Цены и ценообразование - Разное

Список нормативных документов по этой тематике сформирован с помощью справочно-правовой системы Консультант плюс.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 08.09.2005 N 1339/05
<О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОДПУНКТА "Б" ПУНКТА 10 ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВМИНА РФ ОТ 30.07.1988 N 929 "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ (ИМУЩЕСТВЕННЫХ) САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ>
(извлечения)




ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2005 г. N 1339/05



(Извлечения)

Высший Арбитражный Суд РФ (далее - ВАС РФ) рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Народная компания "Восток России" о признании недействующим подп. "б" п. 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совета Министров СССР от 31.08.90 N 877 и Постановлением Правительства РФ от 14.08.93 N 812).
Суд установил:
в соответствии с подп. "б" п. 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" (далее - Постановление N 929) потребители энергии уплачивают энергоснабжающим организациям десятикратную стоимость электрической энергии и электрической мощности и пятикратную стоимость тепловой энергии, израсходованных сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором.
Общество свое требование обосновывает тем, что оспариваемый подпункт Постановления N 929 применяется энергоснабжающими организациями при взыскании с него стоимости электроэнергии, потребленной в большем количестве, чем предусмотрено договором. В качестве правового основания заявитель указал на несоответствие положения, изложенного в указанном подпункте, требованиям ст. 541 и 547 Гражданского кодекса РФ (далее - Кодекс), ст. 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (далее - Закон N 41-ФЗ), ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и на нарушение его права потребителя электрической энергии.
По утверждению заявителя, данное правовое положение не приведено в соответствие с действующим законодательством согласно ст. 16 Закона N 41-ФЗ.
Представители заинтересованного лица просили ВАС РФ прекратить производство по делу, поскольку в связи с принятием Правительством РФ Постановления от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109) оспариваемый подп. "б" п. 10 Постановления N 929 не действует.
ВАС РФ считает, что дело подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно Закону N 41-ФЗ цены на электроэнергию подлежат регулированию уполномоченными государственными органами. Такими полномочиями наделено Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.
В рамках предоставленных полномочий Правительство РФ издало Постановление N 109. Согласно п. 62 указанного Постановления на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, а также для определения стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов; при этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).
Следовательно, Постановлением N 109 установлен иной порядок определения размера оплаты электроэнергии, потребленной сверх количества, указанного договором, чем порядок, предусмотренный подп. "б" п. 10 Постановления N 929.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и иные акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.91 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", Постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14.07.92 "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" и от 03.03.93 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации", применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса.
Изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ и Правительства РФ, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Таким образом, Постановление N 109, принятое во исполнение Закона N 41-ФЗ, регулирует отношения, связанные с определением размера оплаты электроэнергии, потребленной сверх количества, установленного договором, иным образом, чем оспариваемое Постановление N 929. Поэтому в силу ст. 4 Закона N 52-ФЗ подп. "б" п. 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 N 929 на территории Российской Федерации нельзя признать действующим.
При данных обстоятельствах отсутствует предмет спора, в связи с чем согласно ч. 7 ст. 194 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению.