√осслужба - ѕенсии

—писок нормативных документов по этой тематике сформирован с помощью справочно-правовой системы  онсультант плюс.

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈  онституционного —уда –‘ от 12.05.2005 N 127-ќ
"ќЅ ќ“ ј«≈ ¬ ѕ–»Ќя“»»   –ј——ћќ“–≈Ќ»ё ∆јЋќЅџ √–ј∆ƒјЌ » ѕ≈Ћ≈¬»Ќќ… Ќј“јЋ№» јЌј“ќЋ№≈¬Ќџ Ќј Ќј–”Ў≈Ќ»≈ ≈≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ’ ѕ–ј¬ ѕ”Ќ “ќћ 4 ” ј«ј ѕ–≈«»ƒ≈Ќ“ј –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» "ќЅ ”“¬≈–∆ƒ≈Ќ»» ѕ≈–≈„Ќ≈… √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ƒќЋ∆Ќќ—“≈… ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ… √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… —Ћ”∆Ѕџ" » ѕ”Ќ “ќћ 5 ѕќЋќ∆≈Ќ»я ќЅ ”—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»», ¬џѕЋј“≈ » ѕ≈–≈–ј—„≈“≈ –ј«ћ≈–ј ≈∆≈ћ≈—я„Ќќ… ƒќѕЋј“џ   √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… ѕ≈Ќ—»» Ћ»÷јћ, «јћ≈ўј¬Ў»ћ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ ƒќЋ∆Ќќ—“» –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» » √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ ƒќЋ∆Ќќ—“» ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ… √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… —Ћ”∆Ѕџ"




 ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ… —”ƒ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈
от 12 ма€ 2005 г. N 127-ќ

ќЅ ќ“ ј«≈ ¬ ѕ–»Ќя“»»   –ј——ћќ“–≈Ќ»ё
∆јЋќЅџ √–ј∆ƒјЌ » ѕ≈Ћ≈¬»Ќќ… Ќј“јЋ№» јЌј“ќЋ№≈¬Ќџ
Ќј Ќј–”Ў≈Ќ»≈ ≈≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ’ ѕ–ј¬ ѕ”Ќ “ќћ 4 ” ј«ј
ѕ–≈«»ƒ≈Ќ“ј –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» "ќЅ ”“¬≈–∆ƒ≈Ќ»» ѕ≈–≈„Ќ≈…
√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ƒќЋ∆Ќќ—“≈… ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ… √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ…
—Ћ”∆Ѕџ" » ѕ”Ќ “ќћ 5 ѕќЋќ∆≈Ќ»я ќЅ ”—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»»,
¬џѕЋј“≈ » ѕ≈–≈–ј—„≈“≈ –ј«ћ≈–ј ≈∆≈ћ≈—я„Ќќ… ƒќѕЋј“џ
  √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… ѕ≈Ќ—»» Ћ»÷јћ, «јћ≈ўј¬Ў»ћ
√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ ƒќЋ∆Ќќ—“» –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»
» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ ƒќЋ∆Ќќ—“» ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ…
√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… —Ћ”∆Ѕџ



 онституционный —уд –оссийской ‘едерации в составе ѕредседател€ ¬.ƒ. «орькина, судей Ќ.—. Ѕондар€, √.ј. √аджиева, ё.ћ. ƒанилова, Ћ.ћ. ∆арковой, √.ј. ∆илина, —.ћ.  азанцева, ћ.».  леандрова, ј.Ћ.  ононова, Ћ.ќ.  расавчиковой, —.ѕ. ћаврина, Ќ.¬. ћельникова, ё.ƒ. –удкина, Ќ.¬. —елезнева, ј.я. —ливы, ќ.—. ’охр€ковой, Ѕ.—. Ёбзеева, ¬.√. ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи —.ѕ. ћаврина, проводившего на основании статьи 41 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации" предварительное изучение жалобы гражданки Ќ.ј. ѕелевиной,

установил:

1. √ражданка Ќ.ј. ѕелевина занимала государственную должность в  омитете по земельным ресурсам и землеустройству ярославской области, откуда 26 ма€ 1998 года была уволена в св€зи с установлением ей II группы инвалидности. ¬ назначении ежемес€чной доплаты к государственной пенсии (по инвалидности), как лицу, замещавшему государственную должность федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, Ќ.ј. ѕелевиной было отказано со ссылкой на то, что на момент увольнени€ она не €вл€лась государственным служащим в соответствии с пунктом 4 ”каза ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 3 сент€бр€ 1997 года N 981 "ќб утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (в редакции ”каза ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 19 июл€ 1998 года N 855) и пунктом 5 ѕоложени€ об установлении, выплате и перерасчете размера ежемес€чной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности –оссийской ‘едерации и государственные должности федеральной государственной службы (утверждено ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 11 но€бр€ 1999 года N 1233), согласно которым установление доплаты к государственным пенси€м лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, вступает в действие с 1 окт€бр€ 1998 года.
–ешением  ировского районного суда города ярославл€ от 9 окт€бр€ 2002 года, оставленным в силе определением судебной коллегии по гражданским делам ярославского областного суда от 21 но€бр€ 2002 года, Ќ.ј. ѕелевиной было отказано в удовлетворении исковых требований к  омитету по земельным ресурсам и землеустройству ярославской области о понуждении к подготовке документов дл€ оформлени€ доплаты к пенсии и к ћинистерству труда и социальных отношений ярославской области о начислении пенсии.
¬ своей жалобе в  онституционный —уд –оссийской ‘едерации Ќ.ј. ѕелевина просит признать названные нормы ”каза ѕрезидента –оссийской ‘едерации "ќб утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" и ѕоложени€ об установлении, выплате и перерасчете размера ежемес€чной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности –оссийской ‘едерации и государственные должности федеральной государственной службы не соответствующими статье 55 (часть 2)  онституции –оссийской ‘едерации.
2.  онституци€ –оссийской ‘едерации, гарантиру€ каждому в соответствии с цел€ми социального государства (стать€ 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, дл€ воспитани€ детей и в иных случа€х, установленных законом (стать€ 39, часть 1), относит определение условий и пор€дка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретени€ права на них отдельными категори€ми граждан и правил исчислени€ размеров пенсий, к компетенции законодател€ (стать€ 39, часть 2).
—пецифика государственной службы в –оссийской ‘едерации как профессиональной служебной де€тельности граждан –оссийской ‘едерации по обеспечению исполнени€ соответствующих полномочий предопредел€ет особый правовой статус государственных служащих. »сход€ из особенностей этого статуса, обусловленных характером выполн€емой государственными служащими де€тельности, предъ€вл€емыми к ним квалификационными требовани€ми, вводимыми ограничени€ми, св€занными с государственной службой, законодатель вправе в рамках своей дискреции и с помощью специального правового регулировани€ устанавливать дл€ государственных служащих определенные социальные гарантии в зависимости от вида, продолжительности, условий прохождени€ государственной службы и положени€, занимаемого конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов –оссийской ‘едерации.
”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 11 €нвар€ 1995 года N 32 "ќ государственных должност€х –оссийской ‘едерации" был утвержден —водный перечень наименований государственных должностей –оссийской ‘едерации, предусмотренных  онституцией –оссийской ‘едерации, федеральными законами, законами –оссийской ‘едерации и –—‘—–, а ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 11 €нвар€ 1995 года N 33 "ќ –еестре государственных должностей федеральных государственных служащих" был утвержден –еестр государственных должностей федеральных государственных служащих, который включил в себ€ унифицированные наименовани€ государственных должностей федеральных государственных служащих, распределенных по группам и замещаемых в пор€дке назначени€ дл€ обеспечени€ де€тельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные  онституцией –оссийской ‘едерации и федеральными законами. √осударственные должности федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в данном –еестре не упоминались.
”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 16 августа 1995 года N 854 "ќ некоторых социальных гаранти€х лиц, замещающих государственные должности –оссийской ‘едерации и должности федеральных государственных служащих" было установлено, что в цел€х обеспечени€ защиты социальных прав лиц, замещающих государственные должности –оссийской ‘едерации и должности федеральных государственных служащих, до прин€ти€ соответствующих федеральных законов лица, замещающие государственные должности –оссийской ‘едерации и должности федеральных государственных служащих, высвобождаемые в св€зи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, сокращени€ численности аппаратов федеральных органов государственной власти, а также в св€зи с выходом на государственную пенсию, имеют право на ежемес€чную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с «аконом –—‘—– "ќ государственных пенси€х в –—‘—–" и «аконом –оссийской ‘едерации "ќ зан€тости населени€ в –оссийской ‘едерации".
¬ цел€х реализации требований законодательства –оссийской ‘едерации о федеральной государственной службе, положений ‘едерального закона "ќб основах государственной службы –оссийской ‘едерации" и повышени€ эффективности функционировани€ аппаратов федеральных органов государственной власти в течение некоторого переходного периода в —водный перечень государственных должностей –оссийской ‘едерации и –еестр государственных должностей федеральных государственных служащих указами ѕрезидента –оссийской ‘едерации поэтапно вносились наименовани€ новых государственных должностей –оссийской ‘едерации и государственных должностей федеральных государственных служащих.
—огласно прин€тому 31 июл€ 1995 года ‘едеральному закону "ќб основах государственной службы", устанавливающему правовые основы организации государственной службы –оссийской ‘едерации и основы правового положени€ государственных служащих –оссийской ‘едерации, государственной должностью государственной службы была признана государственна€ должность категории "Ѕ" или "¬", наименование которой было включено в –еестр государственных должностей государственной службы –оссийской ‘едерации (стать€ 1). Ќаименование должности, занимаемой Ќ.ј. ѕелевиной в  омитете по земельным ресурсам и землеустройству ярославской области и относ€щейс€ к категории "¬", было внесено в –еестр государственных должностей государственной службы –оссийской ‘едерации (ѕриложение N 9 - ѕеречень государственных должностей федеральной государственной службы категории "¬", учреждаемых дл€ обеспечени€ де€тельности территориального органа федерального органа исполнительной власти) ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 3 сент€бр€ 1997 года N 981 "ќб утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы". ≈го пунктом 4 было также установлено, что положени€ законодательства –оссийской ‘едерации, в частности предусматривающие введение денежного содержани€ и установление доплаты к государственным пенси€м лицам, замещавшим государственные должности категории "¬" федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органах исполнительной власти, вступают в действие с 1 €нвар€ 1998 года.
ќднако в св€зи с тем, что финансирование расходов на выплату денежного содержани€ и иные социальные выплаты федеральным государственным служащим (кроме предусмотренных федеральными законами) должно было осуществл€тьс€ за счет средств федерального бюджета, ѕравительству –оссийской ‘едерации было поручено определить состав территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, установить предельную численность, утвердить фонды оплаты труда работников указанных органов и положение о пор€дке образовани€ фондов оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, предусмотрев при этом сокращение на 20 процентов численности работников аппаратов соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 6 марта 1998 года N 265 "ќ денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств –оссийской ‘едерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений –оссийской ‘едерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры –оссийской ‘едерации" (с изменени€ми, внесенными в него ”казом ѕрезидента от 19 июл€ 1998 года N 855), датой введени€ в действие этих положений было определено 1 окт€бр€ 1998 года, и эта дата была в дальнейшем подтверждена ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 11 но€бр€ 1999 года N 1233, утвердившим ѕоложение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемес€чной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности –оссийской ‘едерации и государственные должности федеральной государственной службы.
3. ¬ данном случае ѕрезидент –оссийской ‘едерации, внос€ дополнени€ в —водный перечень государственных должностей –оссийской ‘едерации и –еестр государственных должностей федеральных государственных служащих и руководству€сь организационными, материальными и техническими обсто€тельствами, обусловленными характером выполн€емой государственными служащими де€тельности, предъ€вл€емыми к ним квалификационными требовани€ми, видом, услови€ми прохождени€ государственной службы и положением, занимаемым конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов –оссийской ‘едерации, использовал свое дискреционное полномочие определ€ть и различные сроки введени€ установленных доплат к государственным пенси€м применительно к разным категори€м государственных должностей федеральной государственной службы.
»тогом реализации данного дискреционного полномочи€ €вилась дифференциаци€ правового регулировани€ пенсионного обеспечени€ государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, котора€ не может расцениватьс€ как нарушающа€ закрепленный в статье 19 (часть 1)  онституции –оссийской ‘едерации принцип равенства всех перед законом, поскольку основываетс€ на равных услови€х пенсионного обеспечени€ всех лиц, относ€щихс€ к одной и той же категории государственных служащих.
“аким образом, правила, содержащиес€ в оспариваемых за€вительницей нормативных правовых актах, в равной мере распростран€ющиес€ на всех государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и направленные на обеспечение им равных условий дл€ определени€ права на ежемес€чную доплату к государственной пенсии, не могут расцениватьс€ как ущемл€ющие конституционные права и лишающие права на пенсионное обеспечение лиц, относ€щихс€ к одной и той же категории государственных служащих.
–азрешение же поставленного в жалобе Ќ.ј. ѕелевиной вопроса о предоставлении пенсионного обеспечени€ за выслугу лет в соответствии с ‘едеральным законом от 15 декабр€ 2001 года "ќ государственном пенсионном обеспечении в –оссийской ‘едерации" всем федеральным государственным служащим, независимо от времени их ухода с должностей федеральной государственной службы, т.е. устранение существующих, по мнению за€вительницы, пробелов в действующем законодательстве, относитс€ к компетенции законодател€, а не к полномочи€м  онституционного —уда –оссийской ‘едерации.
»сход€ из изложенного и руководству€сь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации",  онституционный —уд –оссийской ‘едерации

определил:

1. ќтказать в прин€тии к рассмотрению жалобы гражданки ѕелевиной Ќатальи јнатольевны, поскольку она не отвечает требовани€м ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации", в соответствии с которыми жалоба признаетс€ допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса  онституционному —уду –оссийской ‘едерации неподведомственно.
2. ќпределение  онституционного —уда –оссийской ‘едерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

ѕредседатель
 онституционного —уда
–оссийской ‘едерации
¬.ƒ.«ќ–№ »Ќ

—удь€-секретарь
 онституционного —уда
–оссийской ‘едерации
ё.ћ.ƒјЌ»Ћќ¬