Ќормативные акты по медучереждени€м

ƒл€ того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состо€нии, необходимо установить на ¬аш персональный компьютер правовую систему  онсультант плюс.

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈  онституционного —уда –‘ от 12.07.2006 N 375-ќ
"ѕќ «јѕ–ќ—”  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ√ќ —”ƒј –≈—ѕ”ЅЋ» »  ј–≈Ћ»я ќ ѕ–ќ¬≈– ≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ—“» ѕќЋќ∆≈Ќ»… ѕ”Ќ “ј 50 —“ј“№» 35 » „ј—“» 2 —“ј“№» 153 ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј ќ“ 22 ј¬√”—“ј 2004 √ќƒј N 122-‘« "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… ¬ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ≈ ј “џ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» » ѕ–»«ЌјЌ»» ”“–ј“»¬Ў»ћ» —»Ћ” Ќ≈ ќ“ќ–џ’ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ ј “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ —¬я«» — ѕ–»Ќя“»≈ћ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ’ «ј ќЌќ¬ "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… » ƒќѕќЋЌ≈Ќ»… ¬ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ… «ј ќЌ "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»» «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ (ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћ№Ќџ’) » »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќџ’ ќ–√јЌќ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… ¬Ћј—“» —”ЅЏ≈ “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»" » "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»» ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"




 ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ… —”ƒ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈
от 12 июл€ 2006 г. N 375-ќ

ѕќ «јѕ–ќ—”  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ√ќ —”ƒј
–≈—ѕ”ЅЋ» »  ј–≈Ћ»я ќ ѕ–ќ¬≈– ≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ—“»
ѕќЋќ∆≈Ќ»… ѕ”Ќ “ј 50 —“ј“№» 35 » „ј—“» 2 —“ј“№» 153
‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј ќ“ 22 ј¬√”—“ј 2004 √ќƒј N 122-‘«
"ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… ¬ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ≈ ј “џ –ќ——»…— ќ…
‘≈ƒ≈–ј÷»» » ѕ–»«ЌјЌ»» ”“–ј“»¬Ў»ћ» —»Ћ” Ќ≈ ќ“ќ–џ’
«ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ ј “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ —¬я«»
— ѕ–»Ќя“»≈ћ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ’ «ј ќЌќ¬ "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»…
» ƒќѕќЋЌ≈Ќ»… ¬ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ… «ј ќЌ "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’
ќ–√јЌ»«ј÷»» «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ (ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћ№Ќџ’)
» »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќџ’ ќ–√јЌќ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ…
¬Ћј—“» —”ЅЏ≈ “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"
» "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»»
ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я
¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"



 онституционный —уд –оссийской ‘едерации в составе ѕредседател€ ¬.ƒ. «орькина, судей Ќ.—. Ѕондар€, √.ј. √аджиева, ё.ћ. ƒанилова, Ћ.ћ. ∆арковой, √.ј. ∆илина, —.ћ.  азанцева, ћ.».  леандрова, ј.Ћ.  ононова, Ћ.ќ.  расавчиковой, —.ѕ. ћаврина, Ќ.¬. ћельникова, ё.ƒ. –удкина, Ќ.¬. —елезнева, ј.я. —ливы, ќ.—. ’охр€ковой, Ѕ.—. Ёбзеева, ¬.√. ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи √.ј. √аджиева, проводившего на основании статьи 41 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации" предварительное изучение запроса  онституционного —уда –еспублики  арели€,

установил:

1. ¬ производстве  онституционного —уда –еспублики  арели€ находитс€ дело по жалобе гражданки “.Ќ.  лючеровой о проверке соответстви€  онституции –еспублики  арели€ части третьей статьи 3 «акона –еспублики  арели€ от 17 декабр€ 2004 года "ќ социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов –еспублики  арели€" в части, определ€ющей меры социальной поддержки такой категории граждан, как специалисты государственных учреждений –еспублики  арели€, работающие и проживающие за пределами городов, в том числе работники со средним медицинским образованием, к числу которых относитс€ за€вительница. ѕо мнению “.Ќ.  лючеровой, этой нормой ограничиваетс€ объем ранее предоставл€вшихс€ на федеральном уровне льгот по оплате жиль€, освещени€ и отоплени€, ущемл€€ тем самым ее права и вступа€ в противоречие с предписани€ми статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« "ќ внесении изменений в законодательные акты –оссийской ‘едерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едеральных законов "ќ внесении изменений и дополнений в ‘едеральный закон "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации" и "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации".
ѕриостановив производство по данному делу,  онституционный —уд –еспублики  арели€ обратилс€ в  онституционный —уд –оссийской ‘едерации с запросом, в котором просит признать противоречащими стать€м 1 (часть 1), 2, 18, 45 (часть 1) и 55 (часть 2)  онституции –оссийской ‘едерации часть 2 статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« и наход€щийс€ во взаимосв€зи с ней пункт 50 его статьи 35, как отмен€ющие в полном объеме льготы, ранее существовавшие у специалистов государственных учреждений здравоохранени€, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и одновременно об€зывающие органы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации при издании нормативных правовых актов соблюдать тот же уровень (объем) социальных гарантий, который предоставл€лс€ этим гражданам по состо€нию на 31 декабр€ 2004 года на основании норм федерального законодательства.
 ак указываетс€ в запросе, до 1 €нвар€ 2005 года в соответствии с частью второй статьи 63 ќснов законодательства –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранени€, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. — 1 €нвар€ 2005 года в соответствии с пунктом 50 статьи 35 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« данна€ норма утратила силу, а стать€ 63 ќснов была дополнена частью п€той, возлагающей установление мер социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранени€, наход€щихс€ в ведении субъектов –оссийской ‘едерации, на органы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации.
ћежду тем, как утверждает  онституционный —уд –еспублики  арели€, решение вопросов социальной поддержки указанной категории граждан выходит за рамки бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, поскольку эти вопросы не предусмотрены пунктом 2 статьи 26.3 ‘едерального закона от 6 окт€бр€ 1999 года "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации", определ€ющим полномочи€ органов государственной власти субъекта –оссийской ‘едерации по предметам совместного ведени€, осуществл€емые ими самосто€тельно за счет средств бюджета субъекта –оссийской ‘едерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
 роме того, по мнению за€вител€, пункт 50 статьи 35 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« ухудшает положение отдельных категорий граждан, поскольку отмен€ет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего федерального законодательства и реализуемые в конкретных правоотношени€х, что противоречит правовой позиции, сформулированной  онституционным —удом –оссийской ‘едерации в ѕостановлении от 24 ма€ 2001 года N 8-ѕ по делу о проверке конституционности положений статей 1 и 2 ‘едерального закона "ќ жилищных субсиди€х гражданам, выезжающим из районов  райнего —евера и приравненных к ним местностей" и неоднократно подтвержденной в последующих решени€х, а предписани€ части 2 статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« порождают общественные ожидани€, которые не могут быть реализованы без специального федерального законодательного регулировани€ и его финансового обеспечени€.
2. ƒе€тельность органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, согласно статье 1 ‘едерального закона от 6 окт€бр€ 1999 года "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации", в соответствии с  онституцией –оссийской ‘едерации осуществл€етс€ в соответствии с закрепленными ею принципами, в том числе принципом разграничени€ предметов ведени€ и полномочий между органами государственной власти –оссийской ‘едерации и органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и принципом самосто€тельного осуществлени€ органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж" пункта 1).
 ак вытекает из правовой позиции, изложенной  онституционным —удом –оссийской ‘едерации в ѕостановлении от 9 €нвар€ 1998 года N 1-ѕ по делу о проверке конституционности Ћесного кодекса –оссийской ‘едерации, федеральный законодатель при регулировании вопросов, относ€щихс€ к тому или иному предмету совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и ее субъектов, вправе, разграничива€ полномочи€ органов государственной власти –оссийской ‘едерации и органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, определ€ть конкретные полномочи€ и компетенцию органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, в том числе передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.
¬ силу приведенной правовой позиции федеральный законодатель при определении в рамках реформировани€ системы социальной защиты конкретных форм участи€ в ее реализации органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, вправе - исход€ из того, что координаци€ вопросов здравоохранени€ и социальна€ защита, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1)  онституции –оссийской ‘едерации, наход€тс€ в совместном ведении –оссийской ‘едерации и субъектов –оссийской ‘едерации, - передать субъектам –оссийской ‘едерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.
3. ¬ соответствии с пунктом 1 статьи 85 Ѕюджетного кодекса –оссийской ‘едерации расходные об€зательства субъекта –оссийской ‘едерации возникают в том числе в результате прин€ти€ законов и иных нормативных правовых актов субъектов –оссийской ‘едерации при осуществлении органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации полномочий, которые в соответствии с ‘едеральным законом "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета, и полномочий по предметам совместного ведени€, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 названного ‘едерального закона. –ешение вопросов социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранени€, наход€щихс€ в ведении субъектов –оссийской ‘едерации, к перечню этих полномочий, содержащемус€ в пункте 2 статьи 26.3, не отнесено. ѕодпунктом 25 пункта 2 статьи 26.3 к полномочи€м органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации по предметам совместного ведени€, осуществл€емым данными органами самосто€тельно за счет средств бюджета субъекта –оссийской ‘едерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено предоставление субвенций местным бюджетам дл€ выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жиль€ и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта –оссийской ‘едерации стандартами оплаты жиль€ и коммунальных услуг.
¬месте с тем в статье 26.3.1 названного ‘едерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта –оссийской ‘едерации вправе осуществл€ть расходы за счет средств бюджета субъекта –оссийской ‘едерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта –оссийской ‘едерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведени€ –оссийской ‘едерации, а также полномочий по предметам совместного ведени€ по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3, если возможность осуществлени€ таких расходов предусмотрена федеральными законами (часть втора€); органы государственной власти субъекта –оссийской ‘едерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта –оссийской ‘едерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта –оссийской ‘едерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи дл€ отдельных категорий граждан вне зависимости от наличи€ в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть треть€); финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не €вл€етс€ об€занностью субъекта –оссийской ‘едерации, осуществл€етс€ при наличии возможности и не €вл€етс€ основанием дл€ выделени€ дополнительных средств из федерального бюджета (часть четверта€).
‘едеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-‘« (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых наход€тс€ соответствующие организации здравоохранени€. “ак, согласно статье 63 ќснов законодательства –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ граждан в редакции данного ‘едерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранени€ устанавливаютс€ ѕравительством –оссийской ‘едерации (часть четверта€), организаций здравоохранени€, наход€щихс€ в ведении субъектов –оссийской ‘едерации, - их органами государственной власти (часть п€та€), муниципальных организаций здравоохранени€ - органами местного самоуправлени€ (часть шеста€). —оответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранени€ определ€етс€ в насто€щее врем€ уровень правового регулировани€ мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников, что само по себе не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписани€ми.
“ак, в –еспублике  арели€ за счет средств бюджета –еспублики  арели€ осуществл€етс€ гарантированна€ социальна€ поддержка отдельных категорий граждан, включа€ специалистов государственных учреждений здравоохранени€ –еспублики  арели€, работающих и проживающих за пределами городов (стать€ 1 «акона –еспублики  арели€ "ќ социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов –еспублики  арели€").
4. ∆илищно-коммунальные льготы как часть сохран€ющей актуальность политики стимулировани€ притока и закреплени€ квалифицированных кадров в сельской местности были установлены ѕостановлением ¬÷»  и —Ќ  –—‘—– от 10 июн€ 1930 года "ќ льготах квалифицированным работникам в сельских местност€х и рабочих поселках" (признан утратившим силу ‘едеральным законом от 6 ма€ 2003 года N 52-‘«), согласно статье 10 которого квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельских местност€х и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждени€м) или подлежащим учреждением, предпри€тием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждени€м, предпри€ти€м или организаци€м, необходима€ и вполне годна€ жила€ площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещени€х, с оплатой жилой площади, отоплени€ и освещени€ за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
ѕереход к рыночным отношени€м в экономике потребовал изменени€ подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан, что нашло отражение в прин€том 24 декабр€ 1992 года «аконе –оссийской ‘едерации "ќб основах федеральной жилищной политики" (утратил силу в соответствии с ‘едеральным законом от 29 декабр€ 2004 года N 189-‘«), которым определ€лись основные принципы реализации конституционного права граждан –оссийской ‘едерации на жилище в новых социально-экономических услови€х, устанавливались общие начала правового регулировани€ жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использовани€ недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось пон€тие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставл€емых гражданам, в частности, в качестве помощи дл€ оплаты жиль€ и коммунальных услуг (стать€ 1).
‘едеральным законом от 6 ма€ 2003 года N 52-‘« "ќ внесении изменений и дополнений в «акон –оссийской ‘едерации "ќб основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты –оссийской ‘едерации в части совершенствовани€ системы оплаты жиль€ и коммунальных услуг" в «акон –оссийской ‘едерации "ќб основах федеральной жилищной политики" была введена стать€ 15.1, котора€ ориентировала органы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и органы местного самоуправлени€ на осуществление постепенной замены финансовой помощи, передаваемой организаци€м жилищно-коммунального хоз€йства дл€ обеспечени€ возмещени€ расходов на содержание, ремонт жиль€ и оказание коммунальных услуг, субсиди€ми, предоставл€емыми гражданам на оплату жиль€ и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в этом «аконе мер социальной защиты граждан.
¬веденна€ тем же ‘едеральным законом стать€ 15.4 закрепл€ла правомочие органов государственной власти субъекта –оссийской ‘едерации устанавливать пор€док и услови€ предоставлени€ таких субсидий на территории данного субъекта –оссийской ‘едерации с учетом его социально-экономического развити€, а стать€ 15 предусматривала ежегодное установление ѕравительством –оссийской ‘едерации федеральных стандартов оплаты жиль€ и коммунальных услуг, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации были вправе устанавливать аналогичные региональные стандарты; если федеральные стандарты должны были примен€тьс€, в частности, дл€ расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов –оссийской ‘едерации в межбюджетных отношени€х, то региональные - дл€ расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов –оссийской ‘едерации местным бюджетам в межбюджетных отношени€х.
ѕри этом в статье 15.3 «акона –оссийской ‘едерации "ќб основах федеральной жилищной политики" в редакции ‘едерального закона от 6 ма€ 2003 года N 52-‘« указывалось, что передаваема€ из федерального бюджета финансова€ помощь бюджетам субъектов –оссийской ‘едерации в межбюджетных отношени€х может предоставл€тьс€ в том числе в форме субсидий на компенсацию расходов на предоставление установленных законодательством льгот по оплате жиль€ и коммунальных услуг отдельным категори€м граждан, работающим и проживающим в сельской местности. —оответственно, ‘едеральными законами от 24 декабр€ 2002 года "ќ федеральном бюджете на 2003 год" (стать€ 58) и от 23 декабр€ 2003 года "ќ федеральном бюджете на 2004 год" (стать€ 53) предусматривалось установление субсидий на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот, выдел€емых бюджетам субъектов –оссийской ‘едерации в пор€дке, определ€емом ѕравительством –оссийской ‘едерации. ¬о исполнение данного предписани€ ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 27 июн€ 2003 года N 377 были утверждены ѕравила предоставлени€ бюджетам субъектов –оссийской ‘едерации субсидий дл€ возмещени€ расходов в св€зи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категори€м граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов –оссийской ‘едерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждени€х, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов –оссийской ‘едерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
 роме того, статьей 2 ‘едерального закона от 6 ма€ 2003 года N 52-‘« субъекты –оссийской ‘едерации об€зывались прин€ть законодательные акты, устанавливающие размер, услови€ и пор€док возмещени€ расходов на предоставление льгот по оплате жиль€ и коммунальных услуг, определенных указанными в этой статье положени€ми федеральных законодательных актов, в том числе частью второй статьи 63 ќснов законодательства –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ граждан, которые должны учитыватьс€ в межбюджетных отношени€х. ѕри этом перечисленные в статье 2 положени€ федеральных законодательных актов, согласно статье 6 того же ‘едерального закона, подлежали применению до прин€ти€ соответствующих законодательных актов субъектами –оссийской ‘едерации, но не позднее чем до 1 €нвар€ 2005 года.
—ледовательно, еще в 2003 году субъектам –оссийской ‘едерации предписывалось установить и до 1 €нвар€ 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление субсидий на оплату жиль€ и коммунальных услуг соответствующим категори€м медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, т.е. осуществить переход от предоставлени€ натуральных льгот к предоставлению субсидий.
¬веденный в действие с 1 марта 2005 года ∆илищный кодекс –оссийской ‘едерации в отличие от утратившего силу ∆илищного кодекса –—‘—– пр€мо не закрепл€ет жилищно-коммунальные льготы дл€ конкретных категорий граждан, - в части 1 его статьи 160 говоритс€ только о возможности предоставлени€ отдельным категори€м граждан в пор€дке и на услови€х, установленных федеральными законами, законами субъектов –оссийской ‘едерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправлени€, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. ѕри этом согласно статье 8 ‘едерального закона от 29 декабр€ 2004 года N 189-‘« "ќ введении в действие ∆илищного кодекса –оссийской ‘едерации" до внесени€ изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены пор€дка предоставлени€ гражданам льгот по оплате жиль€ и коммунальных услуг на пор€док предоставлени€ в соответствии со статьей 160 ∆  –оссийской ‘едерации компенсаций сохран€етс€ прежний пор€док предоставлени€ указанных льгот, установленный этими актами до введени€ в действие ∆илищного кодекса –оссийской ‘едерации. ѕри этом из федерального фонда софинансировани€ социальных расходов субъектам –оссийской ‘едерации предоставл€ютс€ субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов, св€занных с предоставлением субсидий на оплату жилого помещени€ и коммунальных услуг гражданам, включа€ специалистов здравоохранени€, образовани€ и сельского хоз€йства, посто€нно проживающих в сельской местности (стать€ 40 ‘едерального закона от 26 декабр€ 2005 года "ќ федеральном бюджете на 2006 год").
»з приведенных нормативных правовых актов следует, что –оссийска€ ‘едераци€ до 1 €нвар€ 2005 года не устран€лась и не устран€етс€ после этой даты от исполнени€ об€занности по финансовому обеспечению предоставлени€ мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности в организаци€х здравоохранени€, наход€щихс€ в ведении субъектов –оссийской ‘едерации, при том что именно субъекты –оссийской ‘едерации вправе избрать тот или иной способ осуществлени€ социальной защиты этих граждан. ѕоэтому, вопреки утверждению за€вител€, положени€ пункта 50 статьи 35 и части 2 статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« не могут рассматриватьс€ как сн€вшие с –оссийской ‘едерации всю полноту ответственности за соблюдение надлежащего уровн€ социальной защищенности граждан и переложившие на субъекты –оссийской ‘едерации - без учета их возможностей - ответственность по обеспечению сохранени€ уровн€ ранее предоставл€вшихс€ социальных гарантий.
5. ‘едеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-‘«, как следует из его преамбулы, прин€т в цел€х защиты прав и свобод граждан –оссийской ‘едерации и решает задачи обеспечени€ конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышени€ материального благососто€ни€ граждан, приведени€ системы социальной защиты граждан, которые пользуютс€ льготами и социальными гаранти€ми и которым предоставл€ютс€ компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; при этом субъекты –оссийской ‘едерации и муниципальные образовани€ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положени€х данного ‘едерального закона, об€зываютс€ вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровн€ социальной защиты граждан, а также предоставл€ть гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироватьс€ к вносимым в законодательство изменени€м, в частности посредством установлени€ временного регулировани€ общественных отношений.
 ак указал  онституционный —уд –оссийской ‘едерации в ѕостановлении от 15 ма€ 2006 года N 5-ѕ по делу о проверке конституционности положений статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘«, предопредел€ющей развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставлени€ социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровн€ их предоставлени€.
ƒействующий с 1 €нвар€ 2005 года «акон –еспублики  арели€ "ќ социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов –еспублики  арели€" гарантирует р€ду категорий граждан, включа€ такую категорию, как специалисты государственных учреждений –еспублики  арели€, работающие и проживающие за пределами городов, в том числе работники со средним медицинским образованием, социальную поддержку в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жиль€, регионального стандарта оплаты жиль€ и коммунальных услуг и нормативов потреблени€ коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации.
¬месте с тем в силу статьи 153 в системной св€зи с пунктом 50 статьи 35 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« не исключаетс€ возможность компенсации расходов указанных граждан на оплату жиль€ и коммунальных услуг в части, превышающей нормы, стандарты и нормативы потреблени€, за счет средств бюджета –еспублики  арели€, поскольку этот ‘едеральный закон €вл€етс€ именно тем федеральным законом, который в силу части второй статьи 26.3.1 ‘едерального закона "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации" предоставл€ет субъекту –оссийской ‘едерации такую возможность.
6. “аким образом, осуществление полномочи€ по установлению мер социальной поддержки работающих и проживающих за пределами городов медицинских работников организаций здравоохранени€, наход€щихс€ в ведении –еспублики  арели€, не выходит за рамки бюджетных полномочий органов государственной власти –еспублики  арели€, при том что не исключаетс€ возможность компенсации указанным гражданам расходов на оплату жиль€ и коммунальных услуг в той части, котора€ превышает гарантированную им социальную поддержку в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы жиль€, регионального стандарта оплаты жиль€ и коммунальных услуг и нормативов потреблени€ коммунальных услуг и топлива за счет бюджета –еспублики  арели€.
—ледовательно, кака€-либо неопределенность в вопросе о соответствии  онституции –оссийской ‘едерации, ее стать€м 1 (часть 1), 2, 18, 45 (часть 1) и 55 (часть 2), положений пункта 50 статьи 35 и части 2 статьи 153 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« "ќ внесении изменений в законодательные акты –оссийской ‘едерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едеральных законов "ќ внесении изменений и дополнений в ‘едеральный закон "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации" и "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" отсутствует, а потому данный запрос не может быть прин€т  онституционным —удом –оссийской ‘едерации к рассмотрению.
»сход€ из изложенного и руководству€сь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации",  онституционный —уд –оссийской ‘едерации

определил:

1. ѕризнать запрос  онституционного —уда –еспублики  арели€ не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, поскольку дл€ разрешени€ поставленного за€вителем вопроса не требуетс€ вынесение предусмотренного статьей 71 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации" итогового решени€ в виде постановлени€.
2. ќпределение  онституционного —уда –оссийской ‘едерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Ќасто€щее ќпределение подлежит опубликованию в "¬естнике  онституционного —уда –оссийской ‘едерации".

ѕредседатель
 онституционного —уда
–оссийской ‘едерации
¬.ƒ.«ќ–№ »Ќ

—удь€-секретарь
 онституционного —уда
–оссийской ‘едерации
ё.ћ.ƒјЌ»Ћќ¬