Медико-социальная экспертиза - все, что Вы хотели об этом знать

На сайте представлены нормативные документы по медико-социальной экспертизе. Доступ к документам - бесплатный, документы представлены в полном виде в их последних редакциях. Если Вы заметили несоответствие или отсутствие каких-либо документов по данной тематике, то мы рады принять Ваши замечания и пожелания. Для поиска документов используйте форму поиска.

Тексты документов - системы Консультант плюс.

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 21.11.2002 N ГКПИ2002-1215
<ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13.08.1996 N 965 "О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН ИНВАЛИДАМИ">




ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2002 г. N ГКПИ 2002-1215



Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Савченко Д.В.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукьянова Владимира Ивановича о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" в части, предусматривающей, что учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы имеют право направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, с целью уточнения их клинико-функционального диагноза в лечебные учреждения,

установил:

Лукьянов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" в части, предусматривающей, что учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы имеют право направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, с целью уточнения их клинико-функционального диагноза в лечебные учреждения.
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, нормам международного права и нарушает его гражданские права и охраняемые законом интересы.
Заявитель Лукьянов В.И. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Шаронова В.Н. возражала против удовлетворения заявления и пояснила в суде, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают гражданские права и свободы граждан.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Шароновой В.Н., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" Правительство Российской Федерации издало Постановление "О порядке признания граждан инвалидами" от 13 августа 1996 г. N 965 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.09.2000 N 707, от 26.10.2000 N 820).
Настоящим Постановлением утверждены Положение о признании лица инвалидом; Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы.
Оспариваемая заявителем норма о праве учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предусмотрена пунктом 18 Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Таким образом, исходя из требований Закона, само по себе заболевание, если оно не сопровождается стойким расстройством функций организма, не ведет к ограничениям жизнедеятельности и не требует мер социальной защиты, не является условием, достаточным для установления инвалидности.
Законом функция определения инвалидности возложена на Государственную службу медико-социальной экспертизы, входящую в систему (структуру) органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.
Из объяснений представителя Правительства РФ Шароновой В.Н. в суде следует, что учреждения медико-социальной экспертизы не занимаются диагностированием того или иного заболевания. В этой связи п. 17 Положения о признании лица инвалидом предусмотрено, что в случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.
Программа дополнительного освидетельствования может предусматривать проведение дополнительного обследования в лечебно-профилактическом, реабилитационном или другом учреждении, получение заключения главного бюро медико-социальной экспертизы, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения лица и другие меры.
Пунктом 18 Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы предусмотрено, что учреждения для осуществления своих полномочий имеют право направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Однако оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта не предусматривают направление на обследование лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, в лечебно-профилактические учреждения без их согласия.
Доводы заявителя о несоответствии положений оспариваемого нормативного правового акта требованиям статей 23, 24, 25 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" являются неправомерными. В указанных нормах Федерального закона речь идет о видах психиатрической помощи и порядке ее оказания, тогда как медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Поскольку направление на обследование лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, в лечебно-профилактические учреждения предполагает, что такое направление осуществляется добровольно с согласия лица, проходящего медико-социальную экспертизу, то положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 издано в целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и не регулирует вопросы оказания медицинской помощи военнослужащим, поэтому ссылки заявителя на п. 2 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются несостоятельными.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Лукьянова В.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Лукьянова Владимира Ивановича о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" в части, предусматривающей, что учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы имеет право направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (п. 18 Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.