структурным подразделением - ответственным исполнителем гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
5.7. Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов.
При этом гражданину, направившему обращение, УП и ДО сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
5.8. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается. Такое обращение не направляется на рассмотрение в структурные подразделения и территориальные органы Службы, о чем УП и ДО сообщается гражданину, направившему обращение, в том случае если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

6. Контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения
обращений. Отчетность по работе с обращениями граждан

6.1. УП и ДО еженедельно направляет начальникам структурных подразделений (при необходимости - курирующим заместителям руководителя) справки о состоянии исполнительской дисциплины в части рассмотрения обращения гражданина.
6.2. Начальники структурных подразделений организуют учет и анализ вопросов, содержащихся в обращении гражданина, поступивших в соответствующие структурные подразделения по компетенции, подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков в деятельности Службы, в том числе в области нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности, и направляют их в УП и ДО по формам и в сроки, установленные УП и ДО.
6.3. УП и ДО на основании информации, полученной из структурных подразделений и территориальных органов Службы, подготавливает информацию о результатах работы с обращением гражданина. УП и ДО подготавливает годовой отчет о работе с обращением гражданина в Службе и направляет его за подписью руководителя (курирующего заместителя) в Минтранс России.
6.4. Работники УП и ДО при проведении выездных проверок территориальных органов Службы (в рамках осуществления ведомственного контроля) проверяют состояние работы с обращением гражданина в проверяемых территориальных органах Службы, оказывают им необходимую практическую помощь в рассмотрении обращения гражданина.
6.5. Работники структурных подразделений, принимающие участие в проведении выездных проверок территориальных органов Службы (в рамках осуществления ведомственного контроля), рассматривают при необходимости обращения гражданина, направленные для рассмотрения в указанные территориальные органы Службы и находящиеся на контроле в соответствующих структурных подразделениях.

7. Порядок хранения письменных обращений граждан

7.1. Текущее хранение письменного обращения гражданина осуществляется УП и ДО, при этом все документы, созданные в процессе подготовки ответа гражданину, и само обращение хранятся в одном деле.
Формирование и хранение дел по рассматриваемому обращению гражданина у исполнителей запрещается.
В деле сначала подшивается оригинал обращения, затем визовый экземпляр ответа и все документы, отражающие процесс рассмотрения обращения гражданина, в хронологической последовательности. Таким образом, каждое обращение составляет отдельную группу документов. В папку подшивается несколько таких групп документов (дел) в хронологическом порядке согласно регистрационному номеру.
7.2. В соответствии с инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденной Приказом Службы от 07.12.2006 N АК-448фс, оформленные и завершенные дела по жалобам граждан по истечении срока хранения передаются УП и ДО в архив Службы.

8. Организация личного приема граждан и рассмотрения
устных обращений

Прием гражданина по личным вопросам осуществляется руководителем, заместителями руководителя Службы и начальниками (заместителями начальника) структурных подразделений Службы в соответствии с утвержденным графиком приема гражданина.
Запись на прием осуществляется ответственными работниками Службы или делопроизводителями структурных подразделений Службы.
Запись гражданина на прием к руководителю (заместителям руководителя) Службы производится после рассмотрения его письменного обращения в структурных подразделениях Службы в соответствии с их компетенцией.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Во время личного приема каждый гражданин имеет возможность сделать устное заявление либо оставить письменное обращение по существу поднимаемых им вопросов.
При личном приеме гражданина его письменное обращение подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке.
Учет обращения гражданина, рассматриваемого на личном приеме, осуществляется ответственными работниками Службы в журнале регистрации приема граждан. При этом журнал регистрации приема гражданина в обязательном порядке содержит краткое содержание устного или письменного обращения гражданина, а также результат рассмотрения его обращения.
Содержание устного обращения также заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение (с согласия гражданина) может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях гражданину направляется письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Службы, гражданину в ходе приема дается разъяснение, куда ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть также отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Контроль за рассмотрением устных и письменных обращений граждан, поступивших в ходе личного приема, осуществляется УП и ДО.

9. Ответственность за работу с обращениями граждан

9.1. Ответственность за организацию своевременного и качественного рассмотрения обращения гражданина несут руководитель Службы, заместители руководителя Службы, начальники структурных подразделений Службы.
9.2. Персональную ответственность за своевременное рассмотрение обращения гражданина по существу поставленных в них вопросов несут непосредственные исполнители - должностные лица Службы, исполняющие соответствующие поручения начальников структурных подразделений Службы.
9.3. Должностные лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб гражданина, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.