Ќормативные акты по медучереждени€м

ƒл€ того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состо€нии, необходимо установить на ¬аш персональный компьютер правовую систему  онсультант плюс.

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈  онституционного —уда –‘ от 01.03.2007 N 129-ќ-ѕ
"ѕќ ∆јЋќЅјћ √–ј∆ƒјЌ ЅјЅ ќ¬ќ… «ќ» ћ»’ј…Ћќ¬Ќџ, Ѕќ… ќ¬ќ… —¬≈“ЋјЌџ »¬јЌќ¬Ќџ » ƒ–”√»’ Ќј Ќј–”Ў≈Ќ»≈ »’  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ’ ѕ–ј¬ „ј—“№ё 1 —“ј“№» 153 ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј ќ“ 22 ј¬√”—“ј 2004 √ќƒј N 122-‘« "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… ¬ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ≈ ј “џ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» » ѕ–»«ЌјЌ»» ”“–ј“»¬Ў»ћ» —»Ћ” Ќ≈ ќ“ќ–џ’ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ ј “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ —¬я«» — ѕ–»Ќя“»≈ћ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ’ «ј ќЌќ¬ "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… » ƒќѕќЋЌ≈Ќ»… ¬ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ… «ј ќЌ "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»» «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ (ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћ№Ќџ’) » »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќџ’ ќ–√јЌќ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… ¬Ћј—“» —”ЅЏ≈ “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»" » "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»» ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"




 ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ… —”ƒ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈
от 1 марта 2007 г. N 129-ќ-ѕ

ѕќ ∆јЋќЅјћ √–ј∆ƒјЌ ЅјЅ ќ¬ќ… «ќ» ћ»’ј…Ћќ¬Ќџ,
Ѕќ… ќ¬ќ… —¬≈“ЋјЌџ »¬јЌќ¬Ќџ » ƒ–”√»’ Ќј Ќј–”Ў≈Ќ»≈
»’  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ’ ѕ–ј¬ „ј—“№ё 1 —“ј“№» 153
‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј ќ“ 22 ј¬√”—“ј 2004 √ќƒј
N 122-‘« "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… ¬ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ≈ ј “џ
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» » ѕ–»«ЌјЌ»» ”“–ј“»¬Ў»ћ» —»Ћ”
Ќ≈ ќ“ќ–џ’ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ ј “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»
¬ —¬я«» — ѕ–»Ќя“»≈ћ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ’ «ј ќЌќ¬ "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»»
»«ћ≈Ќ≈Ќ»… » ƒќѕќЋЌ≈Ќ»… ¬ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ… «ј ќЌ "ќЅ ќЅў»’
ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»» «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ (ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћ№Ќџ’)
» »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќџ’ ќ–√јЌќ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… ¬Ћј—“» —”ЅЏ≈ “ќ¬
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»" » "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’
ќ–√јЌ»«ј÷»» ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я
¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"



 онституционный —уд –оссийской ‘едерации в составе ѕредседател€ ¬.ƒ. «орькина, судей Ќ.—. Ѕондар€, √.ј. √аджиева, ё.ћ. ƒанилова, Ћ.ћ. ∆арковой, √.ј. ∆илина, —.ћ.  азанцева, ћ.».  леандрова, ј.Ћ.  ононова, Ћ.ќ.  расавчиковой, Ќ.¬. ћельникова, ё.ƒ. –удкина, Ќ.¬. —елезнева, ј.я. —ливы, ¬.√. —трекозова, ќ.—. ’охр€ковой, ¬.√. ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи ё.ƒ. –удкина, проводившего на основании статьи 41 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации" предварительное изучение жалоб граждан «.ћ. Ѕабковой, —.». Ѕойковой и других,

установил:

1. ¬ своих жалобах в  онституционный —уд –оссийской ‘едерации работающие и проживающие в поселке городского типа на территории –еспублики  арели€ граждане —.». Ѕойкова, ≈.ј. ¬ильсон, Ќ.». ¬оронкова, Ќ.ј. ƒубровска€, ј.». ћутовкина и Ћ.√. „ервон€ща€ - медицинские работники муниципальной организации здравоохранени€, а также граждане «.ћ. Ѕабкова, Ќ.—. ¬арламова, ј.ј. ƒумцева, «.». ќковита€, ј.ѕ. –оженкова, Ё. . ‘илимонова, Ќ.—. „угунова, ј.¬. Ўустрова и ќ.Ћ. яковчук - медицинские работники муниципальных организаций здравоохранени€, проработавшие в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и в насто€щее врем€ €вл€ющиес€ пенсионерами, оспаривают конституционность части 1 статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘«, предусматривающей, что в рамках дл€щихс€ правоотношений дл€ лиц, у которых возникло до 1 €нвар€ 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, нос€щие компенсационный характер, закрепленные в отмен€емых данным ‘едеральным законом нормах, данный ‘едеральный закон не может рассматриватьс€ как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным ‘едеральным законом.
ѕо мнению за€вителей, названное законоположение в той мере, в какой оно - как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной, в том числе судебной, практикой, - преп€тствует сохранению предоставл€вшейс€ им до 1 €нвар€ 2005 года на федеральном уровне льготы в виде бесплатного пользовани€ квартирами с отоплением и освещением, неправомерно лишает их установленных государством социальных гарантий без равноценной компенсации, ухудшает материальное положение и тем самым противоречит стать€м 2, 7, 18 и 55  онституции –оссийской ‘едерации, а также преамбуле ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘«.
 ак следует из представленных материалов, до 1 €нвар€ 2005 года за€вители пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением, которое было им предоставлено на основании части второй статьи 63 ќснов законодательства –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ граждан от 22 июл€ 1993 года и пунктом 21 ѕостановлени€ ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– от 5 июл€ 1968 года N 517 "ќ мерах по дальнейшему улучшению здравоохранени€ и развитию медицинской науки в стране". — 1 €нвар€ по 31 декабр€ 2005 года в соответствии с ѕор€дком предоставлени€ мер социальной поддержки отдельным категори€м граждан, проживающим на территории муниципального образовани€ "√ород —ортавала" (утвержден решением —овета муниципального образовани€ "√ород —ортавала" от 18 феврал€ 2005 года и признан недействующим с 1 €нвар€ 2006 года решением от 14 марта 2006 года) им предоставл€лась социальна€ поддержка в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы оплаты жиль€ и коммунальных услуг и нормативов потреблени€ услуг и топлива в расчете на одного человека, но не более размеров финансовой помощи, предусмотренной «аконом –еспублики  арели€ от 17 декабр€ 2004 года "ќ социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов –еспублики  арели€", согласно статье 5 которого в редакции, действовавшей до 31 декабр€ 2005 года, объем финансовой помощи, передаваемой местным бюджетам из бюджета –еспублики  арели€, определ€лс€ исход€ из числа лиц, имеющих право на указанную социальную поддержку, и размера ежемес€чной выплаты не более 300 рублей на получател€ (стать€ 5 в действующей редакции на категорию граждан, к которой относ€тс€ за€вители, не распростран€етс€).
–ешени€ми —ортавальского городского суда –еспублики  арели€, оставленными без изменени€ кассационными определени€ми судебной коллегии по гражданским делам ¬ерховного суда –еспублики  арели€, решени€ —овета муниципального образовани€ "√ород —ортавала" признаны соответствующими федеральному законодательству, а требовани€ за€вителей о восстановлении их права на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в сельской местности, как не основанные на действующем законодательстве, в том числе на положени€х статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘«, оставлены без удовлетворени€.
2. —огласно  онституции –оссийской ‘едерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина наход€тс€ в ведении –оссийской ‘едерации (стать€ 71, пункт "в"); кроме того, защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальна€ защита составл€ют предметы совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и субъектов –оссийской ‘едерации, по которым издаютс€ федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов –оссийской ‘едерации (стать€ 72, пункты "б", "ж" части 1; стать€ 76, часть 2).
ќтнесение защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной защиты к совместному ведению –оссийской ‘едерации и субъектов –оссийской ‘едерации означает, что ответственность за состо€ние дел в указанных сферах возлагаетс€ как на –оссийскую ‘едерацию, так и на каждый из ее субъектов. ќсуществл€€ соответствующее регулирование, федеральный законодатель, как следует из основанной на стать€х 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94  онституции –оссийской ‘едерации правовой позиции  онституционного —уда –оссийской ‘едерации (ѕостановление от 9 €нвар€ 1998 года N 1-ѕ, ќпределение от 4 феврал€ 1997 года N 13-ќ), вправе устанавливать конкретные полномочи€ и компетенцию органов государственной власти –оссийской ‘едерации и органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации в соответствующей сфере, а значит, и определ€ть в рамках реформировани€ системы социальной защиты конкретные формы участи€ в ее реализации органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации.
 роме того, в силу статей 132 (часть 2) и 133  онституции –оссийской ‘едерации отдельными государственными полномочи€ми в этой области с передачей необходимых дл€ их осуществлени€ материальных и финансовых средств законом могут надел€тьс€ и органы местного самоуправлени€, самосто€тельность которых в сфере бюджетной де€тельности гарантируетс€ правом местного самоуправлени€ на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, прин€тых органами государственной власти.
3. ƒо 1 €нвар€ 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранени€, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели, согласно части второй статьи 63 ќснов законодательства –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ граждан, право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
‘едеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-‘« осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных дл€ различных категорий граждан по состо€нию на 31 декабр€ 2004 года, что было св€зано с прин€тием в рамках процесса разграничени€ полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и органами местного самоуправлени€ федеральных законов от 4 июл€ 2003 года "ќ внесении изменений и дополнений в ‘едеральный закон "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации" и от 6 окт€бр€ 2003 года "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации".
ѕунктом 50 статьи 35 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых наход€тс€ соответствующие организации здравоохранени€. “ак, согласно статье 63 ќснов законодательства –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ граждан в редакции данного ‘едерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранени€ устанавливаютс€ ѕравительством –оссийской ‘едерации (часть четверта€), организаций здравоохранени€, наход€щихс€ в ведении субъектов –оссийской ‘едерации, - их органами государственной власти (часть п€та€), муниципальных организаций здравоохранени€ - органами местного самоуправлени€ (часть шеста€). —оответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранени€ должен определ€тьс€ в насто€щее врем€ уровень правового регулировани€ мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
“аким образом, полномочием по прин€тию нормативных правовых актов, регулирующих пор€док предоставлени€ с 1 €нвар€ 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранени€, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправлени€, которые, как следует из преамбулы ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘«, при переходе к основанной на положени€х данного ‘едерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставл€вшихс€ им льгот в натуральной форме денежными выплатами, об€заны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровн€ социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Ёто согласуетс€ с правовыми позици€ми  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставлени€ населению льгот и компенсаций должно осуществл€тьс€ таким образом, чтобы соблюдалс€ принцип поддержани€ довери€ граждан к закону и действи€м государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулировани€, недопустимость внесени€ произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последстви€ своего поведени€ и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважатьс€ власт€ми и будет реализовано; –оссийска€ ‘едераци€ как правовое социальное государство не может произвольно отказыватьс€ от выполнени€ вз€тых на себ€ публично-правовых об€зательств, и отмена либо приостановление предоставлени€ выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещени€, формы и способы которого могут мен€тьс€, но объем не должен уменьшатьс€ (ѕостановлени€ от 16 декабр€ 1997 года N 20-ѕ, от 24 ма€ 2001 года N 8-ѕ, от 19 июн€ 2002 года N 11-ѕ, от 23 апрел€ 2004 года N 9-ѕ, определени€ от 4 декабр€ 2003 года N 415-ќ, от 15 феврал€ 2005 года N 17-ќ, от 1 декабр€ 2005 года N 521-ќ и др.).
ƒостижение заложенных в преамбуле ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« целей призваны обеспечивать и предписани€ его статьи 153, предопредел€ющие развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки, а также содержание соответствующих правовых норм. ѕо смыслу этих предписаний, как указал  онституционный —уд –оссийской ‘едерации в ѕостановлении от 15 ма€ 2006 года N 5-ѕ, изменение механизма предоставлени€ социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровн€ их предоставлени€.
—ледовательно, вопреки утверждению за€вителей, закрепленное в части 1 статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранени€ на основании законодательства, которое действовало вплоть до 1 €нвар€ 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность их сохранени€ после указанной даты, при том что именно орган местного самоуправлени€ вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставлени€ им в соответствии с частью 1 статьи 160 ∆илищного кодекса –оссийской ‘едерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
„то касаетс€ финансового обеспечени€ соответствующих мер социальной поддержки, то необходимо иметь в виду, что законодатель –еспублики  арели€, предусматрива€ в составе бюджета –еспублики  арели€ –егиональный фонд софинансировани€ социальных расходов, утверждает и распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на социальную поддержку специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих за пределами городов (часть 2 статьи 31 «акона –еспублики  арели€ от 16 декабр€ 2005 года "ќ бюджете –еспублики  арели€ на 2006 год" и приложение 10 к нему; часть 2 статьи 24 «акона –еспублики  арели€ от 19 декабр€ 2006 года "ќ бюджете –еспублики  арели€ на 2007 год" и приложение 8 к нему).
ѕрин€тый —оветом муниципального образовани€ "√ород —ортавала" ѕор€док предоставлени€ мер социальной поддержки отдельным категори€м граждан, проживающим на территории муниципального образовани€ "√ород —ортавала", действовавший в 2005 году, предусматривал дл€ медицинских работников, проживающих в поселках городского типа и работающих в муниципальных учреждени€х здравоохранени€, социальную поддержку в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы оплаты жиль€ и коммунальных услуг и нормативов потреблени€ услуг и топлива.
 роме того, в соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 20 ‘едерального закона от 6 окт€бр€ 2003 года "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" (в редакции ‘едерального закона от 31 декабр€ 2005 года N 199-‘«) органы местного самоуправлени€ вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образовани€ (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи дл€ отдельных категорий граждан, в том числе компенсирующие расходы на оплату жиль€ и коммунальных услуг в части, превышающей социальные нормы оплаты жиль€ и коммунальных услуг и нормативы потреблени€ услуг и топлива.
4. ѕостановление ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– от 5 июл€ 1968 года N 517 "ќ мерах по дальнейшему улучшению здравоохранени€ и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохран€лось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составл€л не менее 10 лет, было признано недействующим на территории –оссийской ‘едерации ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 14 окт€бр€ 2003 года N 625, т.е. до прин€ти€ ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘«.
Ќесмотр€ на это, как следует из представленных материалов, в 2003 и 2004 годах за€вител€м-пенсионерам данна€ льгота продолжала предоставл€тьс€ на уровне субъекта –оссийской ‘едерации - –еспублики  арели€. “ем самым обеспечивались стабильность социальной защиты указанной категории граждан и поддержание довери€ к действи€м государства, которое не может произвольно отказыватьс€ от выполнени€ вз€тых на себ€ публично-правовых об€зательств. — 1 €нвар€ по 31 декабр€ 2005 года их социальна€ поддержка осуществл€лась в соответствии со статьей 5 «акона –еспублики  арели€ "ќ социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов –еспублики  арели€" и нормативным правовым актом органа местного самоуправлени€.
ѕодпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 1 €нвар€ 2005 года статьи 26.3 ‘едерального закона от 6 окт€бр€ 1999 года "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации" решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организаци€х здравоохранени€, отнесено к полномочи€м органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации по предметам совместного ведени€, осуществл€емым ими самосто€тельно за счет средств бюджета субъекта –оссийской ‘едерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
—ледовательно, пор€док предоставлени€ с 1 €нвар€ 2005 года пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организаци€х здравоохранени€, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижени€ гарантий их социальной защищенности, должен определ€тьс€ нормативным правовым актом субъекта –оссийской ‘едерации. ѕри этом в силу правовой позиции  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, выраженной в ѕостановлени€х от 17 июн€ 2004 года N 12-ѕ и от 15 ма€ 2006 года N 5-ѕ, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем об€занность по их обеспечению фактически перенесена на нижесто€щие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов –оссийской ‘едерации или муниципальных образований - исход€ из того, что бюджет субъекта –оссийской ‘едерации или местный бюджет не существуют изолированно, а €вл€ютс€ составной частью финансовой системы –оссийской ‘едерации, - влечет необходимость осуществл€ть бюджетное регулирование в цел€х сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечиваетс€ посредством оказани€ финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов –оссийской ‘едерации.
5. “аким образом, самой по себе нормой части 1 статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« конституционные права за€вителей не нарушаютс€. ¬месте с тем поскольку, как свидетельствуют представленные материалы, в насто€щее врем€ в –еспублике  арели€ надлежащее правовое регулирование как на уровне самого субъекта –оссийской ‘едерации, так и на уровне муниципального образовани€ отсутствует, соответствующие органы власти об€заны осуществить его с учетом требований ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« и правовых позиций  онституционного —уда –оссийской ‘едерации о недопустимости внесени€ произвольных изменений в действующую систему норм, в том числе в социальной сфере, как и произвольного отказа государства от выполнени€ своих публично-правовых об€зательств. ƒанные правовые позиции  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, касающиес€ актов федерального законодательства, полностью применимы к нормативным правовым актам субъектов –оссийской ‘едерации и местного самоуправлени€.
»сход€ из изложенного и руководству€сь пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации",  онституционный —уд –оссийской ‘едерации

определил:

1. ѕризнать жалобы граждан Ѕабковой «ои ћихайловны, Ѕойковой —ветланы »вановны, ¬арламовой Ќины —ергеевны, ¬ильсон ≈лены јрнольдовны, ¬оронковой Ќины »вановны, ƒумцевой јлевтины јлексеевны, ƒубровской Ќатальи јфанасьевны, ћутовкиной јнны »вановны, ќковитой «ои »вановны, –оженковой јлевтины ѕавловны, ‘илимоновой Ёльвиры  ирилловны, „ервон€щей Ћилии √ригорьевны, „угуновой Ќатальи —тепановны, Ўустровой јллы ¬икторовны и яковчук ќльги Ћеонидовны не подлежащими дальнейшему рассмотрению в заседании  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, поскольку дл€ решени€ поставленного за€вител€ми вопроса не требуетс€ вынесение предусмотренного статьей 71 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации" итогового решени€ в виде постановлени€.
2. ќпределение  онституционного —уда –оссийской ‘едерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Ќасто€щее ќпределение подлежит опубликованию в "¬естнике  онституционного —уда –оссийской ‘едерации".

ѕредседатель
 онституционного —уда
–оссийской ‘едерации
¬.ƒ.«ќ–№ »Ќ

—удь€-секретарь
 онституционного —уда
–оссийской ‘едерации
ё.ћ.ƒјЌ»Ћќ¬