Лицензирование (архив документов)

Список нормативных документов по этой тематике сформирован с помощью справочно-правовой системы Консультант плюс.

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 20.02.1996 N НВ-6-08/112
"О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"




ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 февраля 1996 г. N НВ-6-08/112

О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ



Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для практического применения Методическое пособие по учету доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Указанное пособие не является нормативным актом и рекомендуется к применению как практическое пособие в работе налоговых органов.
Учитывая, что в пособии приведена новая методика учета доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, Госналогслужба России предлагает внимательно рассмотреть эти вопросы и представить замечания и предложения до 1 мая 1996 года.

Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
В.М.НЕКРАСОВ






Приложение
к письму Госналогслужбы России
от 20.02.96 N НВ-6-08/112

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

I. Общие положения


КонсультантПлюс: примечание.
Закон РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" утратил силу с 1 января 2004 года в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ.

Настоящее Методическое пособие разработано на основании Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и других нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и налогообложение доходов, получаемых от занятий этой деятельностью. Цель разработки пособия - дать единообразные подходы к определению размеров доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Статьей 2 Гражданского кодекса установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с перечисленными законодательными и иными нормативными актами при определении облагаемых налогом сумм доходов действует принцип декларирования всех доходов, получаемых от предпринимательской деятельности, и расходов, связанных с ней. В пособии рассмотрены следующие вопросы: регистрация предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных ее видов, постановка на учет в налоговом органе, открытие расчетного счета в учреждении банка, а также определение доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

II. Государственная регистрация физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица


КонсультантПлюс: примечание.
Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 утратил силу с 1 января 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 28.11.2003 N 1410. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей см. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" утратил силу с 1 января 2004 года в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положением "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482, государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского (кроме городов районного подчинения), районного в городе, сельского, поселкового органа местного самоуправления по месту постоянного жительства этого лица. Граждане подают в соответствующую администрацию заявление с просьбой о регистрации. Заявление рассматривается в 15-дневный срок, и выдается свидетельство о регистрации граждан в качестве предпринимателей, в котором кроме данных о гражданине указываются виды деятельности, которыми он будет заниматься.
Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Количество видов деятельности также не ограничено, однако не может быть выдано свидетельство о занятии видами деятельности, на которые имеется специальное запрещение в действующем законодательстве или за которые предусмотрена уголовная ответственность.
За государственную регистрацию граждане уплачивают регистрационный сбор, предельный размер которого и категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора, устанавливаются органами администрации. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер ставки устанавливается также органами местной власти при рассмотрении заявления о регистрации.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" утратил силу с 1 января 2004 года в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ.

По Закону Российской Федерации "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" с 05.08.92 полностью освобождены от уплаты регистрационного сбора категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, перечисленные в статье 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в доход бюджета. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.
Свидетельство оформляется в трех экземплярах (1 - предпринимателю, 1 - органам местной администрации, 1 - направляется налоговому органу по месту регистрации).
Бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя выдается в день представления документов для регистрации либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте.
При утере предпринимателем свидетельства, администрацией может быть выдан дубликат (с взиманием 20 процентов уплаченного ранее сбора).
Для изменения (дополнения) видов деятельности необходима новая регистрация с уплатой сбора.
В свидетельство о регистрации можно вписать несколько видов деятельности, которыми желает заниматься предприниматель.
В свидетельстве о регистрации, кроме физического лица, зарегистрированного в качестве предпринимателя, не могут быть вписаны другие граждане, изъявившие желание вести с предпринимателем совместную деятельность.
Требование иных документов или совершение иных действий при регистрации, продлении срока действия свидетельства о регистрации предпринимателя не допускаются.
Государственная регистрация физических лиц в качестве предпринимателя утрачивает силу:
- с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
- с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации;
- в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.
Основанием для аннулирования государственной регистрации предпринимателя является решение суда или арбитражного суда. Аннулирование государственной регистрации производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения.
Регистрирующий орган обязан:
- в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить предпринимателю письменное уведомление об этом факте;
- в 7-дневный срок сообщить налоговому органу данные об аннулировании государственной регистрации предпринимателя.
Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя утрачивает силу и подлежит возврату регистрирующему органу, выдавшему свидетельство;
- в день подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности;
- с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
- с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации.
Свидетельство о государственной регистрации предъявляется по требованию должностных лиц налоговых и иных органов, определяемых законодательными актами, при осуществлении ими своих полномочий.
Занятие предпринимательской деятельностью, не зарегистрированной в установленном порядке (не указанной в выданном гражданину свидетельстве), отказ гражданина предъявить свидетельство должностному лицу налогового органа влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также право налогового органа взыскать в доход государства все доходы (за вычетом расходов), полученные от деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства.
Эта санкция может быть применена по решению суда, вынесенному по иску, предъявленному в суд налоговым органом.

III. Лицензирование отдельных видов деятельности
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, физическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен порядок ведения лицензионной деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которым отдельные виды деятельности осуществляются физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности приведен в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства), вида деятельности, срока действия лицензии;
б) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено предоставление иных документов.
Все документы, представленные для получения лицензии регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому физическому лицу запрещается.
В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.
Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
При ликвидации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, выданная лицензия теряет юридическую силу.
В случае изменения паспортных данных физического лица или утраты лицензии, лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

IV. Постановка на учет в налоговом органе

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту осуществления деятельности либо по месту постоянного жительства.
Регистрация предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской деятельностью.
На свидетельстве о государственной регистрации ежегодно делается отметка налоговой инспекции о регистрации налогоплательщика на отчетный календарный год.
Все документы на предпринимателя хранятся в специальном деле по налогообложению.
При постановке на учет в госналогинспекции должностные лица налоговых органов выясняют у предпринимателя все обстоятельства, связанные с предпринимательской деятельностью, разъясняют порядок ведения учета доходов и расходов, связанных с извлечением дохода, и вручают ему памятку о порядке ведения учета доходов и расходов и об ответственности за несоблюдение законодательства.
Книга учета доходов и расходов предпринимателя представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами, прошитую и скрепленную печатью налоговой инспекции.
Тетрадь приобретается физическим лицом.

V. Порядок открытия расчетного счета в учреждении банка

Для открытия расчетного счета в банке налоговые органы при постановке на учет физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по их заявлению выдают им справки по форме приложения N N 2, 4 к Порядку применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.06.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", подтверждающие их постановку на налоговый учет и намерение открыть в банке или ином кредитном учреждении расчетный счет (валютный, ссудный, депозитный и др. счета) для осуществления операций, связанных с деятельностью. Банки и иные кредитные учреждения не вправе открывать налогоплательщику счета без предоставления ими подлинников указанных справок.
После открытия налогоплательщику расчетного, валютного, ссудного, депозитного и иного счета банки в течение 5 рабочих дней направляют налоговому органу, выдавшему справку о постановке на налоговый учет, извещение об открытии расчетного, валютного, ссудного, депозитного и другого счета.
При этом днем открытия счета является день оформления открытия счета в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации порядке и занесения в книгу регистрации счетов хозорганов и банков.
Начиная с IV квартала 1994 г. каждый налогоплательщик (предприниматель), состоящий на учете в налоговом органе, обязан в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в налоговый орган сведения о расчетных, валютных, а также ссудных и других счетах в банках и иных кредитных учреждениях в виде списка, согласно приложениям N 5 или N 6 вышеназванного Указа. Сверка указанных открытых счетов налоговыми органами и банками должна осуществляться ежеквартально.
В случае совершения физическим лицом (резидентом или нерезидентом) в банке разовой операции, связанной с движением денежных средств на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США и выше, банк сообщает об этом в налоговый орган по месту своего нахождения. Сведения высылаются в налоговые органы ежемесячно не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, по форме приложения N 9 или N 9М к Порядку применения положений Указа. При этом не имеет значения в рублях или иностранной валюте совершена операция по вкладу, поступлению или снятию средств со счета физического лица, либо покупке (продаже) ценных бумаг или иностранной валюты.
Полученные сведения должны быть зарегистрированы и систематизированы по каждому физическому лицу (резиденту или нерезиденту), по каждому виду валюты с сохранением конфиденциальности указанной информации.
В случае выявления налоговой инспекцией фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных, валютных, ссудных, депозитных и других счетов без уведомления налогового органа, несвоевременного представления сведений об открытых счетах налогоплательщиков, а также информации о совершении операций физическими лицами на сумму свыше 10 тыс. долларов США руководители банков и других кредитных учреждений, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, привлекаются в соответствии с упомянутым Указом Президента Российской Федерации к административной ответственности в виде штрафа в размере 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда. Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность сведений налогоплательщика об открытых ему счетах в банках или иных кредитных учреждениях и их реквизитах, всей поступившей информации о движении денежных средств в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.
В Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 внесены изменения Указом Президента РФ от 08.04.2003 N 410, в соответствии с которыми нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями влечет за собой административную ответственность.

Формы справок и сведений даны в приложениях к Порядку применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006.

VI. Порядок определения доходов и их учет

В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" физические лица, доходы которых подлежат налогообложению, обязаны вести учет полученных в течение года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением дохода.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Для целей подоходного налога определяются:
- валовый доход;
- расходы, связанные с получением дохода;
- совокупный годовой (чистый) доход;
- суммы вычетов и скидок;
- совокупный годовой облагаемый доход.
Валовый доход - это сумма всех доходов физического лица, полученных им в календарном году от выполнения услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению физических и юридических лиц, независимо от формы и характера означенных услуг или действий.
У физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, размер валового дохода соответствует сумме полученной в отчетном календарном году выручки.
Из валового дохода физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, для определения налогооблагаемой базы исключаются суммы документально подтвержденных расходов, связанных с получением этого дохода. В валовый доход не включаются суммы полученных доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению.
Сумма, определяемая путем уменьшения совокупного годового дохода на сумму расходов, связанных с извлечением дохода, и являющаяся базовой величиной для исчисления подоходного налога по ставкам, установленным действующим законодательством, рассматривается как совокупный облагаемый (чистый) доход. Совокупный годовой (чистый) доход определяется в полной годовой сумме, независимо от времени существования источника дохода в календарном году. При этом, если источник дохода существовал полный год, но в течение года имелись перерывы в работе, годовым доходом считается фактически полученная сумма дохода.
Не исключаются из совокупного валового дохода предпринимателя следующие расходы:
- на личные нужды плательщика и его семьи (на ремонт и другие расходы, не связанные с получением доходов);
- по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг).
В частности, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками налогов в дорожные фонды. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов предприниматели уплачивают по ставке 25 процентов в сроки, предусмотренные для представления декларации о доходах. По окончании года предприниматели исчисляют сумму налога на реализацию ГСМ исходя из фактически полученного за отчетный год дохода от реализации этих материалов за вычетом расходов по их приобретению.
Налог на ГСМ предпринимателями в состав расходов не включается, а уплачивается из доходов, полученных от реализации этих материалов;
- понесенные убытки;
- по оплате процентов по просроченным и отсроченным ссудам;
- судебные издержки и арбитражные расходы по делам, связанным с деятельностью плательщика;
- по претензиям юридических и физических лиц, связанным с деятельностью;
- не связанные с деятельностью, а также документально не подтвержденные или подтвержденные фиктивными документами. Расходы на представительские цели в составе расходов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, не учитываются.

VII. Порядок определения расходов и их учет

Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", и с учетом "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 N 170.
Вместе с тем в отношении физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, не установлен порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, в связи с чем формирование затрат у данной категории налогоплательщиков отличается от состава затрат учитываемого при налогообложении прибыли.
Затраты группируются по элементам:
- материальные затраты;
- амортизационные отчисления;
- износ нематериальных активов;
- затраты на оплату труда;
- прочие затраты.
1. В составе материальных затрат отражаются:
- стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда (МБП), которая включается в состав расходов путем начисления износа.
В соответствии с "Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" к малоценным предметам отнесены:
1) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
2) предметы стоимостью не более 1000,0 тыс. рублей за единицу (с 01.01.95).

КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минфина РФ от 19.12.1995 N 130 установлено, что начиная с 1 января 1996 г. к малоценным относятся предметы стоимостью на дату приобретения не более пятидесятикратного установленного законом размера месячной оплаты труда за единицу независимо от срока службы.

КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минфина РФ от 03.02.1997 N 8 установлено, что начиная с 1 января 1997 года к малоценным относятся предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их службы.

Включение в состав затрат суммы износа по предметам и средствам труда производится в следующем порядке:
а) по предметам стоимостью в пределах 50,0 тыс. руб. за единицу, износ начисляется в размере 100 процентов по мере их отпуска в производство или эксплуатацию;
б) по предметам и средствам труда стоимостью свыше 50,0 тыс. руб., но в пределах 1000,0 тыс. руб., износ начисляется в размере 50 процентов от стоимости МБП при передаче их в эксплуатацию, а остальные 50 процентов стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене их возможного использования) погашаются при списании МБП как пришедшие в негодность;
- стоимость приобретенных со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции (товаров), образуя ее основу или являющихся необходимым компонентом при изготовлении продукции (товаров), проведении работ, оказании услуг;
- стоимость покупных материалов (в т.ч. полуфабрикатов, комплектующих изделий, тарных материалов), используемых в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг) и для упаковки продукции (товаров).
Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения, норм расхода и включается в затраты того отчетного периода, в котором продукция (товары, работы, услуги) была фактически реализована.
Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление продукции (товаров, работ, услуг), не реализованной в отчетном периоде, учитываются в последующих периодах деятельности предпринимателя при получении доходов от реализации.
Следует иметь в виду, что материальные затраты на изготовление продукции (1 единицы) не могут превышать сумму дохода, полученного от реализации этой продукции или товаров, поскольку принятие в расходы предпринимателей убытков от реализации законодательством не предусмотрено.
Документами, подтверждающими материальные затраты, являются товарные чеки, счета, торгово-закупочные акты, накладные на отпуск товара с учетом кассовых чеков или корешков приходных кассовых ордеров, подтверждающих оплату данного товара, а также банковские документы, подтверждающие их безналичную оплату.
2. Амортизационные отчисления - это стоимость изнашиваемой части основных средств и включенная в себестоимость продукции, работ или услуг.
В состав расходов предпринимателя включается сумма износа (амортизационные отчисления) по основным средствам, которые используются в процессе осуществления деятельности, начисленная в процентах от стоимости основных средств либо от стоимости транспортных средств на 1000 км пробега по нормам амортизации на полное восстановление, указанным в "Положении о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве", утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации к основным средствам отнесены предметы, срок службы которых не менее года и стоимость которых свыше 1000,0 тыс. руб. (с 01.01.95) за единицу.
Начисление амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим основным фондам - прекращается с первого числа месяца, следующего за их выбытием. Начисление амортизационных отчислений производится ежемесячно.
В соответствии с принятым Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъектам малого предпринимательства - физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дано право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов, введенных в действие после 1 января 1991 года.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
Расчет амортизационных отчислений по основным средствам производится следующим образом:
1) в процентах от стоимости основных средств:

стоимость месячную количество
основных средств, норму месяцев, за
введенных в x амортизации x которые
эксплуатацию начислена

2) в процентах от стоимости автомобиля на 1000 км пробега (по отдельным моделям транспортных средств):

стоимость норму на фактический пробег
транспортных 1000 км машины за отчетный
средств, введенных x (месячную) x период
в эксплуатацию

Если амортизационные отчисления по основным средствам рассчитываются в целом за год, то берется полная (годовая) норма амортизации, указанная в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 26.12.94 N 170.
Документами, подтверждающими приобретение предпринимателем основных средств, являются договора купли - продажи, накладные, счета и иные платежные документы.
3. К нематериальным активам относятся затраты предприятий на нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.
В состав нематериальных активов с указанием их стоимости включаются в качестве учетных единиц права на объекты интеллектуальной собственности, если они используются в хозяйственной деятельности предпринимателя с целью получения дохода. Такими объектами могут быть: патенты на изобретения и промышленные образцы; свидетельства на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания; договора на использование объектов авторских и смежных прав, в том числе программы для ЭВМ и базы данных; лицензионные договора на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков, договора "ноу-хау"; платежи за лицензирование отдельных видов деятельности.
Нематериальные активы оценивают в зависимости от источников приобретения, вида активов, их роли в производственно-хозяйственной деятельности:
внесенные учредителями в счет их вкладов в уставной капитал - по цене договоренности сторон;
приобретенные за плату у других организаций и физических лиц - исходя из фактических затрат на приобретение и приведение в состояние готовности этих объектов;
полученные от других предприятий и физических лиц безвозмездно - по цене оприходования, устанавливаемой экспертным путем.
Предприниматель для каждого вида или объекта нематериальных активов открывает регистр аналитического учета (карточку, ведомость), в котором отражаются регистрационный номер объекта, его первоначальная стоимость (оценка), технико-экономическая характеристика, срок полезного использования.
Документально подтвержденные затраты на приобретение нематериальных активов учитываются в составе расходов по типу амортизационных отчислений. Амортизация нематериальных активов определяется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности предпринимателя). Если срок полезного использования нематериальных активов определить невозможно, то нормы износа устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предпринимателя).
К моменту прекращения права пользования нематериальными активами их стоимость должна быть полностью отнесена на затраты предпринимателя.
По нематериальным активам, на полную стоимость которых начислен износ, амортизация не начисляется.
4. В элемент "Затраты на оплату труда" включаются затраты на выплату гражданам вознаграждений по договорам гражданско-правового характера.
Учет вознаграждений, начисленных физическим лицам, предприниматель обязан вести в порядке и по форме, приведенной в приложении N 7 к Инструкции N 35 по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", с последующим представлением в налоговый орган ежеквартального отчета об итоговых суммах начисленных доходов, начисленных и удержанных суммах налога по форме, приведенной в приложении N 8 к вышеназванной Инструкции.
В то же время предприниматели обязаны представлять налоговому органу по месту своего нахождения справки о выплаченных физическим лицам доходах (не реже одного раза в квартал, в удобный для предпринимателя срок, согласованный с налоговым органом) по форме, приведенной в приложении N 3 к вышеуказанной Инструкции.
Если при проведении встречных проверок достоверность выплаты вознаграждений физическим лицам не подтвердится, то исключение их из налогооблагаемого дохода предпринимателя не производится.
5. Прочие затраты:
1) Налоги, сборы, платежи.
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, у предпринимателей принимаются в расходы налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.
К налогам и сборам, принимаемым у предпринимателей в расходы, в частности, относятся:
- таможенный тариф (пошлина);
- арендная плата, уплаченная в виде земельного налога, если земельный участок необходим для осуществления деятельности и не предоставлен в пользование другим юридическим и физическим лицам;
- сбор за право торговли, установленный администрацией субъектов Российской Федерации по месту нахождения торговой точки;
- налог на рекламу, по ставке не превышающей 5 процентов к стоимости услуги.
В составе расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, отражаются суммы налога на рекламу, исключаемые при исчислении подоходного налога. Налог на рекламу устанавливается решениями районных и городских представительных органов власти (местными органами самоуправления) на основании подпункта "з" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Рекламой считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания), а также посредством каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, календарей, световых табло (бегущая строка, световая фиксированная строка и др.), имущества юридических и физических лиц, одежды.
Общая величина расходов на рекламу не должна превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным Министерством финансов Российской Федерации от 29.04.94 N 56.

КонсультантПлюс: примечание.
Письмо Минфина РФ от 29.04.1994 N 56 утратило силу с 1 апреля 2000 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 15.03.2000 N 26н.

Расходы на рекламу сверх установленного размера в затраты не принимаются;
- сбор за парковку автотранспорта;
- другие налоги и сборы.
Документами, подтверждающими расходы предпринимателя по вышеперечисленным платежам, являются квитанции об оплате, банковские документы и т.п.
2) Обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Расходы по уплате страховых взносов принимаются в затраты отчетного периода в пределах установленных тарифов и подтверждаются документами на их уплату.
3) Другие документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью, в том числе:
- по изготовлению печати, штампов;
- по приобретению канцелярских товаров, необходимых для деятельности и использованных в отчетном периоде;
- по открытию текущего счета в банке, по проведению операций по текущему счету, по плате за чековую книжку;
- по оплате процентов за пользование кредитами банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов) в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на 3 пункта.
Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, а также по отсроченным и просроченным ссудам в затраты предпринимателей не принимаются;
- на проведение всех видов ремонта основных средств, необходимых для осуществления деятельности, которые включаются в состав расходов того отчетного периода, в котором они возникли.
Капитальный ремонт арендованных основных средств может производиться как за счет арендодателя, так и за счет арендатора. Порядок осуществления такого рода затрат регулируется договором аренды. Если эти условия в договоре не определены, то затраты по капитальному ремонту несет арендодатель;
- по оплате услуг связи, относящиеся к деятельности (в т.ч. почтово-телеграфных, по содержанию и эксплуатации телефонов и других видов связи, используемой для осуществления деятельности).
При принятии в расходы услуг связи необходимо иметь в виду, что оплата за установку телефона и телефонных переговоров с домашнего телефона на затраты предпринимателей не относится;
- по приобретению нормативных документов, юридической литературы, газет, журналов, необходимых для осуществления деятельности;
- по возмещению арендной платы за использование помещений под офисы (склады), транспортных средств, основных фондов т.д. В случае, если предприниматель использует для своей деятельности обособленное помещение, принадлежащее ему на праве личной собственности, то в состав расходов принимаются расходы по тепловой, электрической энергии, водоснабжению и т.д., которые оплачиваются по нормам, установленным органами жилищно-коммунального хозяйства;
- по рекламированию деятельности на основании договоров, счетов, платежных документов.
В состав расходов включаются:
- - разработка и издание рекламных изданий;
- - рекламные мероприятия через средства массовой информации;
- - световая и иная наружная реклама;
- - изготовление стендов, щитов и т.д.;
- - иные рекламные мероприятия;
- по оплате за пожарную и сторожевую охрану;
- на транспортировку и перевозку продукции (товаров), осуществляемые за счет поставщиков;
- по приобретению шин (у предпринимателей, осуществляющих транспортную деятельность);
- по приобретению ГСМ, используемых в процессе транспортной деятельности и понесенных в отчетном периоде.
Расходы принимаются исходя из фактического пробега автомобиля в пределах норм расхода бензина на 100 км пробега с учетом дорожно-транспортных и климатических факторов. Норма расхода смазочных материалов установлена на 100 литров (куб. м СПГ) общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данной марки автомобиля. Покупка бензина без чека не принимается в расходы на основании "Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.
Для определения фактического расхода горючего необходимо вести маршрутную книгу, в которой должны найти отражение следующие реквизиты:
- - маршрут;
- - показания спидометра до и после поездки;
- - время поездки;
- - цель поездки;
- на оплату работ по сертификации продукции;
- у граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью в области производства и реализации собственно произведенной сельскохозяйственной продукции, исключаются расходы, связанные с уплатой земельного налога (или арендной платы) за использование ими земли;
- затраты по оплате за землю: земельный налог и арендная плата за землю, которые исчисляются на основании Закона Российской Федерации "О плате за землю".

VIII. Исчисление подоходного налога.
Расчет авансовых платежей и годового налога,
порядок уплаты подоходного налога

а) Расчет налогооблагаемой базы.
Сумма разницы между валовым доходом и затратами соответствует размеру совокупного годового дохода, подлежащего налогообложению.
Для исчисления подоходного налога совокупный годовой доход уменьшается в порядке (на суммы), предусмотренном пунктами 2 - 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Эти суммы можно рассматривать как личные вычеты налогоплательщика, дающие основание уменьшать его налогооблагаемый доход.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

К таким вычетам относятся:
1. Расходы в виде соответствующего размера минимальной оплаты труда за каждый месяц, в течение которого осуществлялась деятельность. Указанный вычет производится на основании поданного заявления, а в соответствующих случаях и документов, дающих право на получение льготы. Размер необлагаемого минимума установлен законодательством о подоходном налоге.
2. Суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц, в течение которого осуществлялась деятельность, - на основании заявления и соответствующих документов, подтверждающих их наличие.
3. Расходы в виде перечисления средств на благотворительные цели - на основании документов, подтверждающих их фактическое перечисление. Под благотворительностью следует понимать безвозмездное направление средств на нужды социального характера, не влекущие получение благотворителем материальной выгоды, оказание ему услуг либо возникновение у кого-либо обязанностей по отношению к нему.
4. Расходы на новое строительство либо приобретение дома, квартиры, дачи, садового домика, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученные в кредитных учреждениях на эти цели, в пределах пятитысячекратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда, учитываемой за год.
При определении сумм, подлежащих исключению из облагаемого дохода в связи со строительством или покупкой жилья, следует иметь в виду, что к ним относятся только расходы, непосредственно связанные с их строительством, либо стоимость приобретенного объекта, указанная в договоре купли - продажи.
Исключение расходов по строительству или приобретению производится только по одному из названных объектов в сумме, не превышающей размер совокупного дохода.
Принятие расходов производится на основании заявления и документов, подтверждающих фактически понесенные затраты.
Документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться договоры с юридическими и физическими лицами на строительство жилья, счета на приобретение строительных материалов, кредитные договоры, квитанции к приходному кассовому ордеру на погашение кредитов и процентов по ним, а также другие документы.
5. Расходы по уплате 5 процентов отчислений в Пенсионный фонд и 3,6 процентов отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования, исчисленные с чистого дохода предпринимателя, на основании банковских платежных документов, с учетом отчислений по перерасчету за истекший год, уплаченных в фонды до 1 апреля года, следующего за отчетным. При этом, если уплаченная предпринимателем сумма превышает размер отчислений насчитанных с суммы чистого дохода, то из валового дохода исключаются взносы только в пределах исчисленной суммы.
Если же сумма фактически уплаченных взносов меньше исчисленной суммы, то в расходы принимаются фактически уплаченные взносы. Сумма отчислений, уплаченная в виде авансовых платежей за следующий год, в расходы не принимается.
Налоговые органы обязаны обеспечить правильность исчисления и взимания налогов с доходов предпринимателя.
Налогообложение плательщиков налоговыми органами производится на основании:
- представляемых в установленные законом сроки налоговым органом деклараций о доходах и расходах и других документов и сведений, подтверждающих достоверность указанных в декларациях данных, в том числе данных книг учета доходов и связанных с ними расходов, которые должны вести плательщики налога;
- сведений, представляемых налоговым органам предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, о полученных предпринимателем доходах, в т.ч. обороты по расчетному и другим счетам в учреждениях банков;
- материалов обследований граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, производимых налоговыми органами, и имеющихся сведений о доходах налогоплательщиков.
б) Расчет налога.
Совокупный годовой доход за минусом установленных законом вычетов составляет налогооблагаемый доход, с которого исчисляются платежи подоходного налога.
Сумма подоходного налога исчисляется по ставкам налога, предусмотренным законодательством о подоходном налоге.
Расчет авансовых (предварительных) платежей налога производится налоговыми органами по месту осуществления деятельности предпринимателя (постановки на учет), исходя из годового оклада подоходного налога.
Уплата платежа производится на основании платежного извещения, вручаемого плательщику налога налоговым органом, исчислившим этот налог.
При начислении авансовых платежей в течение года или при увеличении ранее предъявленной суммы авансовых платежей налога платежное извещение вручается налогоплательщику не позднее чем за 15 дней до наступления очередного срока уплаты. Если платежное извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями.
При начислении авансовых платежей по истечении второго срока уплаты налог уплачивается равными долями в два срока - по оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него.
При начислении авансовых платежей по истечении последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения.
В случае привлечения плательщиков к уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными долями в два срока - через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после установленного срока уплаты.
По истечении года налоговым органом исчисляется налог по совокупному годовому доходу, полученному от всех источников, включая доходы за любую выполненную работу.
Разница между суммой авансового платежа, уплаченной за отчетный год, и суммой годового налогового оклада с фактического дохода подлежит взысканию с плательщика или возврату налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Перерасчет налога по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
О всех доходах, полученных в течение года, плательщик обязан указать в декларации, подаваемой в налоговый орган.
В течение текущего года плательщики вносят по одной трети годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики впервые привлекаемые к уплате налога, - по одной трети с предполагаемого дохода за текущий год.
Для уплаты авансовых платежей установлены следующие сроки уплаты налога: к 15 июля, к 15 августа, к 15 ноября. Уплата авансовых платежей производится в учреждении банка на основании платежного извещения, вручаемого плательщику налоговым органом, исчислившим этот налог.
Налоговые органы пересылают эти сведения налоговым органам по месту постоянного жительства граждан в целях правильного и полного налогообложения.
Удержанные по месту выплаты дохода суммы налога засчитываются налоговым органом в счет уплаты налога (пункт 49 Инструкции N 35).

IX. Порядок предоставления декларации

Декларация о доходах - это представляемый налогоплательщиком документ, содержащий сведения о полученных доходах, в том числе связанных с осуществлением его деятельности, которая подается:
- за 1-ый месяц деятельности в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления источника дохода;
- при прекращении деятельности в пятидневный срок со дня прекращения существования источника дохода. Декларация представляется в налоговые органы по месту осуществления деятельности либо по месту постоянного жительства. В том случае, если деятельность осуществляется в определенном месте (имеется в виду служебное, производственное помещение), то декларация подается в налоговый орган по месту нахождения такого помещения.
При этом при подаче итоговой декларации по окончании отчетного года в декларации целесообразно указывать сведения о доходах, полученных как от предпринимательской деятельности, так и от других источников доходов.
При привлечении к налогообложению предпринимателя налоговым органом по месту осуществления деятельности сведения о доходах и расходах, а также иные данные, связанные с исчислением налога, сообщаются налоговому органу по месту осуществления деятельности;
- за год - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

X. Права налоговых органов
по контролю за соблюдением законодательства
о предпринимательской деятельности.
Ответственность лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.91 "О Государственной налоговой службе РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями государственным налоговым инспекциям предоставляется право:
1. Производить у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательстве порядке.
2. Контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
3. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и их копии, касающиеся деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.
4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения граждан. В случаях отказа граждан допустить должностных лиц государственных налоговых инспекций к обследованию указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.
5. Требовать от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
6. Приостанавливать операции граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
7. Применять к гражданам финансовые санкции в виде взыскания:
- всей суммы сокрытого или заниженного дохода;
- штрафа в размере той же суммы;
При повторном нарушении:
- всей суммы сокрытого или заниженного дохода;
- штрафа в двукратном размере этой суммы;
- 10 процентов причитающихся сумм налогов за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
- пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога (исчисленного налоговым органом) в размере 0,7 процентов неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты по день уплаты включительно.
На основании статьи 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" предприниматели и иные работодатели, осуществляющие выплату доходов гражданам, работающим у них по договорам гражданско-правового характера, несут ответственность за несвоевременное перечисление подоходного налога, удержанного с выплат, в виде взыскания пени в размере 0,5 процентов за каждый день просрочки начиная со следующего дня после срока уплаты по день уплаты включительно.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Учитывая, что предприниматели и другие работодатели выплачивают заработную плату из выручки от реализации, сроком перечисления удержанных сумм налога в доход бюджета считается день, следующий за днем выплаты гражданам их доходов.
8. Взыскивать в бюджет недоимки по налогам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных пунктом 8, с граждан в судебном порядке.

КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 8 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1, касающийся применения налоговыми органами финансовых санкций, Федеральным законом от 08.07.1999 N 151-ФЗ изложен в новой редакции. По вопросу привлечения налоговыми органами к ответственности за совершение налоговых правонарушений см. Налоговый кодекс РФ.

9. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься предпринимательской деятельностью.
10. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного дохода по таким сделкам;
- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
11. Налагать административные штрафы:
- на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо включении в декларацию искаженных данных, - в размере от двух до пяти минимальных месячных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, в размере от пяти до десяти минимальных месячных оплат труда;
- на граждан, не выполняющих требования, перечисленные в пунктах 3 - 6:
пункт 3 - получение справок и документов, необходимых для правильного налогообложения,
пункт 4 - обследование помещений,
пункт 5 - устранение выявленных нарушений,
пункт 6 - приостановление операций по счетам, требование государственных налоговых инспекций и их должностных лиц - в размере от 2,5 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда.

КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 12 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1, который предусматривал право налоговых органов налагать на налогоплательщиков административные штрафы утратил силу, в связи с изданием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ. По вопросу, касающемуся привлечения налогоплательщиков к административной ответственности см. Налоговый кодекс РФ.

При обнаружении нарушения налогового законодательства или законодательства о предпринимательской деятельности работниками налоговых органов составляется протокол об административном нарушении налогового законодательства по утвержденной форме, в котором указываются сведения о нарушителе, подробный состав нарушения (реализация товара без свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, отсутствие учета (какие конкретно товары не включены в книгу учета), непредставление декларации, несвоевременное представление декларации, включение в декларацию искаженных данных и т.п.), наименование нормативных документов и пунктов или статей, которые нарушены. Кроме того, нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

КонсультантПлюс: примечание.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.


Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
М.П.СОКОЛ



Документ