Нормативные акты по медстрахованию

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

<ПИСЬМО> Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 N 15-4/1360-09
(с изм. от 13.11.2007)
"ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ"




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 июля 2007 г. N 15-4/1360-09

ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ



(с изм., внесенными письмом Минздравсоцразвития РФ
от 13.11.2007 N 15-4/2187-09)

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, участились случаи оказания платных медицинских услуг беременным, роженицам и родильницам.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем бесплатной медицинской помощи определяется Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при беременности, патологии беременности, родах и абортах, стационарная помощь в период новорожденности, а также лекарственная помощь при оказании скорой медицинской и стационарной помощи гражданам Российской Федерации предоставляется бесплатно. Объем бесплатной медицинской помощи при физиологическом течении беременности установлен стандартом медицинской помощи женщинам с нормальным течением беременности, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 14 сентября 2006 г. N 662.
Платные медицинские услуги населению государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
Оказание платных медицинских услуг не может осуществляться в ущерб гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
Заключение договора на платные роды страховыми медицинскими организациями является неправомерным, т.к. при этом нарушается сам принцип страхования. В соответствии с действующим законодательством цель медицинского страхования - гарантировать гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование, т.е. событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности. Роды не обладают такими признаками, поскольку неизбежно должны наступить в случае беременности.
Статьей 52 Гражданского кодекса РФ установлено, что "в учредительных документах некоммерческих организаций... должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица", т.е. именно устав учреждения определяет, создано ли медицинское учреждение для оказания исключительно медицинских услуг и имеет ли оно право оказывать наряду с медицинскими еще и немедицинские (иные) услуги.
В связи с этим учреждения здравоохранения вправе предоставлять платные немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги; пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительное питание; транспортные и другие услуги) только в тех случаях, если данный вид коммерческой немедицинской деятельности утвержден уставом учреждения здравоохранения и учреждение имеет лицензию на указанный вид деятельности.
Для оказания платных немедицинских услуг медицинскому учреждению не требуется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением.
В соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 проведение искусственного прерывания беременности предусмотрено в рамках программ обязательного медицинского страхования. При этом следует иметь в виду, что медицинские услуги по оказанию медицинской помощи (включая обезболивание) при искусственном прерывании беременности по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель (артифициальный аборт), прерывании беременности в ранние сроки (миниаборты), абортах по медицинским и немедицинским (социальным) показаниям в обязательном порядке должны быть включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования и финансироваться за счет его средств.

Директор Департамента
медико-социальных проблем
семьи, материнства и детства
О.В.ШАРАПОВА