Нормативные акты по частной и платной медицине

Для того чтобы нормативные документы были доступны в электронном виде, а базы документов всегда находились в актуальном состоянии, необходимо установить на Ваш персональный компьютер правовую систему Консультант плюс.

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 18.04.2002 N ГКПИ2002-364
<ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13.01.1996 N 27 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ" В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ>




ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2002 г. N ГКПИ 2002-364



Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Фуркалюка Михаила Юрьевича об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил),

установил:

Фуркалюк М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил), ссылаясь на то, что в нарушение требований Конституции РФ и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан об оказании гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оспариваемый нормативный правовой акт допускает предоставление платных медицинских услуг в названных медицинских учреждениях.
Как пояснили в судебном заседании заявитель Фуркалюк М.Ю. и его представитель Старченко А.А., действующее законодательство не предусматривает оказание государственными и муниципальными медицинскими учреждениями платных медицинских услуг. Оспариваемое Постановление Правительства РФ создает препятствия осуществлению гражданином его права на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и незаконно возлагает на гражданина обязанность оплаты медицинских услуг в этих учреждениях.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Пудовкина Н.А., Акишин А.П. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.
Выслушав объяснения заявителя Фуркалюка М.Ю., его представителя Старченко А.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Пудовкиной Н.А., Акишина А.П., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно - профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно - исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
Представитель Правительства РФ Пудовкина Н.А. пояснила в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит норм, обязывающих граждан оплачивать медицинские услуги в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Общий порядок оказания медико - социальной помощи, а также права граждан при оказании медико - социальной помощи установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Согласно ст. 20 Основ гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
По объяснениям представителя Правительства РФ Пудовкиной Н.А., государственные и муниципальные учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа здравоохранения. Цены на медицинские услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ в статьях 50 и 120 не содержит запрета некоммерческим организациям, в частности государственным и муниципальным медицинским учреждениям, оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
С учетом изложенного доводы заявителя о незаконности оказания государственными и муниципальными медицинскими учреждениями платных медицинских услуг населению являются несостоятельными.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения, что позволяет осуществлять контроль за возможностью оказания медицинским учреждением квалифицированной помощи.
Согласно п. 7 Правил государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
Положения данного пункта правил адресованы государственным и муниципальным медицинским учреждениям и ни в коей мере не затрагивают права и охраняемые законом интересы граждан.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба Фуркалюка М.Ю. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Фуркалюка Михаила Юрьевича об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил), оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.