Лицензирование (архив документов)

Список нормативных документов по этой тематике сформирован с помощью справочно-правовой системы Консультант плюс.

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 07.04.1995 N 34
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦЕНЗИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.08.1995 N 936)


Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 августа 1995 г. N 936




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 7 апреля 1995 г. N 34

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
ЗА ЛИЦЕНЗИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ВОЗДУШНОМ
ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



В целях формирования единой политики в области государственного контроля за лицензируемой деятельностью на воздушном транспорте приказываю:
Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и осуществлению контроля за лицензируемой деятельностью на воздушном транспорте в Российской Федерации.

Министр
В.Б.ЕФИМОВ





Утверждена
Приказом
Министерства транспорта
Российской Федерации
от 7 апреля 1995 г. N 34

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
ЗА ЛИЦЕНЗИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Инструкция по организации и осуществлению контроля за лицензируемой деятельностью на воздушном транспорте в Российской Федерации разработана на основании Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.12.93 N 109 и определяет порядок организации и осуществления контроля за соблюдением организациями и физическими лицами транспортного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных в лицензиях.
1.2. Настоящая Инструкция предназначена для работников органов, осуществляющих лицензирование на воздушном транспорте в Российской Федерации, а также для инспекторских органов, осуществляющих контроль за выполнением правил и условий лицензирования, соблюдением международных договоров, стандартов и рекомендаций ИКАО авиационными ассоциациями, объединениями, организациями, компаниями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (далее по тексту - организациями), а также физическими лицами, осуществляющими лицензируемую деятельность на воздушном транспорте без образования юридического лица.
1.3. Инспекторскими органами Министерства транспорта Российской Федерации, осуществляющими контроль за лицензируемой деятельностью на воздушном транспорте, являются: Департамент воздушного транспорта, Российская транспортная инспекция и, соответственно, региональные управления воздушного транспорта, отделения и филиалы Российской транспортной инспекции (далее по тексту - инспекторские органы).
1.4. Контроль осуществляется инспекторскими органами как самостоятельно, так и совместно друг с другом, другими контролирующими и надзорными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении проверок совместно с другими органами планы проверок взаимно согласовываются.
При проведении проверок контролируется:
Департаментом воздушного транспорта - работа по регулированию транспортного рынка и лицензионная деятельность региональных управлений воздушного транспорта; выполнение сертификационных требований и лицензионных условий организациями и физическими лицами, осуществляющими коммерческую деятельность на воздушном транспорте;
Российской транспортной инспекцией - деятельность отделений и филиалов по осуществлению ими контроля за выполнением организациями и физическими лицами лицензионных условий; выполнение лицензионных условий организациями и физическими лицами, осуществляющими коммерческую деятельность на воздушном транспорте;
Региональными управлениями воздушного транспорта - выполнение сертификационных требований и лицензионных условий организациями и физическими лицами, осуществляющими коммерческую деятельность на воздушном транспорте;
Отделениями и филиалами Российской транспортной инспекции - выполнение лицензионных условий организациями и физическими лицами, осуществляющими коммерческую деятельность на воздушном транспорте.
1.5. Целью контроля является:
1.5.1. Выявление организаций и физических лиц:
- осуществляющих подлежащую лицензированию деятельность без специального разрешения (лицензии);
- нарушающих условия, предусмотренные в лицензии.
1.5.2. Защита прав потребителей авиационных работ и услуг, а также интересов организаций и физических лиц, оказывающих эти услуги и выполняющих авиационные работы.
1.5.3. Обеспечение организациями и физическими лицами выполнения требований правил безопасности полетов, а также экологических требований при эксплуатации воздушных судов, в соответствии с действующим законодательством.

2. Подготовка к осуществлению контроля

2.1. Контроль осуществляется на основании планов инспекторских проверок, разрабатываемых инспекторскими органами.
2.2. При разработке планов инспекторских проверок необходимо руководствоваться:
- законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приказами и указаниями Минтранса России, Российской транспортной инспекции и Департамента воздушного транспорта в части, касающейся лицензируемой деятельности на воздушном транспорте;
- задачами, решаемыми инспекторскими органами;
- результатами анализа ранее проведенных инспекторских проверок за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях.
2.3. Инспекторскими органами разрабатываются годовые и квартальные планы инспекторских проверок по соблюдению условий, предусмотренных в лицензиях.
2.4. Кроме плановых, могут проводиться инспекторские проверки по вопросам соблюдения условий, предусмотренных в лицензиях, в соответствии с заданиями руководства Минтранса России и других инспекторских органов.
2.5. Подготовка к проведению инспекторской проверки организуется на основании утвержденного руководителем (начальником) инспекторского органа задания, в котором указываются председатель комиссии (инспектор), цель проверки, наименование проверяемой организации, физическое лицо, вопросы проверки и срок ее проведения.
2.6. На основании утвержденного задания председатель комиссии организует подготовку членов комиссии к проведению инспекторской проверки. Каждому члену комиссии ставятся конкретные задачи и предоставляется время для самостоятельной подготовки. О готовности комиссии к инспекторской проверке председатель комиссии докладывает непосредственному начальнику (руководителю).
2.7. Председатель комиссии информирует руководителя проверяемой организации, физическое лицо о целях и сроках проведения инспекторской проверки.
2.8. По решению начальника (руководителя) инспекторского органа в зависимости от цели инспекторской проверки, для ее проведения может назначаться один работник инспекторских органов (инспектор), а также привлекаться общественные транспортные инспекторы. На основании поставленной задачи инспекторами разрабатываются задания на инспекторскую проверку, которые утверждаются (подписываются) начальником (руководителем), назначившим проверку.
В соответствии с утвержденным заданием инспектор самостоятельно готовится к проведению инспекторской проверки. О готовности к ее проведению он докладывает руководителю.
2.9. Ответственность за организацию, качество и объективность инспекторской проверки определяется должностными инструкциями работников инспекторских органов.

3. Осуществление контроля

3.1. Контроль осуществляется в соответствии с утвержденным заданием.
3.2. По прибытии в проверяемую организацию председатель комиссии (инспектор) представляется руководителю организации (физическому лицу), доводит до его сведения цель прибытия, задание на инспекторскую проверку и представляет членов комиссии.
3.3. При осуществлении проверок работник инспекторских органов имеет право:
- допуска в установленном порядке на территорию аэродромов (аэропортов), в служебные помещения, на объекты, пункты, воздушные суда;
- находиться на борту воздушного судна проверяемой организации, физического лица при выполнении полетов в соответствии с заданием;
- получать необходимые для инспекторской проверки документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных в лицензиях, по защите прав потребителей авиатранспортных работ, услуг и интересов организаций и физических лиц, по соблюдению антимонопольного законодательства, а также другие документы, связанные с лицензируемой деятельностью на воздушном транспорте в Российской Федерации.
3.4. Контроль включает следующие этапы:
3.4.1. Изучение состояния дел в организации (у физического лица) в соответствии с заданием.
3.4.2. Проведение инспекторской проверки.
3.4.3. Анализ и обобщение полученных при инспектировании результатов, формулирование выводов, оформление соответствующих документов.
3.4.4. Подведение итогов работы комиссии.
3.4.5. Информирование руководящего, командно - летного состава организации, физического лица об итогах контроля.
3.5. При осуществлении инспекторского контроля проверяются:
3.5.1. Наличие лицензии и ее копии на воздушных судах, в подразделениях организации, у физического лица и срок ее действия, соответствие фактически выполняемых видов деятельности предусмотренной в лицензии.
3.5.2. Наличие квалификационного аттестата (свидетельства эксплуатанта, сертификата), срок его действия, соответствие срока действия лицензий и сертификата, изменения в составе авиационного персонала, ответственного за обеспечение безопасности полетов, соответствие, указанных в свидетельстве эксплуатанта служб (процедур) по обеспечению полетов, фактическому состоянию и их влияние на осуществление организацией, физическим лицом лицензируемой деятельности.
3.5.3. Соблюдение ограничений и дополнительных условий, предусмотренных в лицензии.
3.5.4. Соблюдение организацией, физическим лицом установленных порядков и правил организации и выполнения воздушных перевозок пассажиров и грузов, авиационных работ, аэропортовой деятельности, связанной с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, а также других видов лицензируемой деятельности на воздушном транспорте.
3.5.5. Выполнение требований нормативных документов по организации летной работы и обеспечению безопасности полетов, касающихся лицензируемой деятельности проверяемой организации, физического лица. Соблюдение технологической и производственной дисциплины.
3.5.6. Организация работы с письмами и жалобами граждан на нарушения и недостатки в организации и выполнении перевозок, обслуживании авиапассажиров на земле и в воздухе.
3.5.7. Своевременность, качество и полнота устранения ранее вскрытых недостатков и нарушений. Реализация профилактических мероприятий по предупреждению нарушений при осуществлении лицензируемой деятельности.
3.6. Результаты проверки оформляются актом (Приложение 1).
При необходимости к акту могут прилагаться копии документов, подтверждающих выявленные нарушения и выводы комиссии.
Выявленные нарушения и недостатки доводятся до сведения руководства проверенной организации, физического лица, которые в случае несогласия с выводами или выявленными нарушениями (частью нарушений) имеют право изложить обоснованные возражения в письменной форме. Особое мнение членов комиссии оформляется письменно и прилагается к акту.
Результаты инспекторской проверки одним работником инспекторских органов (инспектором, общественным инспектором) оформляются справкой, которая составляется им в произвольной форме.
При необходимости председателем комиссии (инспектором) оформляется предписание (Приложение 2), с указанием сроков устранения нарушений, которое вручается руководителю организации (физическому лицу).
3.7. Подведение итогов по результатам контроля проводится с целью:
- доведения до сведения руководящего состава организации, физического лица результатов проверки, выводов комиссии (инспектора) и в соответствии с законодательством Российской Федерации наложения административных взысканий на должностных лиц, граждан, ответственных за выявленные нарушения условий лицензионной деятельности, а также выявления причин этих нарушений и разработки необходимых мероприятий (рекомендаций, предложений) по их устранению и предупреждению;
- обобщения и распространения опыта организаций, физических лиц, соблюдающих лицензионные условия;
- совершенствования организации соблюдения законодательства Российской Федерации, в части, касающейся авиатранспортного процесса в Российской Федерации.
3.8. Способ и порядок подведения итогов устанавливается председателем комиссии (инспектором) по согласованию с руководителем проверяемой организации, физическим лицом.
3.9. О выполнении задания на проверку председатель комиссии (инспектор) докладывает руководителю инспекторского органа, назначившему инспекторскую проверку, и одновременно представляет ему документы по результатам инспекторской проверки организации, физического лица с предложениями для принятия соответствующих мер.
3.10. Инспекторскими органами, при необходимости, обобщенные предложения по проведению профилактических мероприятий рассылаются в организации, физическим лицам.
3.11. Рекомендации, вытекающие из профилактических мероприятий, работниками инспекторских органов используются в дальнейшей работе по контролю за соблюдением организациями, физическими лицами условий, предусмотренных в лицензиях.
3.12. Обобщенные данные о результатах инспекторских проверок и принятых мерах инспекторскими органами докладываются в установленном порядке руководству Минтранса России, Российской транспортной инспекции, Департамента воздушного транспорта.

4. Права и обязанности руководителей
организаций и физических лиц

4.1. Руководители организаций (физические лица) обязаны обеспечить допуск членов комиссии инспекторских органов (инспектора) на территорию аэродромов (аэропортов), в служебные помещения, на объекты, пункты и воздушные суда, предоставлять необходимую для проверки документацию, давать объяснения на вопросы членов комиссии (инспектора), предоставлять возможность для общения с работниками организации (физического лица).
4.2. Руководители организаций (физические лица) имеют право вносить предложения, направленные на предотвращение нарушений лицензионных условий и решение других проблем, связанных с лицензируемой деятельностью на воздушном транспорте.

5. Контроль за лицензируемой деятельностью
на воздушном транспорте организаций, физических лиц,
прошедших государственную регистрацию за пределами
территории обслуживания инспекторского органа

5.1. Контроль за деятельностью организаций и физических лиц независимо от места их государственной регистрации осуществляется инспекторскими органами, на обслуживаемой территории которых они выполняют лицензируемую деятельность.
5.1.1. Инспекторский орган, осуществивший контроль, направляет информацию о его результатах инспекторскому органу по месту государственной регистрации проверенной организации, физического лица.
5.1.2. Инспекторский орган по месту государственной регистрации проверенной организации, физического лица изучает полученную информацию о результатах контроля и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующее решение. О своем решении он сообщает проверенной организации, физическому лицу и инспекторскому органу, осуществившему контроль.
5.2. Результаты контроля и принятые меры заносятся в банк данных инспекторского органа по месту государственной регистрации организации, физического лица для обеспечения последующего контроля.

6. Контроль за деятельностью, подлежащей
лицензированию, организаций и физических лиц,
эксплуатирующих воздушные суда авиации
общего назначения

При контроле деятельности организаций, физических лиц, осуществляющих подлежащую лицензированию деятельность при эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, инспекторские органы руководствуются требованиями Воздушного кодекса, Положения об использовании воздушного пространства и Инструкции по применению Положения об использовании воздушного пространства, Основных правил полетов.
Контроль за деятельностью авиации общего назначения осуществляется с целью обеспечения соблюдения руководящим, летным, инженерно - техническим составом и другими авиационными специалистами действующего транспортного законодательства, правил безопасности полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, экологических требований.
До введения системы сертификации и получения свидетельства эксплуатанта к организациям и физическим лицам, эксплуатирующим воздушные суда и другие летательные аппараты авиации общего назначения, предъявляются следующие требования:
- соответствие технического состояния воздушных судов требованиям, предъявляемым к гражданским воздушным судам;
- соответствие организации полетов и их выполнение требованиям действующих в гражданской авиации документов и утвержденной в установленном порядке Инструкции по производству полетов в районе данного аэродрома;
- осуществление подачи и утверждения заявок на использование воздушного пространства в установленном порядке;
- обеспечение и осуществление полетов в соответствии с Наставлением по производству полетов;
- соответствие технического состояния летательных аппаратов любительской постройки техническим требованиям;
- осуществление организации и выполнения полетов дельтапланеристов в соответствии с порядком проведения экспериментальных летных работ по применению сверхлегких летательных аппаратов в народном хозяйстве;
- организация обеспечения безопасности полетов в соответствии с требованиями руководящих и нормативных документов, регламентирующих летную работу в гражданской авиации.

7. Контроль за соблюдением экологических требований

Контроль за соблюдением организациями и физическими лицами экологических требований осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по охране атмосферного воздуха на авиапредприятиях, Методикой контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестностях аэропорта, утвержденной Минтрансом России 06.04.92 и, в необходимых случаях, во взаимодействии с органами Минприроды России.
При контроле проверяются:
- соответствие организации и проводимых природоохранительных мероприятий требованиям Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";
- наличие экологической службы (должностных лиц), осуществляющей внутрипроизводственный экологический контроль за соблюдением нормативов качества окружающей природной среды (установленных лимитов, норм выбросов вредных веществ от стационарных, передвижных источников) и других требований природоохранительного законодательства, а также за выполнением планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды;
- наличие экологического паспорта организации, срока его действия и выполнение указанных в нем требований;
- наличие государственного акта на комплексное природопользование (лицензии) и соблюдение его условий;
- наличие и функционирование очистных сооружений и других обезвреживающих устройств и средств контроля;
- соблюдение нормативов предельно допустимых уровней производственного и транспортного шума, радиации, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий;
- организация обучения руководящего и личного состава по вопросам экологии.

8. Организация взаимодействия инспекторских органов
с другими государственными контролирующими
и надзорными органами

Функции контроля инспекторские органы осуществляют на основании соответствующих Положений об инспекторских органах, в соответствии с настоящей Инструкцией и соглашениями о взаимодействии с государственными контролирующими органами Минприроды России, Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации, другими государственными органами контроля, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением установленного Советом Министров - Правительством Российской Федерации и Минтрансом России порядка лицензирования региональными органами, осуществляющими его, и качества контроля за исполнением лицензий.

9. Порядок рассмотрения дел об административных
правонарушениях и наложения административных взысканий

9.1. Инспекторские органы Ространсинспекции в соответствии со статьями 157.3 и 209.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями) рассматривают дела о правонарушениях и налагают административные взыскания на должностных лиц организаций и граждан за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на воздушном транспорте без специального разрешения (лицензии) и нарушение условий, предусмотренных в лицензии.

КонсультантПлюс: примечание.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

9.2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий производится в порядке, установленном Инструкцией по организации в органах Российской транспортной инспекции производства по делам об административных правонарушениях, утвержденной Приказом Минтранса России от 26.04.93 N 28 и зарегистрированной Минюстом России 20.07.93 N 306.

КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минтранса РФ от 26.04.1993 N 28 утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 01.07.2002 N 87.

9.3. Основаниями для рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения административных взысканий за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на воздушном транспорте без специального разрешения (лицензии) и нарушение условий, предусмотренных в лицензии, являются документы, составляемые в соответствии с указанной в п. 9.2 Инструкцией по организации в органах Ространсинспекции производства по делам об административных правонарушениях.

10. Учет, анализ информации
о лицензируемой деятельности организаций и физических
лиц на воздушном транспорте

10.1. Инспекторские органы формируют банк данных об организациях и физических лицах, осуществляющих лицензируемую деятельность на воздушном транспорте и прошедших государственную регистрацию на территории, ими обслуживаемой.
10.2. Инспекторские органы, формирующие банк данных, вносят в персональный компьютер информацию о каждой указанной выше организации, физическом лице.
10.3. Инспекторские органы в соответствии с настоящей Инструкцией организуют и осуществляют взаимный обмен документами, информацией, в том числе и по результатам контроля за лицензируемой деятельностью на воздушном транспорте организаций, физических лиц.
10.4. Инспекторские органы в установленном порядке ведут учет своей деятельности и представляют отчет о ее результатах руководству инспекторских органов и Минтранса России.





Приложение 1
к Инструкции по организации и
осуществлению контроля за
лицензируемой деятельностью
на воздушном транспорте
в Российской Федерации

АКТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ

________________________________________________________
(наименование проверяемой организации, физического лица)

1. Состав комиссии инспекторских органов Минтранса России (с указанием должностей и ф.и.о.) и других государственных контролирующих и надзорных органов (должности, ф.и.о.), кем назначена проверка, цель и сроки проверки.
2. Виды, объемы и регионы деятельности организации, физического лица, эксплуатируемые воздушные суда, наличие служб обеспечения полетов (договоров на обеспечение полетов), состояние безопасности полетов за последние 3 года.
3. Наличие, номера и даты Свидетельства о государственной регистрации, Свидетельства эксплуатанта, лицензий с указанием серий, номеров, срока действия, кем выданы.
4. Перечень нарушений и недостатков, вскрытых при проверке (по видам и направлениям деятельности).
5. Применение административных взысканий к нарушителям.
6. Выводы и рекомендации по результатам проверки с указанием срока устранения нарушений и недостатков.

Председатель комиссии
_____________________ _____________________
(фамилия, и.о.) (дата, подпись)

Члены комиссии
_____________________ _____________________
(ф.и.о.) (подпись)





Приложение 2
к Инструкции по организации и
осуществлению контроля за
лицензируемой деятельностью
на воздушном транспорте
в Российской Федерации

УГЛОВОЙ ШТАМП
инспекторского органа
______________________________________
(наименование организации, фамилия,
и.о. руководителя, физического лица)
______________________________________
(адрес организации, физического лица)

ПРЕДПИСАНИЕ

__________________________________________________________________
(номер предписания)
При проверке _____________________________________________________
(наименование организации, физического лица)
проведенной в ____________________________________________________
(дата, период проверки)
специалистами ____________________________________________________
(наименование инспекторского органа)
вскрыты (излагаются основные нарушения, недостатки,
несоответствия).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(дается оценка в целом соблюдения организацией, физическим лицом
требований условий, предусмотренных в лицензии).
Рекомендации: (излагаются рекомендации по устранению
недостатков и нарушений с указанием срока их реализации).
О принятых мерах по выполнению данного предписания необходимо
проинформировать _________________________________________________
(наименование инспекторского органа)
до __________________________
(дата)

_____________________________ _____________________
(должность, Ф.И.О., выдавшего (подпись, дата)
предписание)



Документ