Основные нормативные акты по туризму

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 23.05.2002 N ГКПИ02-510
<ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 11.02.2002 N 95 "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ И ТУРАГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ">




ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2002 г. N ГКПИ 02-510



Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Савченко Д.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Туристическая компания "Москва - Тур" на Пушкинской площади" о признании недействительным пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности",

установил:

ЗАО "Туристическая компания "Москва - Тур" на Пушкинской площади" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Постановления Правительства РФ о досрочном прекращении действия лицензий противоречит ст. ст. 8, 11, 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 49 Гражданского кодекса РФ и ст. ст. 34 и 55 Конституции РФ.
Данный пункт Постановления, по мнению заявителя, принят Правительством РФ с превышением своих полномочий, поскольку законом ему не предоставлено права досрочного прекращения (аннулирования) действия выданных в установленном порядке лицензий.
Прекратив досрочно действие выданных ранее лицензий на осуществление международной туристической деятельности, Правительство тем самым существенным образом ограничило права заявителя.
В судебном заседании представители заявителя Арапов А.С. и Шведов Е.Ю. предъявленное требование поддержали.
Представители Правительства РФ Тютюнник А.Г. и Мелентьева А.В. с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемым пунктом Постановления права заявителя не могли быть нарушены, так как действие выданных ранее лицензий на осуществление международной туристической деятельности фактически прекращено принятием 8 августа 2001 г. Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", не предусматривающего такого вида деятельности.
Указанное Постановление принято Правительством РФ в пределах своих полномочий и с соблюдением требований закона.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, во исполнение требований Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95 были утверждены Положение о лицензировании туроператорской деятельности и Положение о лицензировании турагентской деятельности.
Этим же Постановлением (пунктом 2) установлено, что лицензии на осуществление международной туристической деятельности, полученные в установленном порядке до принятия настоящего Постановления, действуют в отношении международной туроператорской и турагентской деятельности согласно указанному в них сроку, но не дольше 10 апреля 2002 г. и подлежат переоформлению в соответствии с настоящим Постановлением.
По утверждению представителей Правительства РФ, принятым 8 августа 2001 г. Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование международной туристической деятельности не предусмотрено. Ранее имевшее место лицензирование такой деятельности прекращено со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Оспариваемым пунктом Постановления Правительства РФ, с учетом приведенного выше положения Закона, фактически никакого досрочного прекращения (аннулирования) лицензий на осуществление международной туристической деятельности не произведено, а, наоборот, срок их действия продлен до 10 апреля 2002 года с целью предоставления возможности их переоформления на предусмотренный законом вид туристической деятельности.
Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных доказательств в их опровержение и представителями заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт Постановления Правительства РФ не противоречит действующему законодательству РФ и каких-либо правовых оснований для признания его недействительным не имеется.
Довод заявителя о том, что Правительству РФ не предоставлено права досрочного аннулирования (прекращения) выданных в установленном порядке лицензий, не может быть принят во внимание, поскольку Федеральным законом международный туризм, как вид деятельности, подлежащий лицензированию, не предусмотрен.
Согласно п. 2 ст. 18 данного Федерального закона лицензирование видов деятельности, не указанных в этом Законе, прекращается со дня вступления в силу настоящего Закона, т.е. лицензирование и, соответственно, срок действия лицензий на не предусмотренный Законом вид деятельности прекращены фактически Законом, а не оспариваемым Постановлением Правительства РФ.
Данным Постановлением Правительства РФ, как уже отмечалось выше, по сути срок действия лицензий на осуществление международной туристической деятельности был не прекращен, а, исходя из интересов их обладателей, продлен до 10 апреля 2002 г., что Законом не запрещено.
В этой связи суд не может принять во внимание и ссылки заявителя на приведенные выше нормы Закона и Конституции РФ в обоснование неправомерности в указанной части принятого Правительством РФ Постановления.
При разрешении заявленного требования суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что в соответствии с указанным Федеральным законом о лицензировании Положение о лицензировании международной туристической деятельности, на основании которого заявителем получена лицензия, признано Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 302 утратившим силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ЗАО "Туристическая компания "Москва - Тур" на Пушкинской площади" о признании недействительным пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.